Френсис Бёрнетт Принц-тонконожка

)Перевод с английского Екатерины Снигиревой-Гладких)
  Когда-то, в те дни, когда еще жили на свете феи,  в далекой западной стране было  королевство, которое называлось Пеньландия. Это была довольно любопытная страна. Во-первых, люди, которые жили там, думали, что весь мир состоит только из их королевства, и за его пределами уже ничего нет; во-вторых, они считали, что знают все на свете, а если чего-то и не знают, то значит, этого и знать не стоит.
   И еще одним отличались пеньландцы – они очень необычно подходили к вопросу о величине ног. Чем больше нога была у человека, тем более красивым и изящным он считался; и чем более  благородным по рождению был человек, тем большего размера ногу он должен был иметь. Только очень незнатные и бедные  люди имели маленькие ноги. Ноги Короля были просто огромны, ноги Королевы, принцев и принцесс - тоже.  Никогда не случалось такого, чтобы в  королевском семействе мог родиться кто-то с маленькими ногами.
  Теперь вы можете вообразить ужас королевской семьи, когда у Короля и Королевы родился сын, ноги которого были такими  крошечными, стройными и тонкими, что их сочли бы маленькими даже в любом другом королевстве. Печаль и замешательство охватили всех жителей. Королева падала в обморок по шесть раз в день; Король обвил корону черными лентами в знак траура; все флаги были  приспущены; при дворе царили печаль и уныние. Как же переживет страна рождение принца с маленькими ногами?
 И только маленького Принца это совсем не заботило. Он был самым милым и спокойным ребенком, которого когда-либо видела Королевская Няня. Если бы не его маленькие ноги, он мог бы стать гордостью семейства. Королевская Няня даже сказала Главной Судомойке, что «никогда не видела ребенка, который бы так изящно чихал». Но Король и Королева могли думать только о  маленьких ногах принца и очень скоро решили отослать его от себя. Поэтому в один ненастный вечер Принца укутали  потеплее и отнесли туда, где о нем можно было бы скоро забыть - в хижину свинопаса, живущего в чаще бескрайнего леса.
     Свинопасу дали немного денег, одежду для Принца, и сказали, что если  он будет хорошо заботиться о ребенке, то ему будут посылать деньги и одежду каждый год. Король и Королева надеялись, что никогда не увидят сына снова.
   Это понравилось Свинопасу. Он был беден, имел жену,  десятерых детей и сотню свиней, о которых должен был заботиться, и понял, что сможет использовать деньги и одежду маленького Принца  для  собственного семейства, и никто не узнает об этом. Как только посыльные Короля ушли, жена свинопаса сняла с Принца королевскую одежду и надела на него грубую рубаху, а все его вещи отдала собственным детям. Но Принц, казалось, не возражал против этого – он  не возражал  даже против того, что не имел другого имени, кроме прозвища Принца Тонконожки, которое  дали ему с презрением придворные.
  Малыш рос и становился все краше и краше. Он мог бегать на своих маленьких ножках уже в то время, когда обычные дети только еще учатся ходить. Свинопас и его жена не любили мальчика -  он был  гораздо красивее и  добрее, чем их собственные неуклюжие дети. А дети свинопаса не любили его потому, что  просто были плохими и злыми.
    Подрастая,  бедный маленький Принц чувствовал себя все более и более чужим в семействе свинопаса. Ему не с кем было играть, он грустил в одиночестве.  Одевали его только в самую грубую и старую одежду, кормили не досыта, а  спал он на соломе на чердаке хижины свинопаса. Но, несмотря на это, мальчик рос  сильным и здоровым, быстрым, как ветер, с голоском, звонким, как у  птицы. У Принца были  прекрасные блестящие глаза,  золотистые волосы и такое доброе сердце, что он не мог бы никогда совершить ничего плохого.
  Как только мальчик стал достаточно большим, свинопас заставил его пасти  свиней.   Принц должен был смотреть, чтобы свиньи не разбегались, иначе злой свинопас колотил его. А поскольку свиньи были  дикие и непослушные, то мальчику часто приходилось отведывать колотушек: ведь когда свиньи убегали, они  быстро мчались  без дорог в лес,  и почти невозможно было успеть за  ними.
  Лес, в котором Принц проводил долгие дни, был очень красивым и большим, как мир -  и  Тонконожка любил его. Здесь росли странные роскошные деревья,  ветви которых сплетались где-то в вышине, а  листья трепетали и шелестели, словно нашептывали друг другу какие-то тайны. Пролетали яркие, быстрые, странные птицы, будто вынырнувшие из потоков глубокого золотого света. Иногда они садились на ветви и тоже сообщали друг другу секреты. Журчал светлый ручей, в  воде которого, чистой и  искристой, как кристалл, видны были блестящие ракушки и камушки всех цветов, лежащие на золотом и серебряном песке.
   Принц Тонконожка всегда думал, что ручей знает тайну леса и тихо поет о ней цветам, пробегая мимо. Что касается цветов, то они были необычайно красивы и росли так плотно, что напоминали ковер, а под ними был другой ковер - из прекрасного зеленого мха. Деревья и птицы, ручей и цветы были друзьями Принца Тонконожки. Он любил их и никогда не чувствовал одиночества, когда они были рядом. Если бы  свиньи не убегали так часто, и если бы свинопас не бил его за это, то все лето  мальчик был бы почти счастлив.
      Тонконожка любил лежать на ароматном ковре из цветов и мха и слушать тихий лепет бегущей воды, шепот трепещущих листьев и  песни птиц. Он задавался  вопросом,  правду ли сказали дети свинопаса, что этот большой лес полон фей. Потом он притворялся, что верит в это, и рассказывал себе истории о феях, придумывал, что они были его друзьями, приходили поговорить с ним и позволяли ему любить их. Он так хотел любить кого-нибудь, но у него никого не было –  даже собаки.
   Однажды Принц Тонконожка отдыхал под большим зеленым деревом, чувствуя себя счастливым, потому что кругом было красиво и тихо. Он напевал песенку под аккомпанемент ручья, когда внезапно поднял кудрявую золотую голову и увидел, что все его свиньи ушли. Мальчик испуганно вскочил на ноги, стал свистеть  и кричать, но ничего  не услышал в ответ. Он не мог понять, как свиньи могли так внезапно и бесшумно исчезнуть! Его бедное маленькое сердечко быстро забилось от тревоги и горя.
  Мальчик бегал туда и сюда, заглядывал за кусты и под деревья. Он бегал и бегал, кричал и свистел,  искал всюду, но нигде не было видно ни одной свиньи! Он искал их несколько часов, заходя все глубже и глубже в лес, где  начали попадаться  странные деревья и странные цветы,  слышались странные звуки. Солнце склонилось к закату, и принц понял, что  скоро останется в темноте. Его маленькие ноги были исцарапаны ежевикой и так устали, что едва несли его; но Тонконожка  не осмеливался вернуться к хижине свинопаса, не найдя свиней.
   Единственным утешением для мальчика был ручей, который на протяжении всего пути бежал рядом и пел  свою песню. Когда Принц  остановился, чтобы умыться и передохнуть, то  сказал:
- О, маленький ручей! Ты так добр ко мне! Ты - мой друг, я знаю. Мне было бы так одиноко без тебя!
   И вот солнце село. Принц Тонконожка блуждал в темноте, пока не устал настолько, что бросился в траву у ручья  и сказал:
-О, маленький ручей,  я так устал, что не могу идти дальше. Я никогда не найду их!
  Лежа в траве, он вдруг услышал шум в воздухе, прямо над своей головой. Принц увидел, что маленькая птичка с красной грудкой попала в беду – на нее бросался огромный ястреб. Бедняжка испуганно кричала, и Принцу Тонконожке так стало ее жалко, что  он вскочил и попытался отогнать ястреба. Маленькая птичка  сразу подлетела к нему, и Принц прикрыл ее шляпой.
    Когда рассерженный ястреб исчез из виду, мальчик  поднял шляпу, ожидая увидеть там  красногрудую малиновку, но вместо птицы под шляпой оказался  маленький человечек - ненамного больше мизинца, в коричневом костюме, в ярко-красном жилете и в шляпе с пером.
   -Как? - воскликнул Тонконожка. – Вы не птица? Я так удивлен!
   -Я тоже,- сказал маленький человечек бодро. - Я никогда так не удивлялся в своей жизни, кроме того случая, когда бабушка моей  тетушки на меня рассердилась и превратила  в  Робина- малиновку. Вот это было удивление!
- Я тоже так думаю, -  сказал Принц. - Зачем она это сделала?
- Сумасшествие, - ответил маленький человечек, - вот в чем дело. Она всегда теряла  самообладание и превращала людей в ужасные вещи, а затем сожалела об этом, но превратить их обратно уже не могла.  Если вы  фея, то должны быть осторожны. Никто не захочет иметь в родне такую особу, которая  однажды превратила невестку своего  кузена в гриб,  после чего ее кто-то сорвал и сварил из нее суп!
 - Конечно, нет, - вежливо подтвердил Тонконожка.
 - Трудность в том, - сказал маленький человечек, -  что у многих фей нет высшего образования. Они учатся превращать людей в вещи, но не знают, как вернуть их обратно, и тогда во время семейных ссор – вы знаете, что такое порой случается,  - возникают проблемы. Да-да, проблемы. Так было и с бабушкой моей тети. Она тоже не научилась расколдовывать  людей, и теперь вы видите результат. Случайно я наступил на ее любимую мозоль, она рассердилась и превратила меня в Робина-малиновку. Позже она очень об этом сожалела, но снова стать собой я мог только тогда, когда кто-нибудь добросердечный избавит меня от большой опасности.  Ты – этот добрый человек. Разреши  же мне пожать твою руку.
  Принц Тонконожка протянул свою руку. Маленький человечек с сомнением посмотрел на нее.
- Вообще-то, если подумать, - сказал он, - я не могу пожать ее – она слишком большая. Я лучше  сяду на нее и поговорю с тобой.
 С этими словами, он запрыгнул на руку Тонконожки  и сел, улыбаясь, положив крошечные ручки на колени.
- Я заявляю, что просто восхитительно не быть малиновкой, - сказал он. – Я должен был выкапывать червяков – отвратительно! Я всегда ненавидел червей. Я никогда не ел их сам, но  должен был добывать их для моего семейства.
  Внезапно он начал хихикать.
 - Хочешь знать, над чем я смеюсь? – спросил он Принца.
  -Да, - ответил Тонконожка.
Маленький человечек захихикал еще сильнее.
-Я думаю о моей жене, - он сказал  - то есть жене-малиновке. Как она рассердится, когда сегодня я не вернусь домой!  Ей придется самой собирать червей для себя и для детей, но мне ее не жаль -  характер у нее был, как у вороны, а не как у малиновки. Я  заботился о ней и ее выводке, но терпеть не мог этих птенцов: голые, орущие, всегда с  разинутыми ртами!  Они, казалось, думали, что единственная обязанность родителя состоит в том, чтобы приносить им червей.
- Это, наверно, было неприятно, - сказал Тонконожка.
- Больше, чем неприятно, - воскликнул маленький человечек, - мои перья просто дыбом вставали. Представь, что тебя превратили в малиновку, и ты обязан построить гнездо! Я никогда не чувствовал себя так глупо. Откуда же я знал, как строить гнездо! А она этого не понимала.
- Она? – переспросил Тонконожка.
- О, моя жена, - пояснил маленький человечек. – Она-то всегда была малиновкой и  знала, как строить гнездо, поэтому принялась поучать меня – такой у нее был характер. Но, конечно, я не собирался признавать, что не знаю ничего о постройке гнезд: я бы никогда не справился с этой глупой птицей, если бы позволил ей думать, что она знает столько же, сколько я. Поэтому я построил гнездо по-своему, но дно его провалилось в первую же ночь. Это почти убило меня.
- Вы тоже выпали? - спросил Тонконожка.
- О нет, - ответил маленький человечек. – Но я очень жалел, что в то время  в гнезде не было яиц. 
- И что вы сделали с гнездом? - спросил Принц.
Маленький человечек подмигнул ему.
 - Сделал? – сказал он. - Я рассердился и сказал жене, что, если бы она не вмешивалась, этого бы не случилось; сказал, что она, как  курица, летала вокруг, кудахтала и давала глупые советы, а теперь жалуется. Я сказал ей, что она могла бы сама построить гнездо, если так хорошо все знает.  Она так и сделала.
 И он подмигнул снова.
- Получилось лучше? - спросил Тонконожка.
Маленький человечек подмигнул в третий раз.
 - Это неудивительно,  - ответил он.
- Кстати, - добавил он вдруг, -  как тебя зовут, и что с тобой случилось?
- Меня зовут  Тонконожка, - сказал мальчик, - я потерял свиней моего хозяина.
- А я - Славный Робин, - сказал маленький человечек, - и я найду их для тебя.
  Он засунул руку в крошечный алый шелковый мешочек, висящий у него на поясе, и вынул оттуда крошечный  золотой свисток.
 - Свистни в него, - сказал он, давая свисток Принцу, - но, пожалуйста, не проглоти. Ты такое огромное существо!
  Принц Тонконожка взял свисток, осторожно сжал его губами и  дунул -  раздался высокий, ясный звук, который, казалось, проникал в самые  глубины леса.
- Свистни еще, - скомандовал Робин.
 Принц  дунул снова, и опять чистый ясный звук помчался вдаль сквозь деревья, и тут мальчик услышал  стремительное движение,  топот и хрюканье, и все свиньи выбрались из кустов, встали в круг и стояли, уставившись на него, будто ждали, что им еще прикажут.
- О, Славный Робин, Славный Робин! - закричал Тонконожка. – Как же я вам благодарен!
 -Не так, как я тебе, - сказал Робин. – Тебе я обязан тем, что  ястреб улетел,  я опять стал самим собой, а моя жена стала вдовой (зачем она ни свет ни заря выталкивала меня из гнезда с отвратительной пословицей о ранней птичке?) А где ты живешь?
  Принц рассказал ему о себе, о свинопасе, о том,  как  случилось, что он, будучи принцем, должен  пасти свиней и жить в лесу.
- Так-так, - сказал Славный Робин. – Довольно неважное состояние дел. Возможно,  я смогу тебе помочь. Этот свисток  - волшебный.
-Я так и думал, - сказал Тонконожка.
- Поэтому, - продолжал Робин, - с его помощью ты в любую минуту сможешь созвать свиней, и тебя не будут бить. Тебе бывает одиноко?
- Иногда я, правда, очень одинок, - признался Принц. - Никто не беспокоится обо мне, только ручей иногда жалеет меня  и пытается поговорить со мной.
- Конечно, - сказал Робин. – В лесу тебя все любят, я слышал.
- О, правда? – воскликнул Принц радостно.
- Да; ты никогда не бросаешь камни в птиц, не ломаешь  ветки деревьев, не топчешь цветы.
- Птицы поют  мне песни, - сказал Тонконожка, - деревья что-то шепчут, а когда мне очень одиноко, я ложусь на траву, гляжу в глаза цветов и разговариваю с ними. Я ни за что на свете не обидел бы никого из них!
-Ха! - сказал Робин. - Ты  хороший парнишка. Хочешь пойти на вечеринку?
-Вечеринка? Что это? – спросил Принц. 
 -Что-то вроде этого, - сказал Робин и начал подпрыгивать, танцевать и весело  кружиться  на ладони мальчика. – Чай,  и пирог, и разные игры. Все начинается  сегодня в двенадцать  часов вечера в месте, о котором знают только феи, и заканчивается за две минуты и три с половиной секунды до рассвета. Хочешь пойти?
- Ах, - воскликнул Тонконожка, - я был бы так счастлив!
- Ну, так и будешь, - сказал Славный Робин. - Я возьму тебя с собой. Феи будут рады увидеть моего друга. Я у них любимец. Представь, как они страдали, когда меня превратили в птицу - такая потеря. А некоторые феи даже… - но  это неважно.
 Он закашлялся  и начал поправлять свой галстук с отсутствующим видом, пытаясь  не выглядеть тщеславным, но при этом случайно начал напевать песенку «Смотрите, идет наш славный герой», что в данных обстоятельствах было не совсем уместно.
- Но если бы не ты, - сказал затем Робин, - я не смог бы доставить им удовольствие увидеть меня сегодня вечером. Как они будут счастливы! Они просто упадут в обморок от радости. Я не хотел бы, чтобы кто-то другой пользовался у них успехом. Вот что я сделаю – я буду пользоваться успехом сам!
   И он так горделиво взмахнул  рукой,  что не удержался на ногах и упал, но сразу подпрыгнул,  весьма безмятежно.
- Увидишь, как я сделаю это сегодня вечером, - сказал он, поправляя  вмятины на своей шляпе – я буду иметь успех.
 Он надел  шляпу, подбоченился и стал  расхаживать с важным видом.
- Я хотел бы видеть это, - ответил Принц Тонконожка.
- И ты заслуживаешь, - сказал Робин. – Без тебя я, даже если бы  избежал когтей  ястреба,  должен был бы продолжать ужасную жизнь в гнезде с этой ужасной малиновкой и ее орущими птенцами! Я не  создан для этого. Домашняя жизнь не для меня, я должен бывать в  обществе, которое так украшаю своим присутствием. Моя жена никогда не ценила меня. Когда я вспоминаю, как она ругалась, - воскликнул он, внезапно рассердившись, - мне ужасно хочется  снова превратиться в малиновку и отклевать ей голову!
- И вы не хотели бы сейчас ее увидеть? - спросил невинно Принц.
  Славный Робин поспешно огляделся  и внезапно сел.
-Нет, нет! - воскликнул он торопливо, - ни в коем случае! Она не имеет никакого представления о деликатности и не заслуживает того, чтобы увидеть меня. Нет, я не хочу ее больше встречать! Я даже позволю ей остаться безнаказанной, хотя, возможно, для нее будет достаточным наказанием  лишиться меня. Только не забудь свою шляпу, и если увидишь рядом птицу, особенно малиновку, брось в нее шляпой.
- Пожалуй, мне надо отвести  свиней домой, если вы позволите, - сказал Тонконожка, - я уже  опаздываю.
- Тогда я сяду на твое плечо,  буду показывать тебе  короткий путь домой, - сказал Славный Робин, - и мы поболтаем о вечеринке.  Только дунь в свисток, и все свиньи побегут впереди нас.
   Принц так и сделал. Робин взобрался на плечо Принца и болтал всю дорогу, а свиньи мчались по лесу впереди них.
   До встречи с Робином Тонконожка блуждал в лесу не один час, но  теперь они очень быстро оказались около хижины свинопаса, дойдя до нее по восхитительной дорожке, поросшей  цветами.
- Теперь иди, - сказал Робин, когда они остановились, - а  вечером в двенадцать часов, когда взойдет луна, приходи под это дерево. Я буду ждать тебя.  До встречи!
   И он удалился, едва договорив.
   Принц пошел к хижине, ведя перед собой стадо, и внезапно увидел, что свинопас вышел из  дома и стоит, тупо глядя на  свиней. Он был грубым, отвратительным мужланом с бесцветными нечесаными  волосами и маленькими глазками, и сам напоминал свинью. Он всегда выглядел глупым, но сейчас казался еще глупее, чем обычно.
- Что случилось со свиньями? -  спросил он мальчика хриплым голосом, который был похож на хрюканье.
- Я не знаю, - ответил Тонконожка, чувствуя себя немного встревоженным. – А что с ними?
- Они стали в четыре раза  жирнее,  в пять раз больше,  в шесть раз чище,  в семь раз  тяжелее, и восемь раз пригожей, чем  были,  когда ты их увел, - сказал свинопас.
-Я ничего не сделал с ними, - сказал Принц. - Они убежали в лес, но сами вернулись.
Свинопас пошел назад в хижину и позвал его жену.
- Иди и посмотри на свиней, - сказал он.
Женщина вышла, посмотрела сначала на свиней, потом на мальчика.
- Он повстречался с феями, -  сказала она  мужу, - а может быть, это потому, что он  сын короля. Мы должны  лучше обращаться с ним, если он может делать такие чудеса. 
    И жена свинопаса приготовила Принцу хороший ужин. Но сегодня Тонконожка почти не хотел есть; он с нетерпением ждал ночи, чтобы пойти в гости к феям. Когда мальчик поднялся на свой чердак под крышей и лег спать, то все думал, думал и никак не мог заснуть. Внезапно его рука коснулась волшебного свистка, и он сразу погрузился в сон и не просыпался, пока луч луны не упал  на его лицо и не разбудил его. Тогда мальчик вскочил, подбежал к отверстию в стене, чтобы выглянуть наружу, и увидел, что луна уже взошла.
   Он прокрался вниз так тихо, что его хозяин  ничего не услышал, и оказался на улице. Стояла великолепная  ночь, и  луна светила так ярко, что вокруг было даже светлее, чем днем. Под деревом мальчика уже ждал Славный Робин. Он так разоделся, что Тонконожка не сразу узнал его! Костюм Робина был сшит из бархатных лепестков фиалок, более мягких, чем  обычный бархат, весь украшен перьями и кисточками; вокруг шеи пенились оборки, а на поясе висел крошечный меч, меньше половинки иголки.
- Возьми меня на плечо, -  сказал Робин мальчику, - я буду показывать дорогу.
   Тонконожка поднял его на плечо,  и они пошли  через лес. Странно: хотя Принц думал, что  знал весь лес наизусть, каждая дорожка, по которой они шли, была прекрасной и  незнакомой. Лунный свет, казалось, становился все более ярким и чистым,  спящие цветы благоухали более сладко, и мох был более зеленым и  густым. Принц Тонконожка чувствовал себя таким счастливым и веселым, что  забыл про грусть и одиночество.
  Славный Робин тоже, казалось, находился в очень хорошем настроении. Он рассказывал мальчику историю за историей, и, в основном, они все были о нем и о различных  феях, которые, по словам маленького человечка, так тосковали о нем, что он не надеялся найти их живыми – они должны были давно умереть от печали в его отсутствие.
- Я совершил в жизни большую ошибку, -  сказал Робин, с сожалением качая  головой, - и иногда очень об этом жалею. Гм! До того, как бабушка моей тети опрометчиво и несвоевременно превратила меня в малиновку, я  был влюблен в очаровательную малютку фею и даже  решил обручиться с  ней. Ее звали Розита. Завтра  пойду  и положу цветы на ее могилку.
-Я думал, что феи никогда не умирают, - сказал Тонконожка.
-Только в редких случаях, и только от любви, - ответил Робин. - Они не  умрут, если не пожелают этого сами, но потом  могут  ожить  снова, если передумают. А Розита…
 - Вы  уверены, что она умерла? - спросил Принц.
- Уверен! - закричал Робин в  негодовании. – Я  не видел ее несколько лет. Я менял перья  дважды с тех пор, как мы встретились в последний раз. Хорошо, что она  не видела меня в образе малиновки, - прибавил он тихо. – Конечно,  она умерла.
   И тут Тонконожка услышал  чарующие звуки, слабые, но ясные - звуки изящной музыки и  смеха,  звеневшего, словно  волшебные колокольчики.
-Ах! - сказал Робин, - это они! Но  кажется мне, они что-то очень веселы, если учитывать, что меня так долго не было с ними. Сверни-ка на эту тропинку.
  Свернув, они оказались в красивой небольшой лощине, заполненной лунным светом и блестящими звездами, отражающимися в кубке каждого цветка, наполненного  росой, где каждая росинка сияла подобно звезде.
    Здесь было много крошечных мужчин и женщин, красивых, в  чудесных платьях, расшитых крошечными бриллиантами. Они смеялись, танцевали или пировали за небольшими столиками.
- Теперь, - сказал Робин, - ты должен видеть, как я  покорю всех своей красотой. Спусти меня на землю.
 Принц снял его с плеча, поставил на землю и наблюдал,  как Робин важно вышел вперед и направился прямо к самой веселой и большой компании, расположившейся вокруг чудесной лилии, на согнутом стебле которой сидела крошечная фея, легко качаясь туда-сюда, смеясь и болтая со всеми поклонниками сразу.
   Один джентльмен обмахивал ее веером,  другой держал ее программку, третий - ее букет и маленький флакончик с духами, а те, кому нечего было держать, хмурились и недовольно смотрели на  остальных. Было очевидно, что фея привыкла быть в центре внимания  и  не возражала против этого: ее глаза искрились и смеялись.
- Каждому из нас вы пообещали танцевать следующий вальс именно с ним! – восклицал один из кавалеров.  - Как вы собираетесь сделать это?
-Я пообещала танцевать со всеми вами? – спросила фея, раскачивая стебель лилии, отчего легко зазвенели колокольчики. - Хорошо, я не буду танцевать со всеми сразу.
- Может, со мной? - прошептал ей на ухо поклонник с веером.
  Она подарила ему самый восхитительный взгляд,  чтобы убедить его, что с удовольствием  танцевала бы только с ним, но, к сожалению, не может, а  затем так же улыбнулась всем остальным - каждому из них.
- Лучше я буду  сидеть здесь, смотреть на всех вас и позволять вам говорить со мной, -  сказала фея. - Я  так наслаждаюсь нашей блестящей беседой.
   Все маленькие джентльмены были так довольны этими словами, что их лица начали проясняться. Они расправили свои оборки  и стали думать, какие еще умные вещи они могли бы сказать, ведь  каждый из них был уверен,  что именно его слова придают такой блеск  беседе.
  Этого Робин уже не мог вынести, потому что  увидел, что феей, качающейся  на лилии, была Розита!  Он пробился в самый центр группы.
- Розита! – воскликнул Робин. Он думал, конечно, что она сразу же опустит  стебель лилии и бросится ему навстречу, но фея не сделала этого. Она просто на мгновение прекратила качаться и уставилась на него.
- Кто вы? – спросила Розита.
- Кто  я? – сердито переспросил Робин. - Разве ты не помнишь меня?
- Нет, - ответила она холодно, - совсем не помню.
 Робин даже задохнулся. Он никогда в жизни не слышал ничего более возмутительного.
- Ты не помнишь меня? – закричал он. - Меня! Это невозможно!
- Вы думаете? – сказала Розита с иронией. - Как же вас зовут?
  Робин  потерял дар речи. Розита подняла крошечный монокль, который на золотой цепочке  висел у нее на шее, поднесла его к глазу, наклонила  маленький дерзкий  подбородок и посмотрела на Робина.
- Вот это да! – сказала она, - Вы действительно выглядите немного знакомым. Не может быть, это же мистер, мистер… -  она обратилась поклоннику, который держал ее веер, - неужели это тот мистер, что был превращен в малиновку? Как смешно быть превращенным в малиновку! Как же его имя?
-О, да! Я знаю, кого Вы имеете в виду – мистера Славного Робина! – сказал джентльмен с веером.
-Так-так, -  сказала Розита, продолжая смотреть на Робина. - Он клевал червяков, прыгал по веткам и жил в гнезде? Как смешно! А мы так веселились здесь, пока его не было! Эти два года прошли так чудесно! Но я узнала вас, - добавила она снисходительно.
- Вы веселились? - почти завопил Робин.
- По-моему, - сказала Розита, - в ответ на этот вопрос я должна улыбнуться.
  И она действительно улыбнулась.
- И никто не зачах и не умер от горя? - кричал Робин.
- Во всяком случае, не я, - ответила Розита, раскачиваясь на стебле лилии. – У меня не было  времени.
  Робин повернулся и побежал прочь, расценив эти слова как оскорбление. Он возвратился к Принцу в такой спешке, что споткнулся о меч, упал и покатился по траве. Тонконожке пришлось поднять его.
- Так она не умерла? - спросил Принц.
- Нет,- ответил Робин, - не умерла.
 Он сел на маленький грибок, положил руки на колени и выглядел ужасно расстроенным и возмущенным.
- Я, пожалуй, стану отшельником, - сказал он.
- О, не надо, - сказал Тонконожка. Он не знал, кто такой отшельник, но ему казалось, что это что-то не очень подходящее для Робина.
- Не надо? - переспросил Робин.
- Нет, - ответил Принц.
- Хорошо, - сказал Робин, - тогда не буду. Лучше пойдем и позабавимся. Не обращай на них внимания и никому не доверяй. Я не буду смотреть на это ветреное создание. Пойдем танцевать. Но сперва подожди минутку.
  Он вынул из кармана небольшую бутылочку.
- Если ты останешься таким же огромным, как сейчас, - продолжал он, - то раздавишь всех танцующих. Выпей это – и станешь таким же, как мы все, а когда пойдешь домой, я дам тебе то, что сделает тебя  большими снова.
  Принц Тонконожка сделал глоток из маленькой  бутылочки и сразу почувствовал, что  начал уменьшаться. Он  уменьшался, пока не стал таким, как  его спутник.
- Теперь пошли, - велел Робин.
  Они присоединились к феям, пировали, танцевали и играли в волшебные игры и были настолько веселы и счастливы, что маленький Принц был вне себя от радости. Каждый дружески приветствовал его, а феи были просто восхитительны, особенно Розита, которой Тонконожка очень понравился. Перед восходом солнца  Робин дал Принцу сделать глоток из другой бутылочки, и  мальчик снова стал большим. Ровно за две минуты и три с половиной секунды до появления солнца бал закончился, и Робин отвел Принца домой, пообещав взять его с собой следующей ночью.
  Так продолжалось все лето. В полночь Принц шел на бал к феям, а за две минуты и три с половиной секунды до рассвета возвращался домой. Он больше не был одинок, потому что целый день он мог думать о том, какое развлечение ждет его ночью. Все феи стали его друзьями. Но когда лето подошло к концу, Робин сказал мальчику:
- Сегодня  - наш последний бал. В это время года мы всегда возвращаемся в страну фей  и живем там до весны.
   Принц Тонконожка загрустил, не зная, как перенести то, что он опять останется в одиночестве, но понимал, что сделать ничего нельзя. Поэтому, решив быть веселым, мальчик отправился на последний бал и развлекался больше, чем когда-либо прежде, а Розита подарила ему на прощание крошечное колечко.
   Но следующей ночью мальчик почувствовал себя очень одиноким. Весь день он был настолько печальным, что забрел далеко в лес в надежде  найти что-нибудь, что хоть немного развеселит его.
  Принц  блуждал так долго, что очень устал и захотел пить. Только он решил, что пора идти домой, как услышал звук падающей воды, который слышался  из-за  кустов роз. Тонконожка осторожно раздвинул ветки, выглянул – и замер от удивления. Хотя стоял конец лета, тысячи роз цвели вокруг кристально-чистого озера, в которое со скалы падала такая же чистая искрящаяся вода. Это было самое красивое озеро, которое Принц когда-либо видел. Он с трудом пробрался сквозь заросли роз, приблизился к воде, встал на колени и начал пить.
  Почти сразу печаль оставила его, он почувствовал себя счастливым и освеженным. Тонконожка вытянулся на мягком душистом  мхе,  слушая плеск воды, и незаметно заснул.
   Когда он пробудился, уже сияла  луна, озеро искрилось, как серебряное зеркало, украшенное  алмазами, и два Соловья пели в ветвях над головой мальчика.  В следующее мгновение Принц почувствовал, что  понимает их язык так же легко, как язык людей. Вода, которой он утолил жажду, была волшебной – она-то и дала ему это умение.
- Бедный мальчик! - сказал один Соловей, - он выглядит утомленным; интересно, откуда он пришел?
- Друг мой, - сказал второй Соловей, - разве вы не знаете, что это - Принц Тонконожка?
- Что? - переспросил первый, –  сын короля Пеньландии? Тот, что был рожден с маленькими ногами?
-Да, - ответил второй. - Бедный ребенок живет в лесу у свинопаса, присматривает за свиньями. Он  очень хороший мальчик,  никогда не бросает камни в птиц, не  грабит гнезда.
- Как жаль, что он не знает о водоеме, около которого растут красные ягоды! - сказал первый Соловей.
-Какой  водоем, какие красные ягоды? - спросил второй Соловей.
- Возможно ли, друг мой, - удивился первый, -  чтобы вы не знали о водоеме, где растут  красные ягоды? О водоеме, где бедная  Принцесса Золотой Волос встретилась с несчастьем?
- Никогда не слышал об этом, - сказал второй Соловей немного раздраженно.
- Идите по течению ручья день и три четверти дня, - объяснил первый, - а затем сверните налево – и придете к водоему. Кусты с красными ягодами растут вокруг него.
- И что из этого? – спросил его собеседник. - И что случилось с Принцессой Золотой Волос?
- Как, вы  и этого  знаете?- воскликнул первый Соловей.
- Нет.
- Ах, - сказал первый соловей, - это очень грустная история. Принцесса  выехала на охоту со своим отцом-Королем и заблудилась. Она  блуждала, пока  не вышла к водоему. Бедные маленькие ножки Принцессы горели от усталости, поэтому она сняла свои вышитые золотом атласные туфельки и поместила их в воду –  ноги, не туфельки, – и в следующую минуту они начали расти, расти, и стали  большими-пребольшими, такими огромными, что девочка едва могла идти. Хотя все врачи в королевстве пробовали сделать ноги Принцессы меньше, у них ничего не вышло, и с тех пор она  совершенно несчастна.
- Как жаль, что она не знает всего об этом водоеме! - сказала другая птица. - Если бы она только пришла туда и окунула ноги в воду трижды, они стали бы меньше и красивее, чем раньше.
- Конечно, жаль, - сказал его собеседник, - но вы же знаете, что если мы  позволим людям знать о чудесах, которые способна делать эта вода, они толпами побегут становиться красивыми, вытопчут наш мох, оборвут все цветы и ягоды с кустов, и мы уже никогда не будем знать покоя.
- Это верно, - согласился другой.
   Скоро Соловьи  улетели, и Принц остался один. Он был так взволнован, услышав то, что они рассказали,  что уже не мог лежать спокойно. Ему было жаль  Принцессу Золотой Волос, но он радовался за себя: теперь он мог найти  путь к водоему с красными ягодами и окунуть туда свои ноги, чтобы они стали достаточно большими для Пеньландии. Тогда он вернется во дворец, и его родители будут любить его. Но у Тонконожки было доброе сердце, поэтому он не мог быть счастливым, когда другой несчастен. Он решил найти Принцессу Золотой Волос и сказать ей об этом водоеме.  Но где он сможет найти ее? Этого Соловьи не сказали.
  Внезапно он вспомнил о кольце, которое дала ему Розита. Когда фея  дарила его, то  сказала:
- Если вы, милый Принц, пожелаете попасть куда-нибудь, то сожмите кольцо в руке, обернитесь дважды вокруг себя с закрытыми глазами, и  увидите, что случится.
 Сперва он подумал, что это была одна из ее  шуток, но теперь ему пришло в голову, что он мог бы пробовать. Принц Тонконожка поднялся, держа кольцо в  руке, закрыл его глаза и обернулся дважды вокруг себя.
 И сразу же он начал двигаться вперед - не очень быстро, но уверенно. Он не знал, куда идет, но предположил, что кольцо знает это, и что, если он будет повиноваться кольцу, то найдет  Принцессу Золотой Волос. Принц смело шел вперед и вперед, не уставая, и еще до рассвета оказался у большого дерева, под которым был накрыт для него восхитительный завтрак. Мальчик хорошо поел  и продолжил свой путь.
  К  полудню он оставил лес позади и оказался в странной стране. Тонконожка понял, что это не Пеньландия, потому что ноги у всех людей были совсем небольшими, а лица – грустными. Несколько раз Принц услышал, как проходящие мимо люди упоминали Принцессу Золотой Волос. Они  жалели ее и не могли чувствовать себя счастливо, когда она была в беде.
- Такая   прекрасная и добрая Принцесса! – говорили они.  - Лучше нее и быть не может.
  Вскоре Принц Тонконожка увидел  дворец  из белого мрамора. Он вошел в большой и красивый сад и размышлял, куда лучше всего сначала направиться, когда вдруг увидел прекрасного белого оленя с золотым ошейником и  услышал тихий голос, который  печально говорил:
- Не уходи, мой олень, я не могу бегать и играть с тобой как раньше.  Не оставляй меня, мой маленький друг.
 Тут же из-за деревьев вышла череда красивых девочек, которые двигались парами, очень медленно. Впереди всех шла самая прекрасная принцесса в мире – в белом платье, с венком лилий на  длинных золотых волосах,  струящихся почти до самой земли.
  У нее было такое нежное и прекрасное  лицо, а ее большие, кроткие глаза выглядели настолько печальными, что Принц Тонконожка в то же мгновение полюбил ее. Он опустился на одно колено, сняв  шляпу  и наклонив  голову так, что его длинные светлые волосы почти закрыли лицо.
- Прекрасная Принцесса Золотой Волос,  могу ли я говорить с вами? – сказал он.
  Принцесса остановилась и посмотрела на него. Ее удивило, что перед ней, в ее саду, среди чудесных цветов, на коленях стоит бедно одетый мальчик, но она привыкла ласково говорить с каждым.
- Что я могу сделать для вас, мой друг? – спросила она.
- Прекрасная Принцесса, - ответил Тонконожка, краснея, - я очень надеюсь, что,  может быть, я могу сделать кое-что для вас.
-Для меня! – воскликнула она. - Спасибо, мой друг,  но что вы можете сделать? Действительно, я нуждаюсь в помощи, но боюсь, что никто не сможет помочь мне.
-Добрая и  справедливая леди, - сказал Принц, - я все же уверен, что смогу помочь вам.
-О! - сказала  принцесса. – У вас доброе лицо, искренний взгляд, и когда я смотрю на вас, то,  не знаю почему, но чувствую себя немного более счастливой. Что вы хотите мне сказать?
    Все еще стоя на коленях перед нею, скромно склонив голову и краснея, Тонконожка рассказал свою историю. Он поведал о своей  печали и одиночестве, и о том, почему его считают позором для семьи. Потом он рассказал ей о соловьях, о том, что услышал от них, рассказал, как он путешествовал через лес, как пришел в ее страну, как нашел ее. И в то время как он это рассказывал,  красивое лицо  Принцессы то краснело, то бледнело, она в волнении сжимала руки.
- О! – воскликнула  она, когда Тонконожка закончил, - я знаю, что это правда: у вас такие честные глаза. Я буду счастлива снова! И как я могу отблагодарить вас за то, что вы были настолько добры к бедной маленькой принцессе, которую даже никогда не видели?
  - Позвольте мне увидеть вас счастливой, дорогая Принцесса, - ответил Принц, - только этого  я и хочу, а еще - поцеловать вашу руку.
  Она протянула ему руку. Такая нежность светилась в ее глазах, что Тонконожка  почувствовал себя более счастливым, чем когда-либо прежде, даже на балах у фей. Это было каким-то совсем другим счастьем. Рука Принцессы оказалась белой, как крыло голубя и столь же мягкой.
 - Пойдемте, мой друг, - сказала она, - позвольте отвести вас к Королю.
   Через несколько минут волнение охватило целый дворец. Было решено немедленно отправиться к водоему. Помня, чего опасались  птицы, Тонконожка попросил Короля взять совсем маленькую свиту, поэтому в путь собрались только Король, Принцесса, Гофмейстер, две Фрейлины и Принц Тонконожка. Еще до рассвета они были в пути, а через день  достигли зарослей роз. Принц раздвинул ветви и пошел вперед, за ним – Принцесса.
    Принцесса Золотой Волос села на край водоема и опустила в воду ноги. Через две минуты они начали выглядеть меньше. Она окунула их один раз, потом второй, третий, и они снова стали маленькими и еще более красивыми, чем раньше. Что касается самой Принцессы, то она просто не могла стать прекраснее, чем  была, но вот Гофмейстер, который был чрезвычайно уродливым старым джентльменом, после умывания оказался настолько молодым и красивым, что первая Фрейлина немедленно влюбилась в него и тоже побежала умываться, после чего  стала такой красавицей, что Гофмейстер не мог в свою очередь не полюбить ее, и они прямо тут же обручились.
   Принцесса не могла найти слов, чтобы сказать Принцу, как она ему благодарна и как теперь  счастлива. Она только смотрела на него  сияющими глазами и снова протянула ему  руку для поцелуя.
 Принцесса была настолько нежной и милой, что Тонконожка не мог даже думать о том, чтобы уйти  и оставить ее, поэтому, когда Король попросил его вернуться с ними во дворец и жить там всегда, он был несказанно счастлив. Каждый день видеть прекрасную Принцессу, быть ее другом,  любить ее, служить ей  было таким счастьем, что о другом он и не мечтал!
  Но сначала Принц пожелал отправиться в Пеньландию и увидеть своих отца,  мать,  сестер и братьев. Он окунул ноги в воду, и те стали настолько большими, что теперь даже ноги Короля и Королевы казались маленькими по сравнению с ними.  Когда, несколько дней спустя, Тонконожка достиг дворца Пеньландии,  сопровождаемый  большой свитой, которую ему дал отец Принцессы Золотой Волос, то с восторгом  был встречен родителями.
  Король и Королева могли гордиться сыном с ногами такого размера. Вся страна была празднично освещена, народ радостно приветствовал Принца. Что касается самого Тонконожки, то нельзя сказать,  что ему нравились его новые ноги, хотя он и был доволен, что не является больше позором своей семьи. Он предпочел бы остаться Принцем Тонконожкой, быстрым, как ветер, и светлым, как молодой олень, поэтому был очень рад вернуться к водоему с красными ягодами и окунуть ноги, чтобы они снова стали маленькими. Потом он отправился во дворец Принцессы Золотой Волос, где все любили его,  он любил всех и был  счастлив. Но более всех он любил Принцессу  и женился на ней, как только они достаточно выросли. И конечно, летом они каждый день ходили в лес и танцевали в лунном свете с феями, которые обожали их обоих.
   Когда они отправлялись в гости в Пеньландию, то всегда окунали ноги в водоем с красными ягодами, а когда  возвращались, то делали их маленькими снова.
  И Принц, и Принцесса всегда были большими друзьями Славного Робина, и он много рассказывал им про Розиту, которая оставалась такой же симпатичной и дерзкой, как раньше.
- Кода-нибудь, - говорил Робин строго, - я  женюсь на другой фее, и посмотрим, как ей это понравится!
  Но он так никогда этого и  не сделал.


               
                Перевод с английского Е. Гладких


Рецензии