Фантастический журнал!

Как же мы гонялись за фантастикой! Не успеешь прослышать о том, что выходит в свет очередной том с увлекательным повествованием - и с полок книжных магазинов как корова языком слизнула! Я до сих пор этот феномен разгадать не могу: вот в 1972 году выходит очередной том "Библиотеки современной фантастики", там Гарри Гаррисон и Альфред Бестер, тираж аж 250 тысяч - не достать! В 1971 году выходит "Антология сказочной фантастики" - таким же тиражом, а купить невозможно! Избранное Александра Беляева в советское время - 100 тысяч тираж, и достаю через десятые руки по блату! Сегодня тот же Беляев - 3000 тираж, свободно лежит в продаже. То есть тиражи съежились в сто раз, а доступность возросла! Неужели только из-за того, что читают в интернете?..
А я, вспоминая эту погоню "за сладким", не могу не вспомнить периодику тех лет. Журналы, стараясь привлечь читателей, публиковали фантастику в виде приманки, так поступали многие научно-технические издания. Да, конечно, это были рассказы, повести, (роман Головачева "Реликт" в разбивку по номерам десять лет бы пришлось печатать), но мы и этому были рады. И если, к примеру, журнал "Наука и жизнь" публиковал изредка небольшие рассказы, журнал "Вокруг света" и повестями частенько радовал.
Любопытный факт: в 1925 году в первом номере журнала "Всемирный следопыт" был опубликован рассказ молодого писателя Александра Беляева "Голова профессора Доуэля". Много позже автор вырастил из этого опуса роман, который стал знаменитым. А журнал со временем резко сузил границы и стал "Уральским следопытом". И начал с того же: в первом номере в 1935 году был опубликован "Слепой полет" Александра Беляева, уже известного к тому времени фантаста. Традицию эту журнал крепко хранил все годы своего существования, в разделе фантастики печатались не только отечественные авторы, но и критические обзоры, занятные статьи. Ну, к примеру, о современной геологоразведке и о том, как поиск ископаемых выглядит в "Туманности Андромеды" Ефремова. - Прямо как в известной песне: "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы!"
А вот это уже было на моей памяти. В 1981 году редакция журнала «Уральский следопыт» учредила фестиваль фантастики, на котором вручалась литературная премия «Аэлита». Она была не только первой крупной литературной премией авторам-фантастам в Уральском регионе, но и первой литературной премией в области фантастики в стране. Это событие и определило огромную популярность журнала у читателей. Вкладки "Аэлиты" в "Уральском следопыте" и сегодня радуют любителей увлекательного жанра, не все равнозначно качественны, но в литературе, как известно, не всё, что печатается - гарантированно шедевр!
Журнала, целиком посвященного фантастике, я в советской периодике не припомню. А вот в 1991 году, когда пришла работать в "Московские новости", встретилась с замечательным человеком, который с головой окунулся в глубины этого омута. Это был Александр Шалганов, самозабвенно любивший фантастику и уговоривший наш редакторат учредить такой журнал под эгидой преуспевающей газеты. Боже, как мы ждали каждого выпуска журнала "Если"! Сколько у Саши было хлопот с переводчиками, с лицензированием, с отечественными авторами!
Шалганов придумал интересную концепцию журнала, который должен был балансировать на стыке литературы и науки (социологии, философии, математики, геополитики и т.д.). Каждое литературное произведение, опубликованное в журнале, как бы поднимало некий вопрос, на который отвечал в своей статье публицист. И эту полемику будущего с настоящим было, разумеется, сложно организовать, но как же увлекательно читать! И какой был подбор публикаций!
В первом номере опубликованы творения бессмертных классиков жанра: Роберта Шекли, Пола Андерсона, Роджера Желязны, Альфреда Бестера, Роберта Хайнлайна. Да в последующем журнал радовал нас блестящими образчиками увлекательного жанра. Вот у меня на столе "Если" № 5 за 1996 год, а в нем "Дом на берегу" Клиффорда Саймака, "Последняя инстанция" Дэвида Нордли, Кит Робертс, Теодор Старджон, интервью с Киром Булычевым, рецензия на фильм "Джонни-Мнемоник"...
В таком журнале можно и вещи Василия Головачева публиковать, и Дэвида Брина, и беседу с Борисом Стругацким. Да просто не пересказать, столько всего интересного было в "Если"!
Но в наше время периодике практически не выжить одной подпиской, нужны спонсоры, массив рекламы, а это все - отдельный промысел. Шалганов журнал покинул. Еще раньше журнал ушел из пула "Московских новостей", газета почти сдохла, переходила из рук в руки и сейчас со своими мизерными тиражами ни на что не похожа. И журнал после 20 лет взлетов и падений, смены выпускающей команды, материальных трудностей совсем не тот, что задумывал Александр Шалганов. А в Интернете плавают объявления: "Продам годовую подписку "Если" за 4 тысячи рублей!" Нет уж, шалишь, я своё сокровище ни за какие деньги не отдам!


Рецензии