Полтава. Бегство. Почётный плен
При этом сам король находился в Литве. И встретился с турецким послом. Это важно для будущего. Велись ли какие-нибудь секретные переговоры не известно, но сразу после них Карл объявляет поход против Москвы. За время семилетнего перерыва внимания Карла к России, и сам Петр, и Меньшиков неоднократно вторгались и в Польшу, и в Литву. Но одноразово. Входили и отходили. Перед началом шведского похода Петр дошел до Львова, оттуда повернул к Гродно.
Туда и направился Карл. Петр покидает город через одни ворота, а Карл вступает в него через другие. Начинается игра в кошки-мышки. Пока Карл успешно наступает, русские, огрызаясь, отходят. Дело было зимой. Петр предлагает заключить мир. Карл отвечает, мир заключим в Москве и никак не до нее.
В битве под Смоленском Карл чудом избежал гибели или пленения. Но обошлось. Очередная победа. Но после Смоленска Карл неожиданно приказывает армии повернуть на юг и начинает движение, не дождавшись подкрепления и обоза с продовольствием, которые были всего в двух днях пути от Смоленска.
Это и определило поражение Карла в Полтавской битве. Сначала генерал Левенгаупт был побежден Петром в битве при Лесной. А вместе с победой в руках русских оказался и обоз с продовольствием. Самому Левенгаупту удалось с остатками своего отряда присоединиться к Карлу. Но это не изменило ситуацию с продовольствием. Надежды на богатый хлебный край Украину, тут же испарились, а предавший Петра гетман Мазепа не только не помог Карлу, а скорее напротив, навредил ему своим присутствием. Украина Мазепу не поддержала, а значит и надежды на сытую жизнь испарились. Хотя Карл на такие мелочи внимания не обращал. Сухари для всех, начиная с него и до последнего солдата, еще были, хотя и дурно пахли. А это значит, надо атаковать и захватить Полтаву с продовольственными магазинами.
Кстати, Мазепа и без Карла вознамерился поднять бунт против Петра. Ну а с Карлом задача отделения от Москвы могла быть решена еще проще. Но бунт не поддержало большинство казачества. И Мазепа лег «камнем на шею Карлу».
Но Карл двигался на юг, в землю запорожцев, в которой и осадил Полтаву. С участием запорожцев, которые, по мнению Вольтера, были с утра до вечера пьяны, но могли поражать цели из длинных карабинов за 600 шагов.
Меньшиков сумел ввести в город подкрепление, и защита города возобновилась с новой силой, но тут случилось самое страшное. Пуля, выпущенная из карабина, раздробила Карлу пятку. После этого он еще шесть часов оставался в седле. Хирурги предложили ампутацию, но решили ограничиться разрезами на ноге. В этот момент к Полтаве подошел Петр с многотысячной армией.
И тут Вольтер приводит пространное сравнение Карла и Петра. Приведем лишь несколько выдержек из него.
«Карл прославился девятью годами непрестанных побед, Петр Алексеевич – девятью годами трудов, создавших армию, равную шведской, один (Карл, авт.) раздавал царства, другой насаждал в своих владениях цивилизацию. Карл любил опасности и сражался лишь для славы; Петр не бежал от опасностей, но воевал только ради выгоды».
Битва началась с атаки конницей Шлиппенбаха русской конницы Меншикова. Последняя была смята. Под Меншиковым было убито три лошади. Прискакавшему Петру прострелили шляпу. Шведы кричали: «Победа!».
Но генерал Крейц, призванный развить успех, заблудился. И Петру удалось собрать воедино русскую конницу. Заработала более мощная русская артиллерия. В плен был взят Шлиппенбах. Меншикову удалось уничтожить отряд подкрепления шведов.
Стороны изготовились для новой баталии с перевесом русских в количестве пушек 72:4. Это и решило дело.
Карл, хоть и сопротивлялся, вынужден был бежать, что при его ранении было очень сложно. Бегство короля, это отдельная история. Оно удалось необъяснимым чудом. Петр долго не мог в него поверить, ища лично короля среди убитых и сдавшихся в плен.
Карл тем временем впал в состояние небытия из-за жесткой лихорадки. И не смог дать еще одну баталию. То, что осталось от армии, сдалось Меншикову. А Карл и Мазепа на двух лодках устремляются вниз по Днепру. Карла пересаживают на полуразбитую повозку и в полубессознательном состоянии привозят к Очакову. Его настигает Меншиков. Но короля все-таки удается впустить в турецкую крепость. Карла с почестями переправляют в Бендеры. Все его обращения к султану Ахмеду долго остаются без ответа. Карл должен почувствовать разницу между султаном, владевшим огромными территориями и морями, и каким-то королем, которому подчиняется даже не вся Скандинавия.
Карлом же владела только одна мысль. С помощью турок покорить Россию. Как ни странно, это почти удалось сделать. Хотя авторитет Петра у султанов был очень высок и не шел ни в какое сравнение с авторитетом поверженного Карла. Однако политика Сераля вещь загадочная. Мать султана настояла на смене великого визиря, а новый визирь озаботился тем, что надо бы начать войну с Москвой, которая непрерывно усиливалась. При этом сам визирь Балтаджи Мехмед не был военным человеком. Это важно, почему Вы чуть позже поймете.
Русский посол, по всем правилам, из дорогого друга сразу превратился в узника Семибашенного замка. Турецкая армия собралась необычно быстро, всего за три дня. И двинулась в Бессарабию. Навстречу ей двигалась армия Петра. Вассал Турции князь Кантемир перешел на сторону Петра, теперь великого и знаменитого победителя Карла. И, похоже, поторопился.
Карл остается в неведении об этих событиях, находясь в Бендерах, хотя страстно мечтал о таком походе и своем участии в нем.
Тем временем народ княжества не поддержал своего князя, и русское войско оказалось в стесненном положении без обещанного продовольствия и фуража. В результате Петр в Яссах оказался примерно в том же положении, что и Карл под Полтавой. Турки окружили армию Петра, «окопавшуюся» на берегу Прута. Весть об окружении русских, наконец, доходит до Карла. И он бросается к месту события, но не успевает к их развязке.
Петр решает прорываться из окружения с минимальными шансами на успех. Он приказывает сжечь обоз. Армия переполнена женщинами, которые рыдали, плакали, что не способствовало победному духу воинов. Сам Петр бился в конвульсиях, что с ним случалось, но сейчас они были не к месту.
И тогда судьбу армии решила все же женщина, жена Петра, Екатерина. Не умея ни писать, ни читать, она обладала удивительной «мужественностью» и сообразительностью. Она сумела подписать у сопротивлявшегося Петра письмо к великому визирю с предложением мира и огромными территориальными уступками Россией Турции. Собрала все свои драгоценности и послала все это помощнику великого визиря. Визирь потребовал к себе русского первого министра, Шафирова. Тот явился с еще большим числом подарков. Хотя дело было не только в подкупе, как это обычно представляют.
Визирь, видя мужество русских воинов, будучи наслышан о Полтавской битве, сам мало представляя себе военное дело, решил, что Турция получает и так более чем достаточно. Таких уступок он и не предполагал в начале похода.
А Россия действительно уступала очень многое. Она возвращала Азов, все крепости, возведенные на черноморско-азовских берегах, должны были быть уничтожены, Россия выводила свои войска из Польши, обязалась платить крупную дань Крымскому хану и многое другое. Подписанный договор включал и пункт о беспрепятственном со стороны русских проезде шведского короля на родину. Петр получил возможность уйти с армией при пушках и знаменах с обеспечением турками продовольствием для отступающей армии.
И в момент отхода русских, к месту событий прибывает Карл. Да как. Увидев отступающих в полном порядке русских, он бросается в турецкий лагерь прямо через русские строи, переплывает Прут вплавь, несется к визиру с упреками и слышит: «Закон повелевает нам мириться с врагами, когда умоляют они о пощаде». И еще. «Если мы возьмем царя в плен, то кто же будет управлять его огромной державой». Похоже, возможная анархия на севере не была в интересах Турции. Удивительно, не правда ли?
Дальше происходят вообще странные вещи. Карл решительно отказывается возвращаться на родину. Его задача наказать визиря, представить его в глазах султана мздоимцем и трусом, и тем погубить его.
Султан, любивший визиря, сохраняет ему жизнь, правда, в ссылке, казня его помощников. Новый визирь был из московитов, захваченных в турецкий плен в детстве. Из прислужников в серале он стал вторым человеком в огромной империи.
Влияние Англии с Голландии, заинтересованных в торговле с Россией, привело к ужесточению требований к Карлу покинуть блистательную Порту. Карл цепляется за соломинку, ему предоставляют слишком маленький эскорт. Царь может захватить его по дороге. Карл все еще надеялся во главе турецкой армии унизить Петра. И случай представился. Россия не вывела войска из Польши. Султан взбешен. Росси объявляется война. Во главе армии становится сам султан. Но его фаворит против этой войны. И снова заключается мир, уже без всякой войны.
Султан потребовал от Карла немедленно покинуть его страну. Карл отвечает, уехать не может, не заплатив долгов. Если ему предоставят средства, он на все согласен. Как и ожидалось, средств предоставили много меньше, чем просил Карл. Короче говоря, дело дошло до штурма янычарами дома Карла. Карла схватили. Его с почестями вернули в Бендеры. Но, в конце концов, он все-таки вынужден был вернуться. Но не на родину. На севере Европы последние оплоты Швеции на юге Балтики под угрозой. И он становится во главе шведской армии. Правда, в конце концов, погибает. И королевой становится его сестра. Жены и детей он так и не приобрел.
Свидетельство о публикации №218112701552
Александр Михельман 17.02.2022 18:34 Заявить о нарушении