Проблемы снижения эффективности закупок

Давайте для начала определимся, а что такое эффективность государственных и муниципальных закупок? Что в первую очередь хотят от закупок?
Вполне логично, что эффективность закупок будет достигать при закупке качественного товара по низкой цене при небольших сроках поставки. Это и будем считать эффективностью.
Изначально, уже достаточно давно, закупки, точнее заказы, осуществлялись заказчиками самостоятельно. Достижение эффективности закупок заказчиков оценивались ими самостоятельно или вышестоящими ведомственными контролирующими органами и правоохранительными органами.
По мере развития законодательства – целями законодательства о контрактной системе (закупках, госзаказе) также стали публичность – что стало реализовываться путём размещения информации на официальном сайте, сейчас это ЕИС, целью стало также то, что размещение информации должно соответствовать определённым правилам, запретом стала закупка по конкретным наименованиям товара, основные способы закупок проходят теперь в электронной форме через функционал ЕИС, целями стали также поддержка малого и среднего бизнеса, особое значение приобрело импортозамещение, национальный режим и так далее.
Таким образом, можно сказать, что происходит усложнение закупок, формализация и бюрократизация (в нормальном смысле этого слова) процесса закупок. При этом можно утверждать, что у законодательства о контрактной системе появилось такое свойство как многозадачность.
Есть поговорка, кто тянет, того и грузят. По сути законодательство о контрактной системе нагружают новыми задачами, потому что оно тянет. Оно не может не тянуть. Если перестанут тянуть, то закупки остановяться. Это как остановить полноводную реку – промоет любую преграду.
У функционирования любой системы критической точкой является дефицит ресурсов. У контрактной системы тоже есть свой ресурс, который она расходует и регулирует. Это в принципе замкнутая система ресурсов.
Многозадачность - это хорошо, но новые задачи «оттягивают одеяло на себя», они перераспределяют и отнимают ресурсы у «старых» и изначальных задач. Каждая из этих новых целей, критериев проведения закупок по своей сути является по отношению к прежним целям дополнительным барьером, который ограничивает ранее существовавшие задачи, ограничивает их величину.
Если раньше систему целей можно было представить в виде объёмной звёзды с расходящимися лучами из центра, то сейчас длина лучей стала меньше, их количество больше, а звезда превратилась в круг или горошину.
Каждая новая задача всё более округляет звезду. В свою очередь ранее заложенные в систему задачи также не позволят новой задаче вырваться «вперёд» из круга, стянут и округлят луч или вектор новой задачи до стандартных размеров радиуса круга. В итоге круг, горошина уплотнилась настолько, что можно добавить сколько угодно много новых задач, целей, способов, но фактически изменения будут незначительными. При этом уже нельзя вернуться к значениям и достижению изначально предполагавшихся критериев эффективности контрактной системы - закупка качественного товара по низкой цене при небольших сроках поставки – про это уже можно не вспоминать.
Достижение эффективности закупок уже не может считаться целью законодательства о контрактной системе или, как минимум, не может считаться основной целью, поскольку данная цель носит ярко выраженный декларативный характер.
Законодательство о контрактной системе прекратилось просто в набор правил, по которым должны проводиться закупки. Просто всё идёт и должно идти так, как идёт, как предписано. Закупка качественного товара по низкой цене при небольших сроках поставки может произойти лишь как системная ошибка, случайно, а так в общем случае это законодательством о контрактной системе уже не предполагается и от закупок не ожидается.
Предложу крамольную с точки зрения законодательства о контрактной системе мысль – может быть лучше вернуться к Госплану? Или разрешить закупки по конкретным наименованиям? И у поставщиков по выбору заказчика? Получается ведь, что в конечном итоге разницы нет никакой.
А существуют ещё ошибки законодателя при принятии очередных изменений закона и подзаконных актов, от которых перекашивает и переклинивает заказчиков и закупки.
При этом закупки обжаловать могут все подряд, даже не вставая с дивана.
Чуть-чуть конкуренции, чуть-чуть экономии, чуть-чуть качества вот и прошла очередная закупка. Итог закупок - что-то купили, за какую-то плату, с неизвестным качеством.
Следует сделать вывод, что даже на уровне модели закона о контрактном системе мы не достигаем эффективности.

А что можно предложить? Повысить качество и ответственность исполнителей. Снизить злоупотребление правом на обжалование и подачу жалоб. Оставить чуть-чуть свободы заказчикам.
1) Разрешить закупки по конкретным наименованиям или нескольким конкретным наименованиям.
2) Гарантия поставщика на товар или работы или услуги должна быть не меньше года, по стройке или ремонту дорог не менее 5 лет.
3) Банковская гарантия должна быть не менее одного года с момента поставки, на стройку или ремонт дорог - не менее 5 лет.
4) Отменить квоты для малого и среднего бизнеса.
5) Обжалование должно быть или только в суд, если обжалование также и в ФАС то должна быть введена госпошлина, чтобы снизить количество злоупотреблений при подаче различных жалоб и заявлений.
6) Не надо всё закупки заурегулировать до конца. Чтобы двигатель работал, в нем должна быть смазка. Если смазки не будет, его заклинит. Не надо до конца занормировать все закупки, надо оставить относительную свободу для закупок до 100 000 руб.
После принятия этих мер, цена вырастет, но и качество тоже. Задёшево – не означает качественно и хорошо. С рынка будут вытеснены шабашники и халтурщики, их количество в закупках сократиться. Они же в основном и предлагали демпинг в обмен на халтуру. Ну не должно быть так, ты сегодня зарегистрировался как юридическое лицо и уже сегодня можешь участвовать в закупках, хотя нет ни опыта, ни умения, ни практики. Иди вначале на рынке потренируйся. Потренировался добро пожаловать на госзакупки.

Да, и ещё  – «Госзаказ – forever» !!!


Рецензии