Язык музыки
(ЭПИГРАФ Поверить АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ (А.С.Пушкин Моцарт и Сальери)
Вы любите Марсиан? А-а! Вы их не знаете и не видели! Правильно, как можно любить , или не любить то , чего не знаешь! Как можно любить (или не любить) музыку , если не знать языка , на котором она говорит!
Худо-бедно учился музыке , недолго... Гармонию вёл у нас замечательный человек , выдающийся башкирский композитор Тагир агай Каримов. Много он в нас вложил (за шесть месяцев), но с благодарностью вспоминал его уроки всю жизнь! Но и он не открыл нам такой секрет в музыке , который стал мне понятен после многих лет преподавания музыки в школе! Не думаю, что открываю Америку , но уверен , для многих, кто дочитает статью до конца и не окончил консерваторий это будет откровением.
Во-первых. Попробуйте дать определение МУЗЫКИ! Пришлось , друзья придумать самому- детям привык давать чёткие определения! ( Например в ПДД :"Обгон"-это опережение одного , или нескольких движущихся транспортных средств , связанное с выездом из занимаемого ряда. Движение по соседним полосам с различной скоростью не является обгоном").Чётко и ясно! Так вот :
МУЗЫКА-ЭТО ЧЕРЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ ПО ВЫСОТЕ И ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ! По высоте-МЕЛОДИЯ! По длительности-РИТМ .Вместе-и есть МУЗЫКА!
Музыкальные звуки -определённой , доступной нашему слуху частоты. В обычном ЛАДУ семь звуков.До-ре... Вы это знаете, но расположены они по особому! Во-первых "МАФИЯ"! ДО-МИ-СОЛЬ-это родня! Вместе они звучат - красивый АККОРД- тоническое трезвучие! Особое место занимает "СИ"-она "сталкивает" нас в "ДО"-тонику!
Если есть рядом инструмент- нажмите одновременно ДО_МИ_СОЛЬ , а потом ДО_МИь_СОЛЬ. Сравните! Яркий. солнечный первый аккорд и грустноватый , пасмурный второй! Первый-МАЖОР (между первым и вторым звуком большая терция(MAJOR-майор), а второй-МИНОР (между первым и вторым малая терция MINOR-маленький). Значит, нужно написать весёлую музыку-пиши в МАЖОРЕ! А грустную-в МИНОРЕ! А вот и нееет! Наверное самая грустная "СУЛИКО"-грузинская народная песня- написана ...В МАЖОРЕ!, а самая весёлая "ЦЫГАНОЧКА" (ещё называют "сербиянкой") в МИНОРЕ! Как и в жизни:Единство и борьба противоположностей!Тагир -агай Каримов говорил: музыка должна иметь логический смысл-этот смысл не только в голосовом ходе-( о чём я говорил Чередовании музыкальных звуков по высоте и по длительности) но и смысловой последовательности--- гармонии!
Для того , чтобы понять ещё одно свойство ЯЗЫКа музыки понятия "ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ" и назовём условно "ОТВЕЧАТЕЛЬНАЯ" МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ! Вот вам пример: На Ж.Д. вокзалах дикторша объявляет: "Поезд до станции Урал-Тау прибыл на первый путь" Вначале высота тона повышается до слова "ТАУ" и заканчивается спокойным "ПУТЬ"! Так вот: Первая фраза:"ПОЕЗД ДО СТАНЦИИ УРАЛ_ТАУ..." звучит как вопрос! А "Прибыл на первый путь"-ответ. Аналогично и в музыке:" ЕСЛИ Б ЗНАЛИ ВЫ КАК МНЕ ДОРОГИ..." незаконченная фраза и "Подмосковные ВЕЧЕРА!"-ответ! Думаю не запутал Вас! Слушайте музыку!
Не всегда наша современная музыка имеет такую структуру! Без вопросов и ответов-она бессмысленна! Вот и остаётся при бессмысленном тексте и такой же музыке либо максимально оголять различные части своего тела . либо плясать вприсядку самому , а то ещё "Тодосы" привлекать! С музыкой это не имеет ничего общего!
И классическая музыка построена так же! Я своим ученикам приводил в пример сороковую симфонию В.А.Моцарта. Найдите в интернете и послушайте в свете открытого Вами секрета музыки --её языка! Прислушавшись Вы услышите всё это и в других классических произведениях. Попробуйте послушать пятую симфонию Л.В.Бетховена, где судьба стучится в дверь!
Свидетельство о публикации №218112600579