Град обреченных Стругацкие

Некоторые мои мысли по поводу моего видения Града обреченного:
Первый раз я прочел роман в 88-89 годах, это была журнальная публикация в журнале "Нева"... мне было 15 лет и конечно я ничего не понял, книга показалась мне нагромождением абсурдных непонятных и зловещих действий...
затем в 90е годы я перечитал роман и уже уловил в этом граде аллюзию на советский строй и государство - как жестокий и бесчеловечный эксперимент... над обществом и людьми...
однако перечитав книгу уже в зрелые годы и будучи искушенным читателем, я уловил как мне показалось, еще более глубинный смысл : град - это аллюзия на человеческую цивилизацию в целом, ибо правильно это есть вавилонская башня, где представлены представители всех национальностей и как бы они представляют некий срез нашей цивилизации планеты Земля;
для меня важны три момента в романе:
1) Эксперимент и его материальная основа - ГРАД
2)Экспедиция - как бегство из града и как бы кульминация, поворотная точка эксперимента
3) и конечно совершенно открытый и непредсказуемый финал ... и романа и эксперимента.
Итак, для меня град обреченный, это некая правильно вавилонская башня - модель нашей цивилизации... цивилизации, которая зашла в тупик... в граде живут те, кто по условиям эксперимента обречены в нем жить и крутиться в бесконечном кругооборота абсурда, условностей, переворотов и прочего жестокого действа нашей истории... в том смысле, град - то символ застоя, если глубже остановки (конца) Истории, он вечен и вечно обречен стоять и люди там будут крутиться по кругу, развитие там остановилось... почему-то Стругацкие оставили там немца Фрица ... и почему первым выходит из игры именно американец Купер;.
Выходом из тупика является экспедиция, то есть бегство из Града .... тернистый кошмарный путь - это бесконечный ряд препятствий и соблазнов и давление на участников растет с каждым шагом прочь от города...
ну а к финалу приходят всего двое и вот финал...
в финале и предлагается самый последний и самый трудный тест - тест: "НЕ УБИЙ".
ВОТ, что писал о финале сам Борис Стругацкий:
" Ниоткуда не следует, что Андрей «на границе» стрелял в свое зеркальное изображение. То мог быть совсем другой человек, но с похожей, разумеется, судьбой. Для авторов было важнее другое: наш «добрый малый, но педант» дошел к концу своего первого круга до такого состояния, что и думать не думает броситься в объятия неизвестности с оптимистическим криком «хинди-руси бхай-бхай!» – нет, он норовит палить из пистолета во все, что шевелится, другие варианты ему и в голову, заметьте, не приходят."
то есть Воронин проваливается на самом финальном этапе, не проходит финальное препятствие И.....
еще несколько разрозненных моих мыслей по поводу книги:
а важно то, и самый страшный момент, что Андрей после всего ада, который он прошел вместе Кацманом - после всего этого ... он открывает огонь потем, кто идет навстречу... ПРОСТО ОТКРЫВАЕТ ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ...
все круг насилия замкнулся... поэтому и кидают их в изначальную точку...(однако не факт, что кидают обоих вместе с Изей)
То, что Стругацкие сделали с Кацманом и Андреем, не какому тургеневскому нигилисту Базарову и не снилось в кошмаре... полное изничтожение всякой надежды и веры, всякого Бога, да и дьявола тоже (уничтожение самого понятия ВЕРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ЧТО-ТО АБСОЛЮТНОЕ И НЕ УСЛОВНОЕ - НЕИЗМЕННОЕ НЕ ПОДВЕРЖЕННОЕ ДЕФОРМАЦИЯМ ОТ СИЮМИНУТНЫХ РЕАЛИЙ - будь то вера, идеология или что-то еще ;-).... все в мелкую капусту... по сравнению с абсурдом Града, импортные Кафка и Сартр - радостные дети на зеленой лужайке
вся это чехарда с продвижением по служебной лестнице, выключение "солнца"... беседы на кухне... все это так и дышит застоем... и эта странная география мира, откуда не возможно было вылезти - это же такая милая аллюзия железного занавеса
дело то не в ребятах... а в том, что обречены эти ребята... и те ребята, что остались в городе... и те двое, что добрались до "границы"... обречены крутиться в мясорубках адских экспериментов.. круг за кругом... поколение за поколением... по настоящему я эту книгу только сейчас понимаю... через ад 90х и ад 2010х
кстати многие читатели считают, что наставники и разговоры с ними - это только попытка героев услышать свою СОВЕСТЬ и поговорить с НЕЮ.. ДОГОВОРИТЬСЯ так сказать;
P.s. Стругацкие постепенно отсекают тупиковые пути развития... то есть и Купера и Фрица... но в финале то что?...
просто откат назад?... получается все тот же порочный круг:
новая жизнь
переворот
бегство
откат
и т д.
вот почему я считаю этот роман безысходным и пессимистическим;.


Рецензии