C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Битва на Шаче

Альтернативная история специалистами встречается в штыки. Маститые ученые на попытки применить к предмету их занятий «сослагательное наклонение» смотрят как на дань моде или околонаучную спекуляцию. Хотя всесторонний анализ «возможного» вполне способен лучше понять и представить какое-либо историческое событие.

Все мы со школьных времен знаем, что весной 1242 года русская рать, ведомая князем Александром Невским, разбила на льду Чудского озера войско немецких «псов-рыцарей» (крестоносцев Тевтонского ордена), стремившихся воспользоваться нашествием монголо-татар, дабы поработить Новгородскую землю.

Но, как заявляют сторонники альтернативной истории, битва происходила не так, как описано в учебниках и показано в кино. Из красочной картины сражения, в соответствии с которой Александр Невский окружил клин рыцарей фланговой атакой кавалерии, а крестоносцы проломили своей тяжестью лед, верно лишь то, что рыцари атаковали «свиньей».

Из русских летописей известно, что побоище было «на Узмени, у Вороньего камня», и что часть разбитых немцев провалилась под лед. Но со временем названия «Узмень» и «Вороний Камень» оказались утраченными. Поэтому точно определить место битвы оказалось невозможно.

Существуют три версии возможного места Ледового побоища. «Официальная» относит его к острову Вороний у юго-восточного берега Чудского озера. Однако экспедицией Академии Наук здесь не найдено ни одного материального подтверждения происходившей семь с половиной веков назад битвы. Другая версия исходит из того, что Ледовое побоище произошло в Эстонии. Понятия «Узмень» и «Вороний камень» из летописного известия с равным успехом могут относиться к западному берегу Чудского озера. Третья версия вооще ставит под сомнение возможность битвы на льду. Ведь западные источники, например, «Ливонская рифмованная хроника», говорит о сражении «на траве». Есть апологеты и того, что такого сражения вообще не было.

Несколько лет назад появилась еще одна версия. Ее представило творческое объединение «СПЕКТР» (г. Фурманов). Сначала ее растиражировала «Ивановская газета», а потом эта довольно смелая версия пошла «гулять» по всей стране.
В беседе с корреспондентом «НГ» руководители объединения Лев Ульев и Андрей Воробьев рассказали, что они исходили из широко распространенной версии, что летописный Великий Новгород – это в том числе и современный Ярославль.

Скандинавские источники называли Великий Новгород «страной городов», в которую входили Ярославль, Ростов, Кострома, Владимир, Суздаль. В последнее время уже на официальном уровне говорится, что никакого татаро-монгольского ига на Руси не было. Все население страны делилось на гражданское население, управляемое князьями и на постоянное регулярное войско (Орду), которой командовали военоначальники.

Так вот, фурмановские исследователи решили проверить: если Ярославль – это Новгород, то где же на самом деле произошло знаменитое сражение? В частности, Ульев и Воробьев изучили множество книг (чаще всего их приходилось покупать, так что, наверное, автомобиль можно было купить на эти деньги), рылись в архивах Костромской и Ивановской областей, изучали старинные карты и даже военное искусство того времени.

Любая трудная работа дает результат. Итак, послушаем Льва Ульева: "В сороковые годы тринадцатого века Папа Римский решил объявить крестовый поход против Руси. Объединенная европейская группировка была мощной. Кроме того, к крестоносцам со своим войском присоединился князь Даниил Галицкий, которому Ватикан пообещал власть над Русью. Тогда же великий князь Ярослав (отец Александра Невского) отправился в свою вотчину – Ярославль. Захватчики подошли к границе Владимиро-Суздальской Руси. После разгрома гарнизона во главе с князем Вячеславом, крестоносцы заняли пограничный город Юрьев (ныне Юрьев-Польский).

Агрессоры получили выход на Кострому – духовную столицу Руси. Их путь лежал через Переславль-Залесский, где княжил Александр Невский, сын Ярослава. Но иди через Переславль и Ростов крестоносцы не решились. Они выбрали древнюю дорогу Стромынку на реку Тезу, а затем – вверх к Волге, так как в средневековье из-за отсутствия дорог даже в начале весны приходилось передвигаться по льду замерзших рек.Но около Шуи рыцарей ожидал сюрприз – фланговый удар шуйского гарнизона. В результате захватчикам пришлось отойти на более спокойный маршрут – на реку Уводь.

Параллельно по реке Молохта двигались войска шуян и Андрея Суздальского.По словам исследователей, передовые отряды крестоносцев вырезали всех жителей Писцова (ныне – поселок Писцово Комсомольского района Ивановской области).Кстати, там же во время пожара были утрачены многие летописи тех лет.Пришедший по реке Лахость с войском Александр Невский перекрыл крестоносцам сухопутную дорогу на Кострому, вошел в Писцово. Но уже только на пепелище… Передовые  отряды захватчиков отступили и воссоединившись с основными силами, которые, повернув к реке Шача, двинулись к Волге. Рыцари были уверены, что еще до начала ледохода они успеют достичь Костромы.

Как раз в это время Александр Невский вместо удара в тыл врагу (к которому крестоносцы готовились), ушел со своей дружиной из Писцова в Кострому, а оттуда, вниз по Волге – к Витязеву (ныне деревня Витязево Сидоровского сельского поселения Красносельского района). Там он по приказу отца объединился с «полком Архиепископа», состоявшего из наемников-варягов.

Александр Невский решил дать бой крестоносцам около устья Шачи. Это место казалось выгодным для неприятеля, умеющего воевать на равнине. Численное превосходство, казалось бы, обеспечивало им окончательную победу.

Суббота, 5 апреля 1242 года, рассвет… Александр Невский, находясь на холме у Вороньего (!) камня, окруженный детьми и женщинами, имитирующих наличие войск с правого фланга, поднимает руку. Русские войска, «яко озеро» (толпой), идут по льду Шачи в сторону крестоносцев, направлявшихся к местечку Чудь (недалеко от села Густомесово). Захватчики «свиньей», в строгом боевом порядке двинулись на русичей, а те, изображая бегство, рванули назад после того как Александр Невский руку опустил.

Тяжеловооруженные вражеские всадники уперлись в заснеженный берег Шачи. Осыпаемые стрелами они остановились, а кони стали спотыкаться. Князь дал знак, и в бой вступила дружина Андрея Суздальского, за которой в овражке притаился «полк Архиепископа».

Ослепленный ярким весенним солнцем, резерв крестоносцев не сразу разобрался в происходящем, а потому опоздал помочь основному отряду рыцарей. И тут началась «мясорубка». Когда дружина Андрея Суздальского была почти полностью уничтожена, то крестоносцы, введя в бой последние силы, изменили ход сражения в свою пользу. Но ненадолго. Варяги из «полка Архиепископа» нанесли страшный фланговый удар и полностью отсекли рыцарей от возможной помощи с левого берега Шачи и оттеснили их к Волге.

Крестоносцы начали отступать, а затем побежали. И тут в бой вступила конная дружина Александра Невского, причем не по льду, а по кромке берега, «словно летят по воздуху». Непрочный весенний лед треснул, и многие закованные в панцири рыцари вместе с конями стали уходить под воду. Те из них, кто избежал ловушки, семь верст бежали по Волге от ополчения.

Таким образом, немного не дойдя до Костромы, по большому счету не столкнувшись с русичами (только отражая фланговые удары), войско крестоносцев постепенно было уничтожено.

Весть о разгроме главных сил рыцарей под Чудью и Витязевым привела в панику часть крестоносцев, оставшихся в базовом лагере около Фрянькова (ныне – пригород Иванова). Они буквально вздрогнули, когда поняли, что папская казна, «собранная» по русским землям, может перейти в руки русичей. Куда все это спрятать? В замерзшей земле выкопать какую-либо, а потом засыпать ее так, чтобы было незаметно, не представлялось возможным. А если схоронить «добро» в реке или в озере, потом вообще не сыщешь.

В конце концов крестоносцы решили сбросить награбленные сокровища в колодец, засыпать его землей, сжечь деревню и прогнать по этому месту табун лошадей. Только в этом случае некоторые рыцари по известным им ориентирам могли бы этот клад найти в «лучшие годы». Русские дружины вскоре захватили бывший лагерь крестоносцев, нашли обоз награбленной добычи, но главные сокровища исчезли.По традициям того времени Александр Невский жестоко расправился с побежденными врагами.

Повезло только знатным рыцарям – их отпустили за выкуп. Особенно не посчастливилось соотечественникам, участвовавшим в походе крестоносцев на Руст. Целые княжеские роды уничтожались до последнего человека. Алесандр Невский сжег Суздаль, даже брату его Андрею пришлось бежать от расправы в Швецию. После сражения на Шаче великий  князь Ярослав назначил сына Александра своим наследником".


Рецензии