Гараж особого назначения

   I 

Степан Казимирович Гиль формально не был сотрудником Автобоевого отряда, хотя на момент организации АБО числился в списках. Он был основным (но не единственным) водителем В.И. Ленина, поэтому на боевые задания не выезжал, коменданту Кремля подчинён не был и в операциях Дзержинского не участвовал.
Свою карьеру водителя царствующих особ Степан Казимирович начинал ещё до революции, в гараже Его Величества. В машинах разбирался как бог, профессионал был высшей квалификации. Его внутреннее обаяние подкупало сразу и навсегда. Ленину нравилось ездить с Гилем: он не только быстро и умело доставлял его в любую точку города, но и был превосходным собеседником.
Степан Казимирович оставил любопытные воспоминания о Ленине. «Жизнь Владимира Ильича, – спустя годы писал Гиль, – по нескольку раз в день подвергалась опасности. Эта опасность усугублялась еще тем, что Владимир Ильич категорически отказывался от какой бы то ни было охраны. 
При себе он никогда не носил оружия (если не считать крохотного браунинга, из которого ни разу не стрелял) и просил меня также не вооружаться. Однажды, увидев у меня на поясе наган в кобуре, он ласково, но достаточно решительно сказал: «К чему вам эта штука, товарищ Гиль? Уберите-ка ее подальше!» Однако револьвер я продолжал носить при себе, хотя тщательно скрывал это от Владимира Ильича».
Первым ленинским автомобилем была роскошная французская "Тюрка-Мери-28" 1915 года выпуска. Это был очень дорогой автомобиль ручной сборки с 50-сильным 4-цилиндровым мотором и закрытым кузовом. Как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя, неизвестно, но в царском гараже его точно не было.
Ленин ввел новую моду ездить рядом с шофером, пренебрегая удобством и роскошью заднего салона. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть демократичность вождя. К слову, к такому приёму прибегали позднее и многие другие: Берия, Гитлер, например. Кроме французского лимузина "Тюрка-Мери", за Лениным были закреплены и другие машины – "Делонэ-Белльвиль" из гаража Николая II, «Роллс-Ройс» российского промышленника Рябушинского, кстати, родного дяди писателя А.И. Солженицына. Этими машинами управляли другие водители, однако Ленин предпочитал ездить со Степаном Гилем.

   II

После Февральской революции 1917 года собственный гараж Его Императорского Величества превратился в автобазу Временного правительства, а после Октябрьского переворота стал базой советских вождей и наркомов. В 1916 году, как свидетельствуют документы, в собственном Его Императорского Величества Гараже, было 56 автомобилей. Среди них, по данным исторических источников, 9 обслуживали самого царя и его семью, 19 – свиту, 3 – фельдъегерский корпус, 15 – использовались для хозяйственных нужд Двора и 10 – "разгонных", предназначались для придворных Николая Второго.
В 1918-м  лидеры страны, а вместе с ними и потрепанные, изношенные автомашины бывшего автопарка императора переехали в Москву. Автобаза СНК разместилась в громадном по тем временам гараже П. Ильина в Каретном ряду. Кроме лучших зарубежных моделей там было и несколько отечественных авто "Руссо-Балта", собранных в Риге.
Вскоре для обслуживания В.И. Ленина и его семьи из состава автобазы было выделено 6 автомобилей и 12 человек персонала. "Ленинский" гараж разместили на территории Кремля в здании бывших царских конюшен, чтобы машины находились всегда под рукой. Список особо важных персон, которым тоже необходим автомобиль, увеличивался довольно быстро. Разрасталось и автохозяйство в Кремле.
Тогда-то, "в совершенно секретном порядке" и вышел Приказ № 13 по Управлению делами СНК, согласно которому "в виду особых соображений" особый гараж, находящийся в Кремле и его личный состав "выделить из подчинения автобазы Совета Народных Комиссаров".
С этого момента "гараж особого назначения" (ГОН) стал существовать как особая единица, особое уникальное подразделение, выполнявшее задачи "по обеспечению безопасности объектов государственной охраны". Руководителем гаража был назначен личный водитель Владимира Ильича С.К. Гиль.
Автопарк в Москве был изношен до предела, запчастей на зарубежные марки машин уже не было, и в условиях войны организовать их поставку было очень сложно. Но большевики всегда, в самых трудных условиях умели найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Ленин подписывает мандат представителю автобазы СНК опытному водителю с прирожденными организаторскими способностями П.И. Удалову на право осмотра всех гаражей и авто-складов в Петергофе, Гатчине и Петрограде для отбора машин "Роллс-Ройс" и запасных частей к ним, чтобы немедленно отгрузить всё это в Москву.
Удалов блестяще справляется с труднейшим заданием и привозит несколько автомобилей "Роллс-Ройс" в Кремль. Кроме этих машин он нашёл на задворках Гатчины великолепный автомобиль "Воксхолл" 1914 года выпуска. Эта огромная машина с закрытым кузовом принадлежала когда-то матери Николая II. В Москве Удалов доложил о шикарной машине Сталину, и это прозвучало прозрачным намёком наркому забрать автомобиль себе. 
Кем был Сталин в 1920 году? Скромным Народным Комиссаром по делам национальностей, не самым популярным полководцем на фронтах гражданской войны. Авторитет Троцкого в то время был значительно выше. Реверанс Павла Удалова в сторону Сталина был таким же гениальным провидением, как и рывок Юлиана Конопко на
броневике к воротам Смольного.

  III

Сталин умел ценить преданность. Удалов Павел Иосифович становится его личным шофером на долгие годы, до самой кончины генсека в 1953 году. Когда Ленин прочно обосновался из-за болезни в нерадостных Горках, Сталин смещает Степана Гиля с должности начальника ГОНа, и отныне в особом гараже для первых лиц государства всем разруливает Павел Удалов. Счастливой оказалась машина "Вокс-холл"... 
Будущий вождь народов так полюбил этот автомобиль, что через пару лет попросил начальника ГОНа Удалова  найти ему такую же, но поновее. Надо ли сомневаться, что желание Сталина было выполнено.
Павел Удалов приглянулся Сталину по многим причинам. Далеко не последней была та, что он не подавлял Сталина своими габаритами. Наоборот, Сталин был заметно крупнее невысокого, ладно скроенного водителя. На сухощавой фигуре Павла гимнастерка и галифе сидели так, словно он родился в этой форме. Моложавое лицо было освещено внутренней раскованностью, отсутствием подобострастия.
У Сталина было несколько водителей, но основным, с которым он совершал все дальние поездки, был Удалов. Сталин брал его с собой и в Тегеран, и в Ялту, и в Потсдам.
Павел Иосифович –убежденный холостяк– был человеком широкой души, добрым и отзывчивым, насколько допускали условия специфичной работы. Он заметно смягчал тягостную атмосферу, нагнетаемую охранниками Кремля, коих было видимо-невидимо. 
Комендант Кремля Петерсон преуспел в своём полицейском ремесле. В истории сохранилась убийственная характеристика на этого человека: усердное ничтожество. Удалов не вписывался в кремлевскую обслугу, но любимчика Сталина не трогали. За долгие годы Павел исколесил со своим хозяином на бронированном "паккарде" тысячи километров по дорогам бескрайней страны, не говоря уж о ежедневных
поездках по столице.
В конце жизни И.В. Сталин подарил Удалову новенький "форд". Ворошилов позавидовал и после смерти Сталина отобрал у шофёра сталинский подарок.

    IV

Судьба водителя Гиля Степана Казимировича сложилась в роковые тридцатые–сороковые, можно сказать, благополучно. После сдачи дел Удалову он ещё много лет работал в ГОНе, имел приятельские отношения с коллегами по гаражу. В той атмосфере, когда между советскими вождями не было и не могло быть искренних, дружеских отношений, их водители боялись обронить лишнее слово. Каждый из них был сотрудником ГПУ-НКВД и писать докладные друг на друга входило в служебные обязанности.
Время от времени работники гаража исчезали тихо и незаметно. Гиль не исчез. В 1945 году он сопровождал Вышинского Андрея Януарьевича в поездке в поверженную Германию. Прилетев в предместье Берлина, Андрей Януарьевич привычно, вперёд задом вышел из самолёта. Ни с кем не здороваясь, сразу сел в автомашину, которую за ним послал Жуков. Вышинского сопровождал пожилой спутник, который вёл себя так же неприветливо и высокомерно. Бучин Александр Николаевич, водитель машины Жукова, узнал в нём старого товарища по ГОНу Степана Гиля.
Вышинский был любимцем Сталина, ревностным исполнителем его воли. В качестве главного прокурора он сыграл важнейшую роль в планах ликвидации ленинской гвардии. Именно он был душой московских процессов, закончившихся казнью Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова, Пятакова, Радека...   
Когда Вышинский, первый заместитель министра иностранных дел, ушел в отведенный ему дом, Степан Гиль немедленно стал самим собой – симпатичнейшим и добродушным человеком. Он по-дружески разговорился с Бучиным, рассказал о цели приезда с дипломатом – подобрать среди трофейных автомашин "самую лучшую". Гиль весело подмигнул: «На меньшее Андрей Ягуарович не согласен».
До 30-х годов в СССР отечественных автомобилей практически не было, а уж достойных перевозить первых лиц государства – и подавно. Была сделана попытка на Путиловском заводе скопировать американский "Бьюик", но Сталин отверг пиратскую модель, даже не взглянув на неё.
После смерти Ленина для правительственных нужд регулярно закупались американские машины. Предпочтение отдавалось самым дорогим и престижным моделям. Один из известных журналистов тех лет Валерьян Оболенский, будучи страстным сторонником развития отечественного автомобилестроения, выступил с резкой критикой буржуазных склонностей пролетарского правительства, написав о том, что вместо одного роскошного "Линкольна" можно было купить пять недорогих "Фордов".
У Сталина была феноменальная память на людей. Смелые выступления стоили Оболенскому жизни. Он был расстрелян в 38-м году.
Трудно разгадать логику вождя, тем более, основанную на всё усиливающемся подозрении к своим товарищам по партии. Так или иначе, но у Сталина появляется второй, Малый, гараж. Первый, Особый, остался там, где и был, в составе ГОНа, а Малый, который стали называть "сталинским", разместился рядом с квартирой Сталина, в Арсенале, в помещении бывшего конного манежа. Для контроля этого гаража была организована специальная группа охраны под руководством сотрудника госбезопасности Соловьёва.
Но вернёмся вновь к событиям конца 1918 года, когда два новых бойца Автобоевого отряда прибыли в Кремль для охраны правительства и борьбы с контрреволюцией.


Рецензии