Указ по развитию конкуренции ошибка Президента
Дело в том, что «короля – играет свита». Однако в этот раз свита не сыграла, она положила на подпись не продуманный документ, а подложила свинью. Президент подписал то, что ему дали на подпись. В итоге он подписался под своей ошибкой.
Дело не в том, что конкуренцию не надо поддерживать. Нет, её надо поддерживать и развивать. Но возможно не так, как предлагается, и не сейчас.
1. Существует временной лаг между возникновением в обществе и экономике какого-либо явления, осознанием его наличия и реагированием на него в форме принятия нормативного акта, которые будет регулировать данное явление, в данном случае конкуренцию.
Скорее всего, проект данного Указа готовился в другой временной период, может быть в 2004 году, а скорее всего в 2010 году, когда экономическая ситация в стране была иной.
Меры, предусмотренные Указом предполагают наличие в стране хоть какого-нибудь признака подъема в экономике и экономического роста.
Однако сегодня экономика России находится в кризисе. Предлагаемые меры рассчитаны на совершенно другие условия. Фактически в 2017 году был подписан Указ образца 2010 года.
2. Согласно любому учебнику экономики на стадии спада в экономике меры по стимулированию конкуренции практически неэффективны. На этой стадии гораздо целесообразнее принятие мер по поддержанию уже существующих предпринимателей, чтобы их число не сокращалось. Это аксиома экономики. Мы же в очередной раз изобретаем велосипед.
3. В качестве мер по развитию конкуренции предлагается сокращение муниципальных и государственных унитарных предприятий. По сути предлагается второй план по приватизации государственного имущества
Наша страна это уже проходила неоднократно. Что же предлагается? Предлагается следующая модель – давайте мы всё, что имеем, разрушим, поскольку это всё не конкурентно, а потом давайте начнём строить конкурентный чистый белый и весь такой пушистый рынок.
То есть под новым соусом предлагается не строить и созидать, а разрушать и крушить.
Аналогичная модель была реализована в 90-е. Итог приватизации 90-х известен – разруха и нищета. Предлагается всё это повторить.
Всё, что в 90-е перестало быть государственным, было разворовано. Всё, что осталось и функционирует, это государственные и квазигосударственные компании, а также МУПы и ГУПы. Да они работают, возможно, не так эффективно, как хотелось бы, но они работают и выполнят свои задачи. Надо совершенствовать и улучшать их работу. Китай в свое время именно так и сделал. Китай при перестройке экономики на рыночные рельсы свои государственные заводы и фабрики не ликвидировал. В капиталистической Франции компания «Рено» - это квазигосударственная компания. В Италии «Фиат» - это государственная компания. Таким образом, эффективным производство делает не форма собственности, а эффективность управления, что при социализме, что при капитализме. Заложенный в Указ Президента принцип, что чем дальше экономика от государства – тем лучше, не является определяющим для достижения целей.
Указ предлагает конкуренцию ради конкуренции.
4. Целью экономической политики должна стать не конкуренция ради конкуренции, а должна стать экономическя модель, которая наилучшим образом служит и удовлетворяет потребностям общества. Возможно это будет социализм, возможно капитализм, возможно наилучшим будет Госплан, а возбожно наилучшим будет либерализм. С течением времени эта наилучшая модель может видоизменяться и меняться в зависимости от изменения условий и изменящихся потребностей.
Что является конечной целью конкуренции? Судя по документу это сама конкуренция. Мне кажется, что целью должно быть то, что бы потребителям было хорошо, чтобы они могли за небольшую плату покупать качественные товары. Цель – это развитие экономики и удовлетворение возрастающих потребностей общества. Проблема здесь в том, что эта цель в принципе может быть достигнута и без помощи конкуренции. Конкуренция – это всего лишь один из инструментов достижения цели, один из способов способствующий достижению цели, а не сама цель.
5. Общество устало от рынка и от той рыночной модели, которая существует сегодня в России.
В обществе сформиловалась потребность в другом пути. А Указ ничего нового кроме уже ставших страшными и дескридитировавших себя слов типа «либерализм», «рынок», «конкуренция» не содержит. Страна это уже слышит с 1991 года, а в итоге разруха и нищета. 27 лет достаточный период времени, чтобы понять, что мы идёт не туда или не так как.
6. Другой путь.
России нужны реформы, сочетающие успешно зарекомендовавшие себя модели реформирования Южной Кореи и Сингапура.
Что взять от Южной Кореи - создание в национальной экономике крупных ориентированных на экспорт компаний, в том числе несырьевой экспорт, которые вырвутся на мировой рынок и выстоят на мировом рынке.
Надо понимать, что конкурировать на мировом рынке могут и смогут только те, кто сможет выстоять на рынке. Конкуренция на мировом рынке сегодня возможна только между хищниками. Надо поставить задачу – чтобы наши смогли выстоять.
От Сингапура - честная экономика, настоящее правосудие, 0 коррупции, в том числе для руководства и его окружения.
7. Извините за такой пример, но крупные предприятия, монополии – это газ, свет, вода, а малый и средний бизнес – это причёска, массаж, газировка на улице. Это тоже надо, но это другой масштаб.
Крупное предприятие – это не всегда плохо, на них не надо охотиться и их не надо истреблять, к чему фактически всегда призывает ФАС России, в том числе и через нормы данного Указа.
8. Бессмысленное и бесполезное использование слова конкуренция - выхолащивает смысл конкуренции, вызывает её отторжение.
Нацплан по развитию конкуренции обернулся набором столбцов и цифр. Однако цифры у нас рисовать умеют и кроме этого, всегда можно найти причину почему что-то не вышло, найти крайнего. У Геннадия Хазанова была ещё советских времён шутка, что у нас власть на местах только и ждёт чего-нибудь неблагоприятного, чтобы всё списать на это.
Кроме этого мы помним историю. Согласно планам и отчётам на план, мы собирали кукурузу на Чукотке и за Северным полярным кругом – не просто собирали, а собирали рекордные урожаи, невиданные даже для США.
Да и про Потёмкинские деревни, которые были несколько ранее, все помнят.
Так что мы готовы и к нацплану по развитию конкуренции.
Голод пережили – изобилие переживём.
9. Исходя из нацплана по развитию конкуренции самоцелью нацплана и является конкуренция, конкуренция ради конкуренции.
10. Что является конечной целью конкуренции? Судя по документу это сама конкуренция, а не то, чтобы потребителям было хорошо, чтобы они могли за небольшую плату покупать качественные товары.
Загвоздка здесь в том, что эта цель может быть достигнута в принципе и без помощи конкуренции.
11. Однако основная проблема Указа в том, что он очень долго согласовывался. За этот период времени изменились условия его принятия. Примерно в 2010 году это был обычный типовой документ и не сильно плохой и не очень хороший, скаченный из какого-то учебника. Но в 2014 году время данного Указа ушло.
Сегодня даже можно сказать, что время данного Указа или уже ушло или ещё не наступило.
Лучше никак, чем как-нибудь. В данном случае лучше ничего из того, что предлагает Указ, не делать, чтобы или не причинить вреда или сэкономить силы.
Свидетельство о публикации №218112701619
Вопрос же о том, нужно ли такие законы принимать и такие Указы издавать, представляется излишним. Хотя бы потому что избежать этого нельзя.
Все важные события, которые в настоящем времени происходят в универсуме, являются следствием какой-то причины (есть и случайные события, но в том и дело, что они мало и значимы).
Но установить связь между событием настоящего времени и его причиной можно лишь в том случае, если причина находится в прошлом, которое мы знаем.
Однако очень даже часто причина события, происходящего в настоящем, находится в грядущем, о котором мы знать ничего не можем, потому что наш мир возникает не случайно, у него есть Творец, план и цель, и Творец управляет миром, а потому запланированное Творцом на будущее имеет свою власть над настоящим.
Миром настоящего в стране движет именно её грядущее, его необходимости и дают действенность средствам управления страной, которая имеет будущее, а Россия ею и является.
Что же касается того прошлого страны, которое уходит безвозвратно, оно разумеется тоже проявляется в настоящем...хотя бы вот такими законами или такими Указами президента, вроде Майского знаменитого Указа или приведенного Вами. Законами или Указами-утопиями.
Таково, например, и знаменитое обещание Путиным 25 миллионов новых рабочих мест к 2020 году, напоминающее обещание Хрущева в 1961 году на XXII съезде КПСС: "Нынешнее поколение советских людей будет жить на коммунизме" (планировали на 1980 год)
Давать экономике и обществу такие указания или делать такие прогнозы - примерно то же самое, как если бы глава государства приказал Земле не вращаться вокруг Солнца.
Это не в его компетенции и власти.
Именно потому что настоящее универсума отдано грядушему времени, и готовит его, а не прошлому, подобные законы или Указы не имеют действенной силы.
Иногда их многим и хочется выполнить, но...не можется, а все попытки лишь приближают неизбежное
Дмитриев 28.11.2018 11:26 Заявить о нарушении