Откуда есть пошла...

       

           ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА...


     «Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» – написано в Евангелии от Иоанна. Так высоко ценилось в древности выражение возвышенных мыслей и чувств.
     Слово породило всё, что есть на белом свете, а словесные образы – чувственный мир. Для древних цивилизаций «живописание словом» делало мир более понятным, безопасным, а потому интересным. Мыслить словесными образами, видимо, тогда означало «творить окружающий мир», что уподобляло человека богам.   
     Когда проявилась у людей потребность творить словесными образами, высказывать возвышенные мысли и чувства? Откуда есть пошла … литература?
     Современному читателю, знакомому с выдающимися произведениями новейшего времени, может показаться, что художественная литература как «человековедение»*  родилась не так давно. На самом деле литературное наследство оставили после себя многие древнейшие цивилизации: шумеро-аккадская, индийская, китайская, персидская.
     Высокой художественностью в современном смысле слова древние творения, конечно, не обладали. Безымянные авторы просто воспроизводили окружающую их жизнь, уделяя большое внимание заклинаниям, приметам, божественным гимнам и восхвалениям правителей. Любовь для них была простым телесным влечением, если судить по шумеро-аккадскому «Эпосу о Гильгамеше». Никакого отстаивания нравственных идеалов, никакого создания образа Человека с большой буквы, что свойственно настоящей современной литературе. В XXIII-XXI вв. до н.э., когда был создан шумерский эпос, древние люди в основном жили ордой, групповым браком. Но они уже пришли к выводу, что эрос очеловечивает. Дикарь Энкиду, полюбив жрицу Шамхат, посланную укротить его, стал другим. «Стал он умней, разумением глубже», – говорилось в сказании. Любовь – важная составляющая человеческой личности. Без любви нет человека, есть только живое существо, которое не может понять других и ничего вокруг себя.
     Литература Древнего Египта – одна из древнейших в мире. Зародившись в седые времена древнего царства, она вначале выполняла прикладные функции: от бухгалтерского учёта до увековечивания религиозных гимнов. Затем прибавилось другое назначение:  письменное сохранение моральных ценностей фараонов и царедворцев, отработка чтения вслух. Наиболее известными памятниками этого периода являются «Тексты пирамид»**, служившие для защиты души в загробной жизни. Чтобы понять исключительное значение подобных текстов для египтян, необходимо знать египетские мифы (которые существовали в устном творчестве ещё в додинастическом Египте) о сотворении мира, происхождении человека, пантеоне богов. Божество Птах создало весь мир с помощью мысли и слова, поэтому этот творец мог воспринять человеческую душу в загробном мире только через Слово. Не так ли повествует о создании мира одно из четырёх Евангелий Нового завета?
      По мнению учёных, словесное искусство возникло на фоне обрядовых игр, соединяющих в себе элементы танца, музыки, отчасти живописи. Поэтому неудивительно, что литература появилась в ритмической форме, то есть поэтической.  Достаточно прочитать надпись военачальника Уни, посланного фараоном Пепи II на северо-восток страны «против жителей песков», чтобы понять, что перед нами поэтическое творение.

Вернулось это войско благополучно,
разорив страну жителей песков.
Вернулось это войско благополучно,
растоптав страну жителей песков.
Вернулось это войско благополучно,
Разрушив укрепления её.
Вернулось это войско благополучно,
Срубив смоковницы её и виноградные лозы.
Вернулось это войско благополучно,
Предав огню все [дворцы правителей] её.
Вернулось это войско благополучно,
Истребив воинство её – многие десятки тысяч [мужей].
Вернулось это войско благополучно,
[захватив] в ней множество пленников.
Похвалил меня его высочество за это больше всех.

     В пользу поэзии говорит и ритм текста, и параллелизм его композиции, и рефрен.
     Совсем другие задачи в древнеегипетской литературе – интересное проведение досуга и развитие интеллектуальных способностей – сформировались во времена среднего царства. Интеллектуальный класс египетского государства: фараоны, вельможи и писцы – высоко ценил образованность. Нельзя исключать тот факт, что представители привилегированного класса хвастались своей начитанностью.  Достоверно доказано, что египтяне клали в гробницу умершего написанные произведения  как необходимую дорогую вещь.
     Элитный класс писцов XXI-XVIII веков до н. э. запечатлел на папирусах разные литературные жанры: погребальные плачи, пророческие тексты, сказки, беседы, диалоги, поучения.
     Большой любовью пользовались сказки, основанные на сюжетах древних мифов, но с литературной канвой. Слушатели следовали за героями исторических событий, пускаясь вместе с ними в опасные путешествия, похождения, видимо, с удовольствием внимая нравоучениям. Возможно, именно писцы выступали в роли первых в мире писателей, мастерски перерабатывая устное творчество. Египтологи утверждают, что авторства в те времена не существовало, даже если каким-то текстам и были присвоены чьи-то имена.
     Такие диалоги, как «Размышления Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор разочарованного со своим Ба***», служили подспорьем в духовных размышлениях о жизни и значении в ней земных страданий.
     Пророчества были менее популярны, но одно из них – «Пророчество Неферти» – особенное. Созданное в XIX-XVIII вв. до н.э., оно посвящено фараону Снофру – отцу Хеопса, строителя пирамид. В нём уже виден исторический масштаб: повествование о событиях 600-летней давности, когда одна династия фараонов захватила власть у предыдущей династии. Стремительно разворачиваются действия: нападения внешних врагов – ливийцев и азиатов, междоусобные конфликты, голод, буйство различных преступлений во время государственного переворота, возвышение новой знати – из простолюдинов, природные катастрофы. На фоне страшных потрясений люди ожидают спасителя Египта. И он, конечно, приходит. Это новый фараон, принесший с собой демократическую идею правления государством: мудрость выше происхождения, поэтому мудрый простолюдин может возвыситься.
     «Пророчество Неферти» – принципиально новое произведение для древнеегипетской литературы, которое впервые поставило политическую задачу: утвердить законность династии, пришедшей к власти путём переворота. Здесь уже просматривается и пропаганда идей, получившая широкое распространение в современной журналистике. Поистине нет в мире ничего нового! 
     Самым популярным жанром во времена среднего царства было поучение – собрание мудрых мыслей. Им отводилась важная роль в деле воспитания подданных: учить людей  соблюдать образцы поведения, узаконенные конкретными правителями. А вот поучения фараонов Аменемхета, Аменемопе, Мерикара, Харджедефа, Кагемни («начальника страны» при фараоне Тети) – это наставления опытных властелинов молодым преемникам. Время не позволило подобным творениям дойти до современного человечества в неизменном виде, но даже по сохранившимся отрывкам можно представить уровень наставничества в древнем государстве: каждый из фараонов предъявлял свой идеал венценосной личности. Это можно рассматривать как первые шаги в деле воспитания преемника: его чувств, взглядов, убеждений с предоставлением практических знаний. 
     В «Поучении верноподданного», написанном высшим сановником Каирсу, звучит призыв к единству различных слоёв населения, уважению к человеку труда. Разъединение общества неизбежно приводит к неминуемой гибели даже сильное государство. Видимо, это понимание пришло к написавшему «Поучение» не на пустом месте, а во времена чрезвычайного расслоения общества. 
     Очень примечательны наставления придворного министра одного из фараонов. Египтологи дали им название – «Поучения Птаххотепа». Это единственное древнее произведение, полностью избежавшее земного тлена.

«Гни спину перед начальниками …
и будет процветать дом твой».

«Когда не сгибается рука для приветствия,
плохо это для противопоставляющего себя начальнику».

«Если ты значительный человек,
заседающий на совете господина своего,
будь в высшей степени осторожным.
Молчи, полезнее это…
Говори, когда ты осознал, что понимаешь [суть дела].
Говорящий в совете – это умелец.
Труднее [умная] речь работы всякой».

     Здесь звучит призыв к послушанию и почтительности, который затем возьмёт за основу христианская религия. Как бы странно ни прозвучало, но в строках наставления решаются проблемы, к которым впоследствии будет тяготеть не только мировая лирика, но и эпос: постижение смысла жизни, искание жизненного идеала.
     Настоящим литературным сокровищем эпохи среднего царства признано жизнеописание вельможи, служившего при дворе двух фараонов, – «Повесть о Синухете». Оно продолжило традицию гробничных надписей древнего царства: так же выделены особые  заслуги Синухета перед фараоном (не в пример прочим царедворцам), высокий ум, позволивший его обладателю после страшного разорения вновь стать богатым и послужить другому фараону. Грамотно построенная композиция «Повести», образный язык, правильное соотношение автобиографических описаний и государственных документов произвели настоящий фурор. Можно сказать, что «Повесть о Синухете» явилась национальным литературным бестселлером на несколько веков: очень много списков этого талантливого произведения найдено учёными на протяжении существования Египетского царства. Скорее всего, читатель Древнего Египта уже был готов понять образный язык, помогавший взглянуть на привычные вещи по-новому, а также прочувствовать психологизм в изображении внутреннего мира персонажа. Разумеется, грамотные читатели в любом обществе – это верхняя часть айсберга, способная постичь высоту смысла.
     Очень ошибаются те люди, которые думают, что искусная любовная лирика зародилась в Древней Греции. Появление культа Афродиты было уже вторым витком эволюции сердечного чувства. Более того, даже рождение индивидуальной, человеческой любви произошло не на берегу Эгейского моря, а во дворцах фараонов. Любовь, которая отразилась в древнеегипетской поэзии, не была простым эросом. В ней уже присутствовали «вечные» – духовные – чувства.

Мы будем с тобою вместе,
И бог разлучить нас не сможет.
Клянусь, что я с тобой не расстанусь
До тех пор, пока не наскучу тебе.
Отныне пробудем свободными от труда,
И дурного с нами не будет.
Мы удалились в страну вечности,
Чтоб наши имена не были позабыты.
Прекрасно время,
Когда сияние солнца видно
Вовеки и когда оно царит
Над гробницами.
(Перевод А.Ахматовой)

     В проникновенных строках можно проследить и религиозные верования: смерть не являлась концом жизни вообще, а означала начало жизни в царстве мёртвых. 
     Литература нового царства продолжила совершенствование жанров, возникших во времена древнего и среднего царств. Распространённые с древнего царства культовые обряды, молитвы и заклинания были собраны в «Книгу мёртвых», в которой рассказывалось о загробных мытарствах души, вратах преисподней и обителях Осириса. В исторических списках правителей разных династий и эпох официально была закреплена божественность происхождения фараонов.
     Многие идеи древнеегипетской литературы позже были заимствованы авторами древнееврейской литературы, а впоследствии писателями европейской античности – древнегреческой и древнеримской литератур. Разумеется, это было не простое копирование, а глубокое осмысление и, как следствие, более высокий художественный уровень. Литературный процесс длился веками и постепенно вырабатывал нравственно-философские проблемы, художественные формы, «вечные» темы и образы. 
     В современном мире слово сильно обесценилось. Научно-технический прогресс перенасытил пространство образами, в том числе искусственными. Но даже в XXI веке человек не вправе небрежно пользоваться великим даром, не вправе забывать предостережение: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога…»

          СНОСКИ:
    
     * Термин был введён писателем М. Горьким.
     ** «Тексты пирамид» начертаны на стенах пирамид пяти фараонов V-VI династий и относятся к концу XXV-середине XXIII вв. до н.э.
     *** Ба – душа человека согласно египетской мифологии.
   


Рецензии
Приятно получать новые знания от эрудированного и неравнодушного человека, не забывшего о своей давней мечте стать египтологом.
"Ба -душа человека". Теперь мне понятно почему бабушки, услышав "Ба!", не могут ни в чём отказать внукам.)

Пусть Ваши мечты сбываются!

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   21.11.2020 18:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Елена Владимировна, за душевную щедрость!
С уважением,

Светлана Грачёва   23.11.2020 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.