ты мой сын или Бог?

Вот стихи Иосифа Бродского - фрагмент единого полотна "Натюрморт"...

Мать говорит Христу:
Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
Не поняв, не решив:
Ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог.
Я твой.

На этом можно было бы рецензию на "Сикстинский заговор." Филиппа Вандерберга  закончить. Суть книги именно в этом, об этом идут споры, экскурсы в хранилища Ватиканской библиотеки....

В канонических евангелиях такого диалога Христа с Матерью  конечно  нет. В Евангелии от Иоанна (19:26) Иисус, указывая на любимого ученика, говорит Матери: «Жено! се, сын Твой» ... Но это - всего лишь о достоверности слов поэта. Мы же, читая книги аналогичного звучания, пытаемся осознать достоверность изложенных фактов... И если от книги получаем маленький фрагмент истории, или принципа, или темы, не делаем окончательных выводов. Мы словно складываем это все в копилку памяти, чтобы со временем можно было собрать полную мозаику. Что этот процесс бесконечен, вы и без меня знаете. Потому что абсолютно все читаемые нами книги требуют внутренней зрелости, что ли... А что такое эта самая зрелость? Это не  готовая пристань для корабля, это процесс, это плавание.

Я не напрасно говорю с вами так, ибо именно это условие должно быть обязательным для чтения и понимания книг Филиппа Вандерберга...А его "Сикстинский заговор" - лишь одна из них, посвященных христианству и Ватикану.

Особенность его книг этой серии такова, что они заставят и вас, читающих, смотреть еще и другие источники информации... Потому что сам Ватикан – это тоже модель государства, со своим правительством, партиями, поддерживающими отношения или стремящимися оттеснить друг друга. У одних больше власти, у других – меньше. Здесь есть покладистые люди, приятные и неприятные, опасные и безобидные. И свои жертвы...

Ошибочно было бы думать, что в Ватикане царят благочестие и смирение. От смирения до преступного безумия всего  шаг. Порой забывают, что курия состоит из людей, а не из святых.

Как журналист , историк и искусствовед, писатель окунает нас в водоворот событий, связанных с расшифровкой огромного полотна Микеланджело Буонарроти , его росписи Сиксинской капеллы, что датируется временем, почти на 500 лет отстоявшим от сегодняшнего.
Действительно ли Иисус воскрес? Вопрос  не сегодняшнего дня,   да?   Оказалось,  ответ на него  прорисован  в Сикстинской капелле. При ее реставрации на фресках Микеланджело обнаружен загадочный шифр – анаграмма имени известного каббалиста Абулафии...Она тоже об этом...О воскресении сына бога ,или не воскресении его....

Да, это темы Бога, его сына или сыновей (дочерей), чистоты помыслов, или сокрушительного давления жизни , что на эту чистоту покушается... И да, в книге есть всё... исследования ученых, детектив, деяния властей Ватикана, верность истине его подвижников и безумно интересная история самого Микеланджело. Это все географически привязано к Ватикану...  И  как бы автор ни бил в колокола осуждения, здесь в романе всплывают те самые моменты в концепции церкви,  её заповеди:

"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44)....

Поступать  так практически невозможно. Или возможно? Вы найдете ответы  в книге. Они ужасны, но они есть, то есть, - были в реале. .

Сколько бы лет ни существовала церковь- католическая, православная, любая, всегда будет поиск подтверждения или отрицания ее канонов. Такой поиск идет и здесь на фоне известной всему миру Сикстинской Капеллы. В него органично вплетена жизнь гения Ренессанса Микельанджело, его отношения с Римской Католической, с философами того времени.... И при всём том, сколько бы нам ни говорили о "сенсационных" открытиях, "грозящих" самому существованию христианства (любимый слоган СМИ и рекламы), они все таки не сенсационны.... Потому что "ереси" существовали всегда... Это и Ариане - в момент рождения католической церкви в 300-х годах, это Дж. Савонаро;лла, это катары... Я всех даже не знаю .

Скажу откровенно, после прочтения книги мне захотелось где то разыскать ее первоисточники - труды философа-каббаллиста А. Абулафии , его "Книгу знака " и " "Книгу молчания"

"я установил три пути, ведущих к одухотворению: вульгарный, философский и каббалистический."

Как это происходит?
Что это даёт?
На каком пути мы с нашими  возможностями: философами, библиотеками, инетом?

Все христианские романы Филиппа Вандерберга интересны. Они увлекают идеей, темпераментным исполнением, как мне кажется, достоверностью. Но в целом, любимая тема Вандерберга - египтология... Это чрезвычайно интересный писатель... С чистой совестью рекомендую его всем.


Рецензии