Реувен Куклин
Уважаемая А.,
Вы задаёте верный вопрос. Действительно, каждый запрет «наших бабушек» требует прояснения — каков его источник. Часть этих запретов (например, «запрет» подстригать ногти на руках и ногах в один день или «запрет» пришивать пуговицу к одежде, когда человек в неё одет) упоминается в святых книгах. Эти «запреты» основаны на знании наших мудрецов об отрицательном влиянии таких действий на духовные миры. Конечно, такие «запреты» важно соблюдать, ведь нарушение их реально опасно.
С другой стороны, часть подобных «запретов» не имеет «еврейских корней» и представляет собой просто эмунот тфелот (суеверия). Несомненно, нет необходимости учитывать эти суеверия в своей деятельности.
На иврите есть чудесная книга Шмират а-Гуф вэ-а-Нэфеш, в которой приводятся почти все «бабушкины» запреты, у которых есть «еврейские корни», проясняются их источники, а также их точные рамки. В этой книге три тома! Если Вы читаете на иврите, очень рекомендую.
Перейду к Вашим конкретным примерам.
Рабби Йосеф Каро в книге Магид Мейшарим (Мишлей, 23 6) пишет, что ангел (магид — как известно, у рава Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе) сказал ему, что нельзя в один и тот же день стричь ногти рук и ног. Он также добавил, что следует стричь ногти на ногах в четверг, а на руках — в пятницу. Это предписание приводит Маген Авраам (предисловие к симану 260) и, вслед за ним, Мишна Брура (260, 6).
Однако Хида (рабби Хаим Йосеф Азулай, 1724—1806) в книге Махзик Браха (4-ый параграф) пишет: из сказанного в книге Шаар а-Каванот видно, что Аризаль не опасался стричь ногти на руках и на ногах в один день. Поэтому, по мнению Хида, можно так поступать.
Поскольку Мишна Брура приводит только слова автора Маген Авраама, ясно, что надо стараться не стричь ногти на руках и ногах в один день. Однако если это очень сложно, вероятно, можно положиться на мнение Хида. Я слышал, что рав Эльяшив разрешил женщине, которой было тяжело стричь ногти на руках и ногах в разные дни, стричь их в один день.
Что же касается «бабушкиных запретов» свистеть дома или смотреть в треснувшее зеркало, о них я никогда не слышал и предполагаю, что это эмунот тфелот.
Свидетельство о публикации №218112601084