Письмо. На деревню дедушке. Константину Макарычу

Письмо. На деревню дедушке. Константину Макарычу


Лев Николаевич продолжал работу в школе с крестьянским детьми. Это была первая вполне свободная школа. Ученики приходили и уходили когда хотели, делали что им угодно, учились только тем предметам, которые выбирали, и в том виде, в каком им нравилось, без всякого принуждения, без малейшей дисциплины, кроме той, которую они вводили сами.

К Толстому с визитом пришли Антон Чехов и Максим Горький.

Между ними началась дискуссия об актуальных вопросах развития культуры.

В соседнем помещении школы сидел крестьянский мальчик. Мальчик шевелил губами: «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он письмо».

Видимо, мальчик устал. В какой-то момент он провалился в сон. Ему снилось, что он пишет диктант, а какой-то грамотный человек произносит предложения. Было ощущение, что этот взрослый грамотный человек властно хватал за руку и вел куда-то, от чего захватывало дух...

Мальчик старательно записывал:

«Отмена любых запретов на публикацию и на распространение любых книг. Ликвидация любых, каких бы то ни было, «запрещающих» списков книг».

«Восстановление экономических связей между читателями и авторами. Реформирование форм использования контента в Интернете - для защиты законных экономических интересов авторов. Системная защита прав авторов на получение вознаграждений в случаях использования их творческих продуктов».

«Восстановление рынка книжной продукции. Стимулирование производства и продажи книг. Отмена любых ограничений и стеснений, в том числе всех форм запретов, лицензий, разрешений, обязательных платежей (налогов, сборов),  отчетов и прочего (кроме заведомо необходимых для защиты прав авторов) – при производстве и продаже книг».

Мальчик в какой-то момент проснулся. В соседней комнате Толстой, Чехов и Горький продолжали обсуждать актуальные вопросы развития культуры.

Мальчик с ужасом посмотрел на свое письмо.

Он зачеркнул написанный текст и, вместо зачёркнутого, написал:

«Я буду тебе табак тереть».

Он судорожно вздохнул и уставился на окно.

Когда еще была жива его мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила его леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

Наконец, письмо было написано.

Мальчик свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке».

Потом подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Где-то в далеком городе Петербурге министр народного просвещения писал: «Вообще, я должен сказать, что деятельность графа Толстого по педагогической части заслуживает полного уважения…»


25 ноября 2018 г. 21:20


Рецензии