Попутчик

    Без попутчиков никак ... ежедневно, ежечасно,
    просто, с кем - то ерунда, ну, а с кем - то очень классно.
    Просто кто - то до конца ... ну, а кто - то до развилки,
    С кем - то в унисон сердца, ну, а с кем - то боль притирки.
                \Людмила Щербюк\

   О чём думает человек, отправляясь в путь самолётом? Одних волнует погода, сам перелёт, другие запасаются едой, не надеясь на съедобность того, что им предложат в полёте, кто - то запасается литературой, чтобы незаметнее пролетело время. Знаю я и тех, "заправляется" выпивкой, чтобы спать и проснуться перед посадкой.
   Что касается меня, я всегда имею при себе книгу, журнал и что - то вкусненькое, но думаю о человеке, которого мне подарит случай в качестве попутчика. Ведь в пути так важно, кто с тобой рядом: всем недовольная бабуля с претензиями, молодая мама с капризным ребёнком, шумный балагур, или интеллигентный мужчина, умеющий поддержать беседу. В психологии даже существует понятие - "синдром случайного попутчика".

   Однажды летела я из Москвы в Нью - Йорк,  и соседом моим оказался Станислав Говорухин. В другой раз - Вилли Токарев. Если я ничего не добавлю, вы поймёте, что с такими попутчиками можно было бы лететь и в космос.
   На этот раз мне предстояло лететь рейсом Нью - Йорк - Париж, то есть почти восемь часов лёта, и в этой ситуации немаловажно, кто он, мой попутчик. Разместив ручную кладь, села я на своё место и не без интереса разглядывала пассажиров, медленно продвигающихся к своим местам.
 - Интересно, кто из них приземлится рядом? Может быть, этот важный господин в очках с толстыми стёклами. А вдруг  та мамаша с милым карапузом, или длиннющий молодой человек в красной бейсболке...
   Тут входит в салон мужчина лет 45 - 50, чем - то похожий на Оскара Уайльда. Такой же овал лица, тяжёлый подбородок и слегка тяжёлые веки, чуть пухлые чувственные губы, и волосы - почти до плеч, разделённые прямым пробором. Портрет завершает белоснежная футболка и элегантные противосолнечные очки в руке. Что -
- то подсказывает мне, что именно этот двойник Уайльда сядет рядом.

   Меня уже не интересуют остальные пассажиры, и я смотрю в иллюминатор. Через какое - то мгновенье чувствую, что кто - то сел рядом и произнёс - "o'key". Медленно поворачиваюсь: так и есть, Оскар Уайльд.
 - Good day, we are travel companions. Let me introduce. My name is Phil.
 - Very nice. I'm Nanaliе.
   Тут Фил громко, совсем по - детски, рассмеялся:
 - Мы с вами говорим по - русски!
 - Да, мой акцент меня выдал, как всегда.
 - Ерунда, главное - мы можем обшаться, не боясь ошибиться. Это же здорово!
 - Не спорю.

   Должна признаться, что этот перелёт запомнился приятным общением с интересным человеком. Филипп оказался журналистом, много ездил, был знаком с замечательными людьми. Когда я достала книгу и положила её на откидной столик, Фил улыбнулся:
 - "Лестницы Шамбора" Паскаль Киньяр... нравится?
 - Нравится. Неординарная вещь. А главный герой такой своеобразный, не похожий ни на кого человек...
 - Вы  говорите про Эдуарда Фурфоза. Да, он интересен.
 - Знаете, Фил, я всегда читаю с карандашом в руке, делая заметки на полях, чтобы позже перечитать понравившееся. А тут я просто выписала в отдельную тетрадь целые отрывки, настолько они меня заинтересовали.
 - Какие, например?
 - Например, о самом герое. Смотрите, перед нами человек, которому не нравятся звуки вообще, а особенно - музыка. Он неравнодушен к красоте окружающего мира, и даже не приемлет противосолнечных очков, которые его как бы дистанцируют от этих красот. И при этом он любит детей, солнце... что ещё... тёмное пиво... тёплую одежду. Его отношение к женщинам... Его странноватая тётка... Но самое необычное...
 - Предмет его увлечений, да?
 - Именно! Мужчина, а хобби такое странное: игрушечные машины, миниатюры на пуговицах.
 - А, как вам "говорящий букет"?
 - Оригинально, необычно... Молодец Киньяр: разные цветы и разное их количество передают в закодированной форме важную информацию, понятную ограниченному числу людей.
 - Согласен с вами. Один букет, а в нём всё: место, время встречи и сумма, которую надо иметь при себе. Гениально! 

 - Но, Фил, самое интересное - замок Шамбор и его лестницы. И почему - то именно о замке автор не очень распространяется. Жаль... А что это вы так загадочно улыбаетесь?
 - Загадочно?... Хотите я расскажу про замок?
 - Правда? Хочу, конечно.
 - Для начала скажу, что ... я ... знаком ... с ... Паскалем.
 - Серьёзно?!
 - Серьёзней не бывает. Но это так, между прочим... Вы, я уверен, знаете имя короля, с которым связано французское Возрождение.
 - С именем ФранцискаI, который сам себя именовал "королём рыцарем". С моей точки  зрения он имел на это право. Высокий, красивый, знающий языки, отважный...
 - Честолюбивый...
 - А это неплохо, помогает совершенствоваться. А его отношение к женщинам!
 - Не спорю, но вы хотели больше узнать о замке.
 - Прошу прощения и молчу, - улыбнулась я.

 - Замок Шамбор находится в долине Луары, в густом лесу. Замок огорожен ажурной решёткой. Между прочим, её длина 32 км.
 - Вот это да!
 - Шамбор во всём необычен: размерами, архитектурой. Больших залов там нету, но есть больше 400 комнат. Самое интересное - двойная винтовая лестница, ведущая на крышу. На крыше очень много башен и труб, которые украшены скульптурами.
 - А когда был построен замок?
 - Примерно в 1519-1520 году. Его строили очень долго, но ещё порядка 160 лет он стоял без крыши.
 - Почему?
 - Потому что изначально это должен был быть королевский охотничий дом. Но ни один король не задерживался здесь надолго, хотя приезжал с солидной свитой и слугами. А замок играл роль некоего переходяшего знамени.
 - То есть?
 - Людовик XV подарил его своему тестю, затем хозяева много раз менялись, и его чуть не разрушили.

 - Наконец, хозяином Шамбора стал Франциск, при котором ситуация изменилась. А всему виной... Кто? Как думаете?
 - Раз - КТО, стало быть - ЖЕНЩИНА.
 - Именно! Вы же на многое толкаете мужчину, особенно влюблённого в вас. Дамой сердца короля была некая графиня. Франциск питал слабость ко всему прекрасному. Он посетил Италию, пришёл в восторг от ренессансной архитектуры и захотел иметь нечто подобное у себя на родине. В Италии он познакомился с Леонардо да Винчи, привёз его во Францию и сделал королевским архитектором.
 - И именно он спроектировал хитроумные лестницы замка.
 - Да, именно он. Это - винтовая лестница, которая состоит из двух лестниц -
 - спиралей. Лестницы поворачиваются в одном направлении, но они не пересекаются. Весь эффект в том, что те, кто спускаются по лестнице, и те, кто по ним поднимаются, не могут встретиться.
 - А лестниц много?
 - Если я не ошибаюсь, здесь 77 лестниц. Строили замок около двух тысяч  строителей...
 - Огромное вам спасибо, Фил. Я сейчас вас отблагодарю чем - то очень вкусненьким.
 - Не откажусь, не откажусь.

 - Вы замечательный рассказчик,Фил.
 - А вы прекрасно умеете слушать.
 - За что же, не боясь греха...
 - Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку, - закончили мы дуэтом и дружно рассмеялись.
 - Я вспомнила одну интересную вещь, связанную с именем ФранцискаI. Ведь именно при нём придворные дамы стали играть немаловажную роль, верно?
 - Бесспорно. Он организовывал различные развлечения для них.
 - Я хочу вспомнить именно одно из излюбленных развлечений короля,которое, между прочим, нравилось всем, в том числе и дамам, как ни странно.
 - И, какое это развлечение?
 - Не знаете? Ура! Во дворе замка был вырыт ров, где стравливали львов в присутствии короля. Развлечение, скажем прямо, не из приятных, но, кто их,  королей, поймёт... В один из дней, некая вздорная дама, постоянно требующая от возлюбленного прилюдного доказательства любви, превзошла сама себя. Случайно, а, может, специально, уронила она перчатку в яму с разъярёнными хищниками, и попросила его, капитана гвардейцев, достать её. Представляте: весь двор, сам король наблюдает за действом. Мог ли влюблённый мужчина в военной форме, да ещё в присутствии короля, спасовать! И он, обернув вокруг одной руки плащ, со шпагой в другой, прыгнул в ров с хищниками. Зрители замерли, а львы - от неожиданности ли, или почему - то ещё - отошли к бортам рва. Молодой человек схватил перчатку, проворно выпрыгнул из ямы и протянул её победоносно смотревшей на всех даме.
 - Мужчина... ничего не скажешь...
 - Но, скажу я вам, дама ликовала преждевременно. С этого момента ОНА для него перестала существовать.
 - Что сказать... Вероятно, он прав. Так не любят ... напоказ ... забывая о последствиях... Вы будете смеяться ...
 - Почему, в чём дело?
 - У меня родилась шальная мысль. Я хотел бы пригласить вас во Францию и показать не только знаменитый Шамбор, но и другие совершенно необыкновенные замки.
 - Я прошу прощения, Фил, а сколько замков вы бы мне показали? Почему на вашем лице такая игривая улыбка?
 - Замков ... больше 70.
 - Сколько, сколько?
 - Вы не ослышались.
 - Как я понимаю, мне надо ... переехать в Париж ... как минимум ... на три месяца.
 - Ха - ха - ха, - громко засмеялся мужчина.
 - Фил, успокойтесь, на нас обращают внимание.
 - Не пугайтесь, пусть обращают внимание и ... завидуют. А, если серьёзно, я показал бы вам ... нууу ...  не менее трёх замков.
 - Вероятно, они недалеко от столицы?
 - Как сказать... Во всяком случае, на машине нам понадобится не больше двух дней.
 - Это хорошо... Но я бы хотела и в самом Париже прогуляться.
 - Мы сейчас говорим так, словно ваш приезд - решённое дело. Это так?
 - Время покажет. Вообще-то Париж мне знаком.
 - Вы бывали в Париже?
 - Была я давно, проездом, и всего один день. Так что видела, конечно же, не много. Но Париж знаком мне по книгам великих писателей.
 - Понял. Золя, Гюго, Мопассан ...
 - Жорж Санд, Хемингуэй, Луи Арагон, Бродский, Цветаева, Гиппиус, Бунин, Набоков, Ремарк,  Северянин...
 - Просто на лопатки меня уложили! Я в восторге!
 - Спасибо. А, скажите, что бы вы мне ещё показали, я имею в виду замки.
 - Понимаю, хотите дать мне шанс.
 - Какой ещё шанс! Просто вы интересно рассказываете.
 - Допустим... Итак, мы с вами поехали бы всё в ту же долину Луары к замку Шенонсо. До этого мы познакомимся с Шамбором. Оттуда до Шенонсо не больше часа езды. Он такой... белокаменный... красивый. Замок стоит на берегу реки Шер.
 - Наверное, он красиво отражается в воде...
 - Сорвали с языка! Отражается, конечно.

 - Фил, я прошу прощения, что перебиваю, но мне хочется спросить...
 - Я - весь внимание, и надеюсь сумею ответить на ваш вопрос.
 - Моя старшая дочка ездила во Францию с мужем прошлым летом и, помимо прочего, с восторгом рассказывала про Анджуйский замок. Природа и всё такое её восхитили, но в превосходной степени она говорила о ...
 - Самом большом в мире знаменитом гобелене "Апокалипсис" да? Он находится в Анжуйском замке.
 - Именно. Он, если не ошибаюсь, больше ста метров в длину?
 - Не ошибаетесь. Это гобелен, сотканный из отдельных частей, кажется, шести. Гобелен и сегодня сохранил яркие краски.
 - А из какого материала гобелен?
 - Гобелен шерстяной.
 - Моя дочка сделала несколько фото, но они тёмные какие - то. Она сказала, что в помещении, где находится гобелен, полумрак и определённая температура, а делать фото со вспышкой запрещено.
 - Да, это именно так. До Анджу мы доедем из Парижа, примерно, за часа три, три с половиной. Там не больше 300 км.
 - Поехали, - засмеялась я... Фил, можно вопрос?
 - Конечно, спрашивайте.
 - Очень давно я где - то прочла одну любопытную вещь про Париж, которую интересно было бы увидеть, если она сохранилась. В 13 веке недалеко от Парижа построили огромных размеров здание, если можно так сказать, особого назначения...
 - Любопытно ... я что - то не соображу, о чём речь...
 - Я помогу вам. К сожалению, я не могу вспомнить его название, но, постараюсь. Это здание внутри было разделено высокими столбами и горизонтальными балками на на сектора, ячейки, и могло обслуживать, в кавычках, 50 человек...
 - Почему - в кавычках?
 - Потому что ... это была  ... виселица...
 - Ааа, вы говорите про Монфокон, верно?
 - Да, да, про Монфокон.
 - Это не было зданием в привычном понимании. Стен, как таковых не было. Это, как бы сказать, были прямоугольные, трёхярусные отсеки с виселицами. Сооружение было каменное, а горизонтальные балки - деревянные. Наказать можно было одновременно не 50 человек, а 51.
 - Господи, сразу такое количество преступников могло быть?!
 - Нет, конечно, но не забывайте, что это было средневековье.
 - Ну да... Потом появилась гильотина...
 - Именно. А тогда эти несчастные висели на устрашение людям до ... истления.
 - Ужас какой! И на это можно посмотреть?
 - А вы хотели бы?
 - Нет, нет, конечно.
 - Вам и не удасться. Эта виселица была разрушена в 18 веке.
 - Вот и славно. Я попрошу вас ещё об одной любезности.
 - Что угодно, я готов!
 - Мне бы очень хотелось посмотреть на фонтан на площади Стравинского.
 - Да, этот фонтан своеобразный. Не всем он нравится. Но его любят дети. Он очень яркий, весёлый. Это что - то вроде музыкального представления с 16-ю скульптурами
- мобилями. Эти скульптуры двигаются под музыку известных произведений Стравинского, которая периодически играет.Чего тут только нет! Петрушка в клоунской шапке, скрипичный ключ... русалка... змея и лягушка... жар - птица... да - жизнь, смерть... Всё и не вспомнить. Сами увидите.
 - Ха - ха - ха.
 - А почему вы смеётесь?
 - Простите. Дело в том, что, когда моя дочка описывала этот фонтан и начала перечислять фигуры, она в первую очередь назвала яркие красные губы, из которых льётся вода, и такое же яркое сердце в самой середине бассейна, о которых вы не упомянули.
 - Интересно...
 - Да, интересно: память мужчины и женщины избирательны.
   Фил, у меня предложение ...
 - Я весь внимание и готов его исполнить.
 - Но для этого мне надо ... прилететь в Париж.
 - Всего то? Мы же уже всё решили! - засмеялся Фил. - И что вы мне хотите предложить?
 - Я хочу поехать в самое романтичное место Франции, где жил и творил Клод Моне, и где родился импрессионизм. Туда, правда, надо добираться машиной, но .... Вы
 - Я кажется понял, что вы имеете в виду. Вы хотите посетить Нормандию, я не ошибаюсь?
 - Фил, браво! Как вы догадались?!
 - Элементарно, Ватсон! От Парижа до Нормандии, думаю, порядка двух часов и мы непременно туда съездим. Но почему - Нормандия?
 - Если я сейчас назову имя одного очень известного человека, вы поймёте всё. Итак - Эрих Мария Ремарк.
 - Ясно: Марлен Дитрих... "Триумфальная арка"... кальвадос...
 - Фил, вы великолепны!
 - Благодарю и в свою очередь восхищаюсь вами!

 - Ха - ха - ха!
 - Я сказал что - то смешное?
 - Нет, нет, Фил, это я сейчас подумала о ненасытности человека.
 - То есть?
 - Мы с вами говорили о Франции и я вспомнила небольшой роман Ребекки Уинтерз "Праздник любви".
 - Интересное название ... а содержание?
 - Любопытное ... весьма. Чувствуется, что автор - женщина. Но не содержание мне вспомнилось. Там есть интересная деталь о Ницце. Молодой человек рассказывает приехавшей в город американке о мороженом с фиалками и блюде ... сокка, если не ошибаюсь.
 - Сокка ... не знаю...
 - Это большие блины, нарезанные полосками и посыпанные чёрным перцем. Герой уверяет, что это очень вкусно.
 - Интересно ...
 - Жаль, что Париж далеко от Ниццы...
 - А вам хотелось бы побывать в Ницце?
 - Да, но не подумайте, что из - за мороженого и блинов. В Ницце многое связано с Россией. В городе неоднократно отдыхал Вяземский. Он даже основал здесь русскую библиотеку. Есть в Ницце музей Шагала, где представлены 17 его работ на библейские темы.
 - Моё маленькое дополнение: в Ницце нелепо погибла великая Айсидора Дункан...
   

   Этот перелёт стал одним из самых запомнившихся. Прошло семь лет, а я его вспоминаю с тёплым чувством. А вы, Фил?


Рецензии
Добрый день, милая Магда! С большим интересом прочитала рассказ. А мне в поезде однажды пришлось ехать в купе вдвоем с мужчиной. Конечно, мы о многом с ним говорили.
Теперь по рассказу. Как это интересно получается: только незнакомый человек сел рядом, и через короткое время герои рассказа разговаривают, как друзья. Оба бывали во Франции, и много чего знают о её достопримечательностях.
Интересно, удалось им встретиться хотя бы еще раз, чтобы посетить интересные места во Франции? Ведь оба так хотели.
Счастья, здоровья, любви и успехов!
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   12.11.2023 09:47     Заявить о нарушении
Нет, Людмила, встретиться снова героям не пришлось. Однако, ТАКИЕ мимолётные встречи украшают жизнь и надолго сохраняются в памяти. Это - рассказ-быль.
Всего Вам самого, самого и много, много.

Магда Кешишева   12.11.2023 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.