1. Введение

Философия лица.

Личное бытие в философии лица.
(Учение Философии Лица о личном бытии)

1. Введение. 
(Личное «сознание» как основание онтологии «бытия»)

Как известно каждому мало-мальски философствующему субъекту, взаимоотношение основополагающих категорий «бытия» и «сознания» составляют основу онтологии любой философской системы. Более того, соотношения этих двух категорий, главным образом вопрос о первичности «бытия» по отношению  «сознанию» или наоборот, классифицирует любую систему философских воззрений.
В этой статье хотелось бы показать и обосновать то кардинальное отличие Христианской Философской Онтологии от онтологии всякой другой философской системы, которое не позволяет поставить её в один ряд с прочими философскими и религиозно-философскими системами. Это кардинальное отличие заключается в том, что только Христианская Философская Онтология может по праву называться Философией Лица. И только она, в полноте и совершенстве отражает откровенное познание о соотношении «бытия» и «сознания», понимая последнее как союз «общения» и «любви» человеческой личности и божественного лица в построении и промыслительном содержании «личного бытия» как «нравственного бытия человека».
Современная философия позиционирует себя как философия гуманистическая. Так ли это на самом деле? Гуманизм – явление бытия постхристианского общества. Он декларируется ныне, в самых широких кругах общества, как уважение к личной идентичности человека. Это является идеалом нашего времени. Гуманистическая философия объявлена философией личности. Но проблема в том, что гуманистическое мировоззрение пытается заменить собою христианство во всём, что касается достоинства человека. Наиболее заметны результаты этой подмены в отделении категории  «лица» от понятия  «личности», отказе от «лица» как онтологического понятия. И, тем самым, от христианского (евангельского) мировоззрения и от его богословия как попытки утверждения в Боге человеческого ума и всей системы «познания» человеком окружающего его «реального бытия», т. е. «нетварного бытия» и «бытия тварного». Философия, а за ней и психология, и все следующие за ними науки о человеке, его эволюции и истории, пытается соединить «личность» с идеей об автономной морали, провозгласить теорию «автономной морали личности», присущей в одинаковой степени каждому человеческому «индивидууму». Разрывается связь «личности» и «лица». Философия утверждает синонимическую идентичность «личности» и «индивидуума». Отрицается таинство в «общении» человека, как «тварного образа» с «образом нетварным». Философия укореняет человека не в божественном образе, а в «индивиде» – человеке животном (плотском), являющемся частью природы, плодом природной эволюции, возвысившемся до моральных феноменологий и этических экзистенций. Это укоренение в природной эволюции, природной онтологии, и необострённое внимание к онтологии общения, к уникальной онтологии личности, не укладывается ни в какие фактические реалии об эволюции, не позволяет нашему «познанию» выбраться из тупика противоречивых взаимоотношений «бытия» и «сознания» даже большинству религиозно-философских систем.
«Свобода» и «любовь» не рассматриваются как основополагающие категории онтологии, как «бытие общения». И это неудивительно! Потому что философия не имеет пред собою примера истинного «общения» - не «индивидов» или «личностей», а «лиц». - «Общения» в полноте и совершенстве «любви». Гуманистическая философия, особенно  экзистенциальная философия, полагает в основание «познания мира» и «познания человеком самого себя» лишь свои собственные измышления. Только своё собственное понимание «общения», «свободы» и «любви». «Реальное бытие» познаётся современным философским мировоззрением как однородная онтологическая реальность. Даже если идёт речь о Божественном «бытии», то оно не выводится за рамки природной онтологии, что объединяет тварное и нетварное в одну онтологическую систему. Это является возвращением в античность. Отказом от откровенного богословия Евангелия и возвратом к языческой философии. Философия же человека – это диалектика двойственности:
- «личности»  (философия, этика и эстетика индивидуума, а так же индивидуальная психология): и
- «социума» (социальная философия, этика, эстетика и психология). Это всего лишь «общение личностей», но не «лиц».
Философское познание – «научно» и «рационально». Познание иррациональное признаётся современной философией только в рамках «психологического портрета личности», которыми она призывает ограничить всю деятельность литературы, музыки и всех прочих искусств, ставя здесь на стражу своих интересов этику и эстетику.
Проблема «личности» и «личностной идентичности» сегодня широко обсуждается как проблема высшего идеала. Но никто, по-видимому, не признаёт того факта, что как исторически, так и экзистенциально понятие «личности» неразрывно связано с богословием и, следовательно, с категорией «лица».
Необходимо помнить, насколько глубока и нерушима связь, соединяющая понятие «личности» с патристическим богословием и экклезиологией. «Лицо» и «личность» как понятия и как живая реальность - исключительный продукт христианства, Евангельско-патристической мысли. Вне этого истока глубочайший смысл «бытия»: «личного бытия» как основания всего «реального бытия», и «личностного бытия» как основания «тварного бытия», не может быть постигнут. И не имеет оправдания своего существования. [1]

[1] Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский: - «Уважение к «личностной идентичности» человека является, возможно, наиболее значительным идеалом нашего времени. Попытка современного гуманизма подменить собою христианство в том, что касается достоинства человека, привела к отделению понятия личности от богословия и соединению его с идеей автономной морали или же с чисто гуманистической экзистенциальной философией. Поэтому, хотя проблема личности и «личностной идентичности» сегодня широко обсуждается как проблема высшего идеала, никто, по-видимому, не признает того факта, что как исторически, так и
экзистенциально понятие о личности неразрывно связано с богословием. В рамках этого небольшого исследования будет сделана попытка показать, насколько глубока и нерушима связь, соединяющая понятие личности с патристическим богословием и экклезиологией. Личность как понятие и как живая реальность - исключительно продукт патристической мысли. Вне этого истока глубочайший смысл личностного бытия не может быть, ни постигнут, ни оправдан», – из статьи «Личность и бытие».


Рецензии