Тысяча первый приём

   Был в армии блистательного раджи Ашоки непревзойдённый мастер малла-йуддхи, так называли в древней Индии борьбу. Звали его Архат. Владел пахалван (а так именуют в Индии умелых борцов) четырьмя стилями поединков, которым научили его в юные годы легендарные наставники – устады, тренера по-нашему. Их было четыре.

   Устад Бхимасени славился нечеловеческой грубой силой, от него первого узнал Архат, как захватывать, поднимать и бросать человека лопатками в мягкую глину борцовской ямы (акхары).
 
   Наставник Бхимасени с самого утра пинками поднимал изнурённых вчерашним днём мальчиков и заставлял вращать над головой вначале деревянные, а потом  и каменные палицы - карела, гада и экка. Потом ученики до полудня многократно поднимали рывком с земли и удерживали над головой тяжелые каменные гири с рукояткой (наль), бесчисленное множество раз приседали друг с другом на плечах и отжимались от земли, преодолевая усталость. А в остальное время после утренних занятий и до захода солнца чтобы укрепить спину и ноги будущих пахалванов учитель Бхимасени одевал на шею воспитанников тяжёлые каменные кольца (гар наль), и не разрешал снимать их до самого вечера.

   Иным был ловкий и неутомимый устад Хануманти. Он считал, что силы уже тогда достаточно, если можешь оторвать соперника от земли, а главное - опережать противника, имея превосходство в скорости исполнения приёмов, умении применять разнообразные защиты и уловки, сбивающие борца с толку.
 
   Ученики Хануманти ловко лазали по деревьям и прыгали по лианам,  бегали по горным извилистым тропам с неожиданной сменой направления. Все эти упражнения являлись неотъемлемой частью стиля, которому обучал устад Хануманти.

   Хитроумный  устад Джамбувани всегда борьбу строил на вязких захватах, способных удержать, обездвижить и обессилить противника. Этот стиль немыслим без правильного  питания: миндаль, проросшие бобы нута, сдобренные топленым маслом (гхи), молоком или мёдом, разнообразные фрукты, которые помогают пахалванам напитать ум и тело, не потерять духовное спокойствие, проворность и быстроту при хорошем весе.
 
   Жестокий устад Джарасандхи учил пахалванов не быть трусами, не бояться боли и удушений,  и при случае знать, где укусить и как вывернуть или поломать конечности в единоборстве. Единственная поблажка, которую допускал Джарасандхи - во избежание смертельных травм в мягкую глину борцовской ямы дополнительно лили свежее топленое масло (называется гхи, если помните).
 
   Таким образом пахлаван Архат узнал от своих устадов тысячу приёмов борьбы и один, главный, придумал сам. И всеми приёмами он умело пользовался.
 
   Правители в те благословенные времена были настолько азартны, что выставляли огромные денежные вознаграждения борцам-победителям, поэтому пахлаван Архат не бедствовал, так как долгое время не было ему равных.

   Но короток век человека и рано или поздно к любому  приходит старость. И пресытился борьбой Архат, так как понимал это, и не хотел уйти побеждённым. Так как Архат сам знал тысячу и один приём, повелел ему мудрый раджа Ашока обучать искусству борьбы молодых воинов. И повторили пахлаваны путь, по которому к вершине своей славы поднялся сам Архат. И лучшему из лучших своих борцов, Асуру,  устад показал тысячу приёмов, и тот изучил их в совершенстве.
 
   Не стало равных Асуру среди воинов раджи Ашоки.  И стал тогда бахвалиться кшатрий Асур этим, и во всём перечить  своему устаду Архату, который ему спокойно заметил:

- Если твоя сила в  мудрости, не перечь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине,  дураку и учителю, - но не понял наставления Архата его задиристый ученик.

- Мудр тот, кто силён! - продолжал задирать учителя Асур. – А ты стар и слаб.Я превзошёл тебя, так как лучше владею тысячей приёмов.

- Ты молод и ничего не понял. Давать советы глупцу — только злить его, - возразил Архат.

- Ты стар и немощен, - взвился оскорблённый Асур. - Я вызываю тебя на поединок. Посмотрим, какую мудрость ты сумеешь противопоставить моей силе и искусству.

   Ахнули и отстранились от Асура окружившие их воины: неравной представлялась им такая схватка – молодой Асур против старого устада Архата. Но Архат не уклонился от вызова:

– Не хвались в начале пути, а хвались, когда вернёшься обратно. Я принимаю вызов!

                * * *
   Вокруг  борцовской ямы собрались воины, явился и сам раджа Ашока, заинтересованный поединком. Зрители стали делать ставки, но все ставили на победу молодого кшатрия Асура. И только раджа Ашока упрямо поставил на устада Архата, так как золото для него ничего не значило.

   Когда началась схватка, Архат подавил свой азарт и успокоил дыхание. Он стал вязать руки Асура и, прислушиваясь к горячему дыханию противника, читать его мысли. Раз за разом бросался в атаку Асур, но спешил и ошибался, так как натыкался на умелую защиту.
 
   Проворен был Асур и вынослив, и Архат понимал, что долго ему в схватке не выстоять, поэтому дождался, когда после очередной неудачной атаки тот начнёт вдох, и взорвался самым простым приёмом, известным любому из его учеников.

   Лопатки Асура отпечатались в мягкой глине, да так, что ни у кого не возникло сомнений, что Архат победил. Пристыженный Асур покинул акхару опустив голову.
                * * *

   Раджа Ашока подозвал Архата и между ними состоялась беседа, к которой многие прислушались:
 
- Как тебе удалось победить молодого Асура? – спросил Ашока.

- Тысяча первым приёмом, мудрый раджа, - поклонился Архат.

- Но ты ведь не сделал ничего особенного. Ты впечатал лопатки Асура в глину так, как умеет  любой из твоих учеников.

- Победа над собой, своим азартом и страхами — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным, - ответил Архат.  - Я заставил себя слушать чужое  дыхание и читать чужие мысли раньше, чем Асур начинал движение. Моя уверенность в себе и есть мой тысяча первый приём.

   Радже захотелось пахлавана наградить:
 
- Ты победил, проси золота, сколько пожелает твоё сердце!

- Моему сердцу золота не надо: я уже пробуждаюсь   от сна неведения, - отказался Архат. - Насыть золотом чёрствое  сердце моего ученика: он ещё не встал на путь просветления и понимания законов земли и неба.

   Не всё понял из ответа раджа Ашока, да это ему и не надо было. Но с тех пор все стали звать мудрого устада Бодхидхармой, что на языках пали и санскрита означает Осознавший  небесный порядок.


Рецензии
С удовольствием прочёл Ваш рассказ. Получил огромное удовольствие и заряд мудрости.
Бадхидхарма - один из моих идеалов.
Спасибо, Владимир!
Замечательно!

Борис Малкин   08.02.2021 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо!
У индусов многому можно поучиться.

Владимир Улас   08.02.2021 22:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.