Напарник Ахмед Валеев

Напарник Ахмед Валеев.
Хотя с этим человеком пришлось взаимодействовать всего один год, но рассказать об этом случае все равно думаю будет полезно. Ахмед Валеев работал аппаратчиком в моей смене во втором зале, где из хлопка в десяти аппаратах варил основу для производства пленки. Я же будучи дежурным электриком, сидел в своей дежурке около телефона, обеспечивая бесперебойную работу электрического оборудования всего цеха. Кроме собственно этого отделения я обслуживал оборудование так же в отделении регенерации, где из отработанных различных смесей вновь выделяли их составляющие. В моем ведении находились, и склады готовой продукции, куда в большие емкости перекачивали,  и хранили полученные в результате разложения на составные части смеси из кислот. В каждом отделении имелся свой мастер смены, но фактически я подчинялся только одному энергетику цеха, а приходя на работу, сдавал свой пропуск на хранение в комнату мастеров, где на нижнем этаже здания около курилки находилась моя дежурка. Поэтому первоначально мастер смены Савельев несколько раз пытался заставить меня помогать аппаратчикам извлекать из емкостей сваренную ими бракованную продукцию, или производить уборку территории закрепленной за его подчиненными. Мотивировал он это тем, что я сдаю ему на хранение свою пропуск, а значит подчиняюсь лично ему а не мастеру смены в отделении регенерации. Пришлось дать почитать ему должностную инструкцию дежурного электромонтера, где было написано, что я подчиняюсь ему только административно, а вот за бесперебойную работу электрического оборудования отвечаю только перед энергетиком цеха, и привлекать меня к работам не связанным с обслуживанием силовых установок он не имеет права. А территорий на которых я должен поддерживать чистоту, конечно же имеются в виду электрические щитовые у меня намного больше, чем у его подчиненных. Конечно, он грозился, что пожалуется на меня начальнику цеха, но там ему видимо разъяснили, что должностные инструкции пишутся в министерстве энергетики, и я даже имею право запретить ему работать, если посчитаю электрическое оборудование неисправным. На этом инцидент с мастером смены был прекращен, и он больше не приставал ко мне со своими претензиями на право командовать мной. Кроме меня на смене имелся еще один дежурный, отвечавший за работу измерительных  приборов, и автоматики, правда его дежурка находилась в соседнем здании в отделении регенерации. Первоначально на моей смене работала молодая девчонка, которая кроме основной работы училась еще в институте. Но однажды летом у нее говоря простым языком, прямо на работе поехала крыша. Сперва, она притащила на работу коньки и попросила их наточить, так как по ее словам собиралась в выходной день после вторых смен пойти покататься. На это ее чудачество не обратили внимания, так как подумали, что речь идет о катании на искусственном катке. На следующий день, в самом начале второй смены она зашла в мою дежурку, что то сжимая в руке. Вполне серьезно она сказала мне, что нашла в цеху бомбу, которую сейчас держит и боится разжать ладонь, так как может произойти взрыв. Позвони дежурному по заводу, попросила она, пускай приедут специалисты и освободят меня от необходимости держать эту штуку. Да ты покажи, что у тебя там предложил я может быть это вовсе не бомба. Нет я боюсь отвечала девчонка ведь тогда мы оба можем погибнуть. Все же мне удалось убедить ее, не разжимая ладони показать, что находится у нее в руке. Оказалось это обыкновенный статор от маленького электрического двигателя, который автоматчица посчитала бомбой. Но убедить ее, что эта железка безопасна не получилось поэтому мне пришлось идти к мастеру Савельеву и просить его, чтобы он позвонил дежурному по заводу и сообщил о произошедшем, а за девчонкой срочно прислали медиков. Больше в цеху она не появлялась видимо ее отправили в дурдом, а в мою смену дежурным назначили Рязанова Николая, до этого работавшего ремонтником по автоматике вместе с Харченко Володей. Молодой человек с огненно рыжей шевелюрой, и покрытым веснушками лицом недавно вернувшийся со службы в морском флоте принес вместе с собой на смену новую игру, в которую видимо играли моряки. Прежде аппаратчики свободные от работы играли в раздевалке в карты, но новая игра так всем понравилась, что играть в нее пристрастились все работники смены, в том числе и мастер Савельев. Играть в Шоблу, как называлась новая игра, могли сразу четыре человека. Для этого использовалось расчерченное поле на куске фанеры, диаметром метр на метр с идущими по краю цифрами по десять с каждой стороны. Каждый играющий по очереди бросал на игровое поле кубик с цифрами, и если ему выпадала шестерка, то он имел право выставить на кон свою фишку, это называлось взлететь, и сделать еще один дополнительный ход, бросив кубик. Если на кону у него уже имелись фишки, то он имел право не взлетать, а выставить одну из них на игровое поле и начать игру. Суть игры заключалась в том, чтобы суметь пройти своей фишкой по кругу все вражеские игровые поля, и загнать ее в дом в решетку из четырех клеток в конце своего поля направленных к центру доски.  Сделать это было очень сложно, так как другие игроки по ходу игры старались так бросить свой кубик с цифрами, чтобы выбить фишку противника из игры. Если по ходу игры его фишку выбивал противник, то он снова мог вернуть ее в игру, если при броске на его кубике с цифрами выпадала шестерка. Побеждал в игре тот, кто первым пройдя все игровое поле загонял четыре свои фишки в дом. В отличии от карточной игры в дурака, игра в Шоблу продолжалась иногда по несколько часов, ведь пройти весь круг и не быть выбитым противником было очень сложно. Играть в новую игру пристрастились все аппаратчики цеха, в том числе и Ахмед Валеев. Сперва, они играли в эту игру в раздевалке на втором этаже здания, потом какое то время пытались это делать у меня в дежурке, но так как это мешало мне вязать рыболовные снасти, мастерить различные поделки, а в ночные смены спать пришлось попросить их перебазироваться в слесарную мастерскую расположенную здесь же на первом этаже только в другом конце коридора. Так прошла зима, а однажды весной когда стал активно ловиться Лещ я пожаловался Рязанову, что все ловушки на реке забиты рыбой а мне на следующий день нужно снова идти во вторую смену. Так давай сгоняем с утра на Казанку на мотоцикле неожиданно предложил он, а потом пойдем на работу. Когда автоматчик увидел множество еще живой крупной рыбы, половину которой за помощь я предложил взять ему он сказал я тоже хочу так ловить рыбу. Так в чем же дело ответил я присоединяйся ко мне, и я научу тебя делать рыболовные ловушки, ведь мне будет даже интересней вязать снасти вдвоем. Потом еще пару раз за лето мы ездили с ним в деревню Ковали где жили его родители и ловили там в маленьких озерах карасей. Пока у него не было своих снастей, я брал с собой пару своих ловушек и небольшой бредень. К следующему лету у Рязанова появились собственные Вентеря, и мы стали ездить с ним на озеро Лебяжье, где ловили озерного карася. А вот приспособить его к поездкам в Марийские леса за ягодой не получилось, так как он собирал ее в Николаевском лесничестве прямо рядом с городом. Причем места ягодников держал в такой тайне, что даже будучи под градусом не раскрывал мест, где собирает клюкву или чернику. Но однажды весной, когда в слесарной мастерской полным ходом шла игра, я зашел туда чтобы обработать на наждачном камне детали для совка с помощью которого собирался в конце лета собирать ягоду. Именно в этот раз ко мне подошел Ахмед Валеев и поинтересовался, что это у меня будет. Узнав, что это будет приспособление для сбора ягоды он высказал желание, ездить вместе со мной в лес. Да ради бога обрадовался я, у меня даже дополнительный совок для этого найдется, только ягода поспеет в конце лета, поэтому не мешало бы тебе съездить вместе со мной и Харченко пару раз в лес, чтобы ты мог определить подходит тебе это или нет. Ведь не каждый современный человек может по нескольку дней жить в дикой природе, поэтому подготовительные поездки просто необходимы. За лето мы несколько раз ходили вместе с Харченко на озеро Глухое до которого от станции нужно было идти один час пять минут. Похоже, эти походы Ахмед Валееву понравились, ведь каждый раз он привозил из леса ведро или два грибов. А когда в лесу начала поспевать Черника, мы с ним вдвоем пару раз ходили за ягодой на дальнее озеро. Первый поход ему явно понравился, ведь он привез домой много Черники, а потом мы попали с ним в такую ситуацию, после которой он больше не захотел ездить в лес. Оба раза мы с Ахмед Валеевым ходили на озеро налегке, а я не брал с собой даже палатку, ведь ночевали мы с ним в стоящем метрах в тридцати от берега озера  на широкой поляне бревенчатом срубе, с плоской крышей из жердей, построенном когда то солдатами для своего командира. 1. Эту постройку из березовых бревен туристы называли командирский домик, ведь внутри него даже имелись удобные нары из сосновых жердей застеленные лапником, и сухой травой, а дверь сделанная из того же материала удерживалась на брезентовых петлях. Правда, окон в этой постройке не было, поэтому здесь даже днем царил полумрак. Вторая поездка не задалась с самого начала. Как только уже в темноте мы дошли до озера, то сразу почувствовали сильный запах бензина, словно всю землю на поляне залили топливом. Как только мы с Ахмед Валеевым успели забраться внутрь постройки и расположились на нарах поужинать, где то за озером послышался человеческий голос явно усиленный мегафоном. Понять, что говорил человек было невозможно, было понятно только, что это звучит мужской голос. Примерно час все было тихо, но тут вдалеке послышался рев приближающейся машины. Звук все больше нарастал, пока к озеру не подъехала похоже целая колонна техники. Машины, разворачиваясь на поляне, даже осветили наш домик фарами. По крайней мере, несколько раз свет проникал через щели в двери внутрь домика. Послышалось хлопанье дверей, человеческие голоса и звяканье металла. Ну все сказал я напарнику, сейчас к нам в домик зайдут приехавшие на озеро солдаты, и хорошо будет если они просто выгонят нас в ночной лес, а то ведь могут арестовать и держать несколько дней пока не выяснят кто мы такие. Но приехавшие видимо так устали от длительного переезда, что в наше убежище никто не заглянул, а минут через пятнадцать все звуки вообще затихли, и лес снова погрузился в полное безмолвие. Ну что будем делать спросил я у Ахмед Валеева, пойдем сдаваться в плен, или утром когда все наверняка уснут, попробуем скрытно уйти с озера. Посовещавшись, мы решили пробыть здесь до утра, ведь нам очень не хотелось оказаться посреди ночи в лесу и без палатки. Спать нам естественно расхотелось, и мы всю ночь с напарником провели лежа на нарах, и обсуждая положение в котором оказались. Ближе к утру на берегу озера, где находился песчаный пляж, затарахтел движок. Услышав этот звук, мы решили, что солдатики запустили там передвижную электростанцию. Когда на улице начало светать, над озером образовался такой густой туман, что в щель приоткрытой двери не стало видно предметов на расстоянии одного метра от нашего укрытия. Ну вот сказал я, это единственный шанс проскочить незаметно мимо часовых которые наверняка охраняют воинскую часть. Ахмед Валеев предложил, выйти к дороге идущей вдоль озера кратчайшим путем. Но эта попытка не увенчалась успехом, ведь только мы с ним пошли в этом направлении, как почти сразу набрели на военную технику укрытую маскировочными сетями. Давай пойдем назад предложил я ведь здесь наверняка есть часовые которые охраняют машины. Еще не хватало, чтобы нас подстрелили как диверсантов. Мы снова вернулись к домику и стали совещаться, что нам предпринять дальше. Наконец я предложил, пройти вдоль берега в сторону работавшей на пляже электростанции, а затем не доходя до нее резко свернуть в глухой лес попытавшись выйти этим путем на дорогу  идущую вдоль озера. По дороге идущей к пляжу мы прошли метров сто, пока звук работавшего движка не стал слышаться почти рядом. Дальше идти нельзя сказал я, там наверняка есть солдатики, следящие за работой двигателя, поэтому здесь нужно свернуть с дороги и идти прямо через лес. Нам почти удалось выйти на дорогу, по крайней мере мы уже видели ее очертания в редеющем дальше от озера тумане. Но тут наперерез нам из леса выбежал молодой солдатик с автоматом и приказал остановиться. Вы откуда идете изумленно спросил он, ведь там стоит наша воинская часть. Пришлось объяснить ему, что мы еще с вечера заночевали на озере, а через час приехали сюда военные и поэтому мы оказались как бы внутри их части. А где мы сейчас находимся, спросил солдатик. Как оказалось, он не знал не только названия озера, но и республики где сейчас находилась его часть. Пришлось разъяснить ему, что это Марийская тайга. А что это за дороги идут мимо озера спросил он с любопытством. Эта дорога которая сейчас видна вдалеке, идет дальше в лес и через четыре километра около нее есть еще одно озеро. А что за развилка из двух дорог недалеко отсюда соединяющаяся с этой дорогой спросил солдатик. После его вопроса стало понятно, что приехали они сюда из за озера по лесным дорогам, и перемещались очень долго, если человек даже не знает в какой республике сейчас находится. Пришлось объяснить ему, что правая дорога идет к железнодорожной станции, до которой примерно четырнадцать километров. А левая, идет тоже к железной дороге, но немного наискосок, поэтому по ней до железки идти примерно шестнадцать или восемнадцать километров. А для чего вы забрались сюда в такую даль, поинтересовался солдатик. Как для чего ответил я, около этого озера мы каждый год собираем чернику, за которой пришли и в этот раз. Ну ладно сказал парень, будем считать я вас здесь не видел, только советую вам не выходить здесь на дорогу ведь около нее в дзоте сидят часовые, которые могут с дуру, вас и подстрелить. Поэтому вам лучше пересечь дорогу, на которой стоят каменные столбы, от бывших здесь видимо прежде ворот, и уйти дальше в лес, где уже точно нет наших солдат, и вы сможете без проблем выйти на основную дорогу, не попадаясь на глаза моим сослуживцам. Парень оказался молодец, ведь он мог вполне сдать нас своему офицеру, заработав тем самым себе поощрение или даже краткосрочный отпуск на родину. Проще говоря, мы в тот раз с Ахмед Валеевым не подходя больше к озеру набрали черники и на вечернем поезде уехали обратно в Казань. Но произошедшее на дальнем озере видимо так сильно испугало напарника, что в лес со мной после этого случая он больше не ездил. Да я его честно говоря не особенно и приглашал, ведь каждый человек волен поступать как считает нужным, тем более напарники с кем приходилось ходить в лес в то время у меня еще были.               
    Использованные материалы.
1. Дальнее озеро, фото автора.               


Рецензии