Безбожное ничто или спектакль
Чижиков решил делать заметки, после того как подвергся неожиданному и незаслуженному испытанию. Как-то в храм приехал владыка. Приехал он не на праздник, а просто так. Поэтому вполне оправдано словосочетание "как-то". Пришлось и даже недостойного Чижика двинуть в число алтарников или даже иподиаконов. Чижиков всегда был против, когда из службы делали скандальное шоу, а уж тем более, когда его самого использовали для этого бесчиния. В общем-то, несложно изучить какую-то иподиаконскую роль и взять ее на себя. Но интрига заключается в том, что роли никогда не распределяются и весь смысл в неожиданности ее назначения. Бедняга начинает дрожать и метаться, теряется и это очень забавно смотрится со стороны. Похоже, это дрыганье и составляет одну из немногих радостей архиерейской жизни. Когда выясняется, что довольно образованный человек (не то, что сам архиерей, но об этом мы лучше умолчим) начинает двигаться как бильярдный шар, пущенный неумелым игроком, то сразу начинаешь расти в своих глазах, не такой бессмысленный кажется тебе прожитая рядом со святыни жизнь. Ведь какое это чудо: прожить рядом со святыми вещами жизнь и ни разу их не коснутся. Какое-то особенное благочестие в этом есть: не осквернить святыню. Тысячи часов наговорить про святых старцев, но быть чуждым их духу. Совершать высочайшее на земле служение архиерея и проходить его, как извозчик, вечно занимаясь только понуканием своих подчиненных, которые собственно-то и везут твою бричку. По мнению глупого Чижикова, Богослужение и есть тот святой остаток, который избежал суеты архиерейской и прочей жизни. Богослужение мы можем совершать, так как и наши святые предки. Неслучайно известные люди пленились духом православного богослужения и переходили из католицизма в православие. Такими были Роуз и Муньос, да, думаю, и не перечесть их. Это жизнь, это дыхание церкви. И вдруг это становится хриплым дыханием старого курильщика, или утренним амбре бойца советского трудового фронта. "Эй, куда пошел?" "Давайте, будем всех смешить", "Стоять!" "Сколько я могу вас ждать?" и масса других приятных замечаний, которые в зависимости от испорченности главного лица и ситуации могли перерасти просто в нецензурную брань. Конечно, никто и не думает молиться за таким богослужением. Что же остается в жизни, когда из нее изъяли Богослужение? Да ничто, безбожное ничто. И как бы красиво не пели, чинно не вышагивали иподиаконы, соборную молитву ничем не заменишь. Это огорчение от неудачного церковного представления было так велико, что Чижиков начал записывать свои размышления, надеясь, что в будущем они как-то оформятся.
© Copyright:
Василий Дроздов, 2018
Свидетельство о публикации №218112601729
Рецензии