Жемч. Ожер. Гл. 19 2018 г. Ч. 1-3 Память

ВИКТОР  АНАТОЛЬЕВИЧ  ДУДКО


ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  ГОД 2018
ЧАСТЬ 1-3  ПАМЯТЬ

Нас, как и любых родственников ушедшего в иной мир любимого человека мучают извечные  вопросы: – «Могли ли мы ещё  чем ни будь помочь, чтобы остановить болезнь?», - «Нет ли нашей вины в том, что несвоевременно…?» и т. д. …

Мы познакомились с сутью болезни  - СЕНИЛЬНАЯ  ДЕМЕНЦИЯ.
Узнали, что болезнь может протекать и 5 и 10 лет...

Уже «постфактум» мы решили восстановить несколько последних лет жизни Виктора с тем, чтобы определить  время (год) начала этого заболевания.

Я буду обращаться к запомнившимся фактам, которые в  своё время нам были непонятны. И только теперь мы можем всё расставить по временным полочкам…
Причём мы попробуем не "сваливать" все признаки ДЕМЕНЦИИ в кучу, а рассматривать каждый из них в отдельности.
И начнём с самого лёгкого, начального признака, который называется - ПАМЯТЬ...

И Я и Виктор прожили  одну общую жизнь, не деля её на пополам, как две половинки одного яблока… Поэтому и хронические  болезни, нажитые нами - были в основном одни и те же: Сахарный диабет 2 типа, Атеросуклеротическая болезнь сердца, Артериальная гипертензия  III стадии, риск ССО 4, хронический пиелонефрит и т. д.  и  т. п. …
И признаки ДЕМЕНЦИИ у нас появились наверняка в одно и то же время…

Выйдя на пенсию, нам в «Лихие 90-е годы» ещё приходилось работать, чтобы как-то выжить, прокормить себя и помочь детям.

Потом настало время, когда дети стали помогать нам…

В 2001 году Виктору была сделана операция по поводу гиперплазии простаты I степени  и камня мочевого пузыря.
Весной, как обычно, мы выехали на свою дачу. Пребывание там было осложнено тем, что туалет, хот и утеплённый, находился на участке.
Мы опасались, что после операции Виктор может застудиться.
И тогда Стэлла (дочка) забрала нас к себе, на зимнюю дачу со всеми удобствами, где мы и проживали  по настоящее время круглогодично. Она нам выделила маленький отдельный "гостевой" домик, который нас вполне устраивал.
Первые года на даче Стэллы мы занимались садоводством – сад, клумбы с цветами и – в парниках и на грядках выращивали овощи и ягоды.

Поскольку  мы с собой перевезли на дачу весь сохранившийся у нас архив (дневники, письма и альбомы с фотографиями), стали потихоньку всё это систематизировать и вводить в компьютер.

Позже родилась идея – написать семейную сагу о жизни нашей семьи, начиная с прадедов (18 век) и кончая 21-м веком…

Потом, всё что написали, стали публиковать на портале – ПРОЗА.РУ…
Эта работа нас увлекла и мы погрузились в неё с головой...

Надо сказать – подробности  событий, пережитых нами за долгие годы нашей жизни, в памяти сохранились отлично. Причём – письма, личные записи,  рабочие дневники, расходные книги и другие сохранившиеся документы помогали вытаскивать  из глубины подсознания дополнительную, забытую со временем - информацию.
Мы вместе воссоздавали на страничках  интернета наше прошлое – день за днём, год за годом. Сначала записывали, потом по очереди добавляли в текст - пропущенное.  Окончательное редактирование было уделом Виктора.
Уже выставив текст на страничку в ПРОЗА.РУ, он корректировал его в последний раз. Это был наш ежедневный труд – увлекательный, интересный. Компьютер не выключался. Мы садились за него по очереди. Моё время приходилось – на вечер и часть ночи. Я засиживалась порой – до рассвета. Никто не мешал и всё, о чём я писала - проплывало в голове в виде заснятых кадров приключенческого фильма, где главными героями были Я и Виктор...
Мы не просто окунались в прошлое. Мы  проживали всю свою жизнь ещё раз.
Причём, все эмоции прожитых нами когда-то, очень давно событий – настолько реально возрождались в наших душах и сердцах, что нам казалось, что всё происходит с нами сейчас… Мы могли плакать, смеяться, а Виктор жаловался, что когда приходилось  писать о трагических событиях, у него начинало болеть сердце…

Шли года. И стали происходить странные события с нашей памятью.
Иногда нужно было привести пример из далёкой прошлой жизни, о которой мы уже ранее опубликовали текст... Отыскивали нужную Главу, перечитывали и удивлялись. Написанный пару лет назад текст перечитывался нами, как совсем незнакомый. Будто это написано не о нас и происходило не с нами… Значит также, как и в жизни, большую часть восстановленных воспоминаний, мы, опубликовав их - отправляли на дальнейшее хранение в Банк данных, хранящийся у нас в  ПОДСОЗНАНИИ, исключив из памяти нашего сиюминутного СОЗНАНИЯ…

Думаю – это ещё не было связано с  проявлениями  ДЕМЕНЦИИ.
Хотя, может быть, это было итак - её ранним началом...

Вспоминать и писать  -  о детских впечатлениях нам было легко.
События 50-х, 60-х и других последующих лет приходилось восстанавливать  с помощью писем и сохранившихся документов. Причём некоторые события, которые когда-то мы переживали вместе, каждый из нас запомнил по-разному. Приходилось спорить, восстанавливая истинное прошлое.

И, наконец, некоторые  события последних лет  (после 2010 года) порой не могли вспомнить вообще, особенно, если о них  не было записано что-нибудь в каких-либо тетрадках или – на страничках в интернете… Помним о том, что было - вот такое важное событие. А подробности испарились…

Всё то, что происходило с нашей памятью за последние годы похоже на закон Рибо, присущий ДЕМЕНЦИИ…

Помните?

«Для нарушений памяти при деменции альцгеймеровского типа характерен так называемый закон Рибо: сначала нарушается кратковременная память, затем постепенно стираются из памяти недавние события. Наиболее долго сохраняются воспоминания об отдаленном времени (детство, юность).
Следующий этап деменции называется – развёрнутым.
На развернутой стадии деменции альцгеймеровского типа расстройства памяти прогрессируют, так что в некоторых случаях сохраняются воспоминания лишь о наиболее значимых событиях».

А вот далее ДЕМЕНЦИЯ у меня и Виктора стала проявляться по разному.

Дальнейшее развитие ДЕМЕНЦИИ у Виктора развивалось следующим образом.

Я уже написала, как дружно мы работали над текстами, которые готовили для публикации.
Но вот мы постепенно отдалялись в своих воспоминаниях и публикациях от тех периодов жизни, когда  Виктор был увлечён работой, активно участвовал в общественных мероприятиях, заботах о семье, правнуке, уходе за садом и огородом, когда он выращивал редкие сорта цветов: тюльпанов и роз.
 
Его перестали интересовать темы, не касающиеся его лично.

В это время мы перешли к книге – «ИСТОКИ», посвященной РОДОСЛОВНОМУ ДРЕВУ нашей семьи. В том числе был написан большой раздел, посвящённый его РОДОСЛОВНОЙ  ветки - ДУДКО. И даже к этой теме он не проявил должного интереса.

Садясь за компьютер, он теперь в основном отыскивал на ПРОЗА.РУ публикации других авторов, читал их, писал коротки рецензии. В основном это были темы, родственные его бывшей профессии – ракетостроение, космонавтика, рассказы о животных, эротика…

У него давно было желание написать статью о своём любимом наставнике – руководителе дипломного проекта – Б. Н. Петрове. Он несколько раз начинал эту статью. Но она каждый раз «пропадала»… Он не мог её найти в большом объёме нашей информации, хранящейся в интернете. Где-то открывал файл, а потом забывал - где именно, в какой папке.
Он искал недописанную статью, переживал очень. Начинал писать заново и – опять терял страничку - с написанным.

То же самое стало повторяться с его – «БИО». Он вывел формулы состояния здоровья человека в зависимости  от влияния  на него погодных показателей (температура, атмосферное давление, магнитные бури и т. д.).
Он составлял ежедневные прогнозы состояния здоровья для каждого члена нашей семьи. И вот в последнее время странички с расчётными таблицами тоже стали «пропадать». Я иногда находила их ему на других жёстких дисках компьютера или в иных папках…

И, наконец, уже в этом – 2018 году, наступил момент, когда он перестал садиться за компьютер вообще…

Я теперь понимаю, что это уже был тот период СЕНИЛЬНОЙ  ДЕМЕНЦИ, когда интеллектуальная деятельность перестала его интересовать вообще.
Он потерял всякий интерес к тому, что  мной ежедневно  публиковалось на наших страничках.

Теперь я виню себя в том, что не старалась уговорить, заинтересовать, постараться опять вовлечь его в процесс работы над текстами. Я отпустила всё происходившее на самотёк, тем более, что моё личное здоровье тоже покатилось вниз по наклонной. В больницу просто так не попадёшь, поэтому держалась на таблетках и уколах, которые мне делала Стэлла по первой же моей просьбе...

Но сама-то я продолжала сидеть за компьютером ежедневно…
А ведь знала о роли и влиянии активной работы мозга на  психическое состояние человека. Знала, опираясь на собственный пример.
Раз в году я - посещаю консультацию районного паркинсолога.
Болезнь Паркинсона у меня 8-й год.  Доктор сказал, что я сама продлеваю свою жизнь, ежедневно работая на компьютере. Я заставляю работать свои мозги.

Собственно – это то, чем я занимаюсь и сейчас…
Но моя память после стресса, связанного «с уходом» Виктора – резко упала.
Если раньше я на-прочь забывала все нарицательные и собственные слова существительных, теперь забываю многие обычные слова. Моя речь теперь часто прерывается, когда я не могу договорить фразу, забыв нужное слово. Тогда я называю первую букву, и мне мои собеседники начинают подбирать разные слова, пока не отгадают нужное слово.

Часто я не досказав фразу, обрываю её и спрашиваю – «О чём мы говорили?».
То, что у меня прогрессирует ДЕМЕНЦИЯ, я знаю. Это БОЛЕЗНЬ  ПАРКИНСОНА потихоньку вступает в свои права, отвоёвывая всё новые позиции... Это я тоже знаю...

Но у Виктора были другие причины СЕНИЛЬНОЙ  ДЕМЕНЦИИ…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ











               


Рецензии