Пятилетний юбилей второго рождения

Увидев название, дотошный читатель может подумать: «Сбрендил мужик, что ли? Какой может быть юбилей через 5 лет, даже если он и родился второй раз?». Не скажите. Всякие юбилеи могут быть. Помню, еще во время работы в городской клинической больнице № 11 города Хабаровска профессор Александрович, заведующий кафедрой хирургии медицинского института, базирующейся на базе больницы, находил любой повод для юбилея. Отмечали 10, 15 лет существования клиники, еще какие-то юбилеи по поводу важных событий всегда отмечались на этой кафедре. Может быть, потому что Александрович был человек в солидном возрасте и не знал, доживет ли он до очередного юбилея. Или вот певец и композитор Юрий Антонов проводил юбилейные  концерты по поводу 50, 60 и 70 лет со дня рождения,  40 и 50 лет пребывания на сцене. Как говорится, хозяин-барин, что хочу, то и отмечаю.  Так и я. Может, до 10 летнего юбилея я и не доживу, в моем возрасте да еще с такими болячками счет идет на года, а не на пятилетия.

Именно ровно пять лет назад, 27 ноября 2013 года,  в Новосибирском НИИ кардиологии мне была сделана редкая и рискованная операция на сердце. Подобные операции стали делать лишь десять лет назад в некоторых кардиологических клиниках, в Сибири и на Дальнем Востоке их делали только в Новосибирском НИИ кардиологии имени Мешалкина.  Почему же мне потребовалась такая сложная операция? Просто за 5 месяцев до неё я перенес обширный инфаркт миокарда, меня еле успели довезти до областной больницы, и реанимацию начали делать в приемном отделении. Перенесенный  инфаркт привел к образованию аневризмы, т.е. истончению стенки сердца на месте инфаркта. Чаще на этом месте образуется рубец соединительной ткани.  А у меня образовалось нечто, похожее на грыжу  баллона автомобильного колеса, которая в любой момент могла лопнуть. Да еще в полости сердца образовался большой тромб, который тоже в любое время мог закупорить самый крупный сосуд в теле человека – аорту, настолько большой он был.  Смерть  в том и другом случае мгновенная.  Так что я определенно входил в группу тех больных с аневризмами, которые не доживали до 5 лет после инфаркта с образованием аневризмы. А таких было 90%.

Честно сказать, меня такая перспектива не радовала, и когда мне предложили операцию в Новосибирске, я согласился. Но надо было дождаться своей очереди, так что эти пять с лишним месяцев, пока меня не взяли на операционный стол, надо мной висел домоклов меч мгновенной смерти или от тампонады сердца, или он тромбоэмболии аорты.  И хотя у меня к этому времени была уже и сердечно-сосудистая, и почечная недостаточности,  а также врожденная магниевая недостаточность,  блокада правой ножки пучка Гиса, приводившая к нарушениям сердечного ритма, операция была назначена.

Всю жизнь я старался придерживаться одного постулата, услышанного во время военной службы: «Лучше ничего не сделать по плану, чем что-то сделать без плана». Поэтому я набросал себе план подготовки к поездке в Новосибирск на рискованную операцию, откуда я мог и не вернуться, ибо по статистике смертность на операционном столе была около 10%.  Решил закончить свои воспоминания для  потомков, которые начал писать за пару лет до этого. И ко дню отъезда эти воспоминания были не только написаны, но и напечатаны в одном экземпляре, а также сброшены на флешку. Все это  я оставил сыну Сереже, который вместе с другим сыном, Сашей, проводил меня на поезд, а дочь Наташа привезла меня на автомобиле из поселка Молодежный, где мы жили, в Тюмень, на квартиру Сережи.

Настроение в поезде у меня было неважное. Что меня ждет впереди, было неясно. Ясно только одно – меня должен был встретить коллега моего младшего брата из управления железной дороги на машине, и отвезти в пансионат НИИ имени Мешалкина. Но моей соседкой в купе оказалась хабаровчанка, которая возвращалась из командировки в Томск, и мы с ней очень много что вспомнили, пока ехали до Новосибирска. Дальше она должна была лететь самолетом.  Такая встреча с землячкой очень положительно повлияла на мое настроение, и после этого я уверился, что все у меня пройдет нормально.

Лучший специалист по операциям на сердце в НИИ имени Мешалкина профессор Александр  Михайлович Чернявский сделал операцию как надо. Потом  были всевозможные осложнения, я долго реабилитировался, потому что проведение операции на открытом сердце,  с иссечением аневризмы и удалением тромба из полости сердца требовало искусственного кровообращения, и произошел сбой почти всех органов и систем организма. Около полугода восстанавливалась работа  органов пищеварения и желез внутренней секреции.  Когда я вышел после всех осложнений из Тюменской областной больницы, куда попал с инфаркт-пневмонией, я старался проявлять физическую активность, какую мне позволяло мое самочувствие. Регулярно, невзирая на погоду, гулял, стараясь хоть на метр, но дальше пройти во время прогулок по определенному маршруту. Делал зарядку, комплекс которой мне прислал мой друг Сергей Куракин. Этот комплекс применяли для больных после инфаркта миокарда в  санатории «Уссури».

Временами, особенно когда на улице шел снег и дул ветер, мне хотелось все бросить и пустить на самотек. Для чего мне совершать прогулки, делать зарядку, пить эти многочисленные таблетки (12-13 таблеток в сутки), все равно восстановление идет очень медленно? Но я брал себя в руки, снова и снова делал упражнения и шел гулять.  Но этим я занимался далеко не все время, так что свободного у меня хватало. И тогда я решил завершить задуманное уже давно – составить генеалогическое древо своей семьи. У меня были кое-какие наметки, я древо близких родственников уже составил, правда, на бумаге. Но для того, чтобы уместить то древо, что у меня получалось, с многочисленными веточками, никакой бумаги не хватит. Даже огромной географической карты, что висит в школе на уроках, на обороте которой рисовал древо мой родственник. А список родни все увеличивался. Я связывался со многими родственниками по электронной почте, по телефону, в Интернете, и рисовал отдельные веточки нашего рода со сватами, родителями, братьями и сестрами. Мне очень активно стала помогать моя кузина, Ирина Шмаленная (Коновалова), которая собирала сведения по своей веточке большой семьи Щербаковых. Сведения накапливались, число  карточек с веточками росло, но я даже не представлял, каких  размеров может получиться  наше дерево. Ведь число родственников, о которых мне стало известно,  уже превысило 500.  И тут мне повезло.

 К этому времени я стал активным пользователем социальных сетей, в первую очередь сайта «Одноклассники», где публиковал заметки о людях, с которыми встречался по жизни. Одной из таких людей, которая сыграла большую роль в моей жизни, была Екатерина Даниловна Бацунова.  Так уж случилось, что её дальняя родственница по линии мужа стала интересоваться своей родословной. И в Интернете нашла упоминание о Екатерине Даниловне. Завела страничку в «Одноклассниках» и вышла на меня с просьбой сообщить, что знаю о жене её родственника. И в переписке она назвала мне, как выйти на сайт, который позволяет создать генеалогическое древо очень просто.  Я послушался совета и  через очень короткое время появился семейный сайт, в котором ныне свыше тысячи родственников, из них почти у пятисот есть и фотографии, и другие сведения.  Но,  увы, я надеялся, что к этому семейному сайту будет большой интерес, но, видимо, народ у нас так затуркан, что не очень хочет знать о своих родственниках. В мою молодость мы знали всю родню лично, ездили в гости друг другу.  Часто встречались, особенно представители нашего послевоенного поколения.  А сейчас все сидят в гаджетах и ничем  другим не интересуются. А жаль. Но я, по крайней мере, свою задачу выполнил, дал возможность родне узнать своих предков на три поколения старше нашего, и предков на три поколения младше.

Я уже упомянул, что стал активен в социальных сетях, и особенно мне нравятся «Одноклассники». Мои земляки отметили, что мое появление на этом сайте оживило общение между ними, стало появляться больше фотографий, в том числе нашей юности, школьных лет, и все активно обсуждают увиденное. И каждый земляк во время очередной поездки на малую родину старается сделать фотографии и поделиться ими на сайте.  Это общение позволило мне найти много  старых земляков и знакомых, которые стали моими виртуальными друзьями на сайте. Конечно, не все мы молоды, не все активны, стали часто болеть, когда нет желания никого видеть, так что общаемся, когда позволяет состояние здоровья. Но, так или иначе, ореол моих знакомых значительно расширился. И многие из них раскрылись с другой, неожиданной  стороны. Например, моя землячка и одноклассница, соседка по улице Вера Малинина оказалась очень интересной женщиной с нелегкой судьбой,  она стала моей подругой и отнюдь не виртуальной. Уже три года приезжает ко мне на день рождения, и я её навестил в Санкт-Петербурге. Или Галя Коршунова из родного поселка. Я видел её в школе, она училась двумя классами позже, но не знал, что она симпатизирует мне. И вот через 50 лет узнал, ибо она приехала ко мне на юбилей, и за столом призналась в этом. Она оказалась женщиной с еще более трудной судьбой, чем у Веры, но не потеряла интерес к жизни, и является объединительным субъектом для всех наших земляков, проживающих  в Хабаровске. Она настоящий мой друг, и тоже не виртуальный.

А об еще одном человеке, тоже земляке и друге, Александре Урванцеве, хочу написать отдельно. Он учился двумя классами позже, до старших классов учился в семилетней школе в другом поселке, где директором школы работал мой отец. Рано проявился интерес к творчеству, он стал писать стихи.  Со временем стал известным хабаровским поэтом, членом Союза писателей России, проводит творческие вечера, издал несколько книг. Вместе с фотокорреспондентом газеты «Известия» Владимиром Кузнецовым выпустили альбом под названием «Амурская мозаика объективом и пером»,  где наряду со стихами Урванцева есть стихотворения Риммы Казаковой и других известных авторов.  Когда мы стали переписываться с ним на страницах в «Одноклассниках», он обратил внимание, что у меня неплохой слог.  И предложил мне  написать воспоминания о своем отце, узнав, что я написал свои мемуары. И еще один материал был написан по его просьбе – история Херпучинского прииска. Это увлекло меня, тем более что состояние моего здоровья не позволяло мне вести активный образ жизни в физическом плане. А тут я нашел занятие по душе и по способностям.  Именно у Урванцева возникла идея выпустить альманах с воспоминаниями земляков, но состояние его здоровья не позволило ему довести задумку до реализации. И тогда это сделал я. Но этому предшествовали другие события.

Я прочитал свои мемуары своей новой спутнице жизни, которая очень заинтересовалась ими,  и предложила поделиться с другими в литературном сайте Проза.ру. Она зарегистрировала меня как автора в виде подарка ко Дню защитника Отечества 23 февраля 2017 года. Вначале я опубликовал на этом сайте свои воспоминания в виде сборника под названием «Воспоминания дальневосточника». Их стали читать, как и короткие рассказы и новеллы, которые вышли из-под моего пера. И я продолжил писать, тем более что ничем другим в силу состояния своего здоровья заниматься не мог.  Читатели все прибавлялись и прибавлялись, появились даже постоянные читатели, в первую очередь среди моих земляков, для которых описываемые мной события близки.

20 июня прошлого года мне исполнилось 70 лет. На юбилей приезжали мои дети, сыновья Сережа и Саша, дочь Наташа, две мои землячки – Вера Малинина и Галя Коршунова. Причем если первая из Питера, то вторая аж из Хабаровска, привезла дальневосточные гостинцы от земляков.  Галя убила двух, а вернее, трех зайцев – побывала на юбилее, посмотрела красоты Санкт-Петербурга, а потом и Москвы.  Затем на продолжение юбилея я сам поехал в град Петров, в Питер, в гости к своему дяде, который всего на 1 год старше меня. Я его никогда не считал дядей, а старшим братом, и слушался его. И когда он предложил пожить под Питером на даче с еще одним моим дядей, и тоже Володей, только вот отчества разные, я поехал.  Мы много времени проводили втроем, разговаривали, вспоминали.  К этому времени я уже 4 месяца публиковал свои произведения на литературном сайте Проза.ру, поэтому  взял флешку с опубликованными рассказами, и прочитал двум своим дядям воспоминания об отце, которые я писал для Урванцева. Обоим Пастернакам (писательская фамилия, согласитесь) они понравились, и уже не помню, кто-то из них сказал, что было бы интересно написать о всей жизни достойного человека.  Хотя бы для тех, кто учился у него, знал хорошо, но в первую очередь  для родных и близких.  По возвращению домой я решил попробовать написать об отце отдельную повесть. Надо было подобрать материал. О жизни родителей в моем родном поселке я многое знал, кое-что мне написали мои земляки из школы, где он был директором. О его детстве я кое-что помнил из рассказов моей тети, младшей сестры отца, у которой я был в гостях лет 15 назад. И еще мне помогла моя кузина, Ирина, которая воспроизвела на бумаге  воспоминания своих родственниц из нашего большого рода Щербаковых. Кое-что я нашел в Президентской библиотеке, где рассказывалось о родном поселении отца, одним из основателей которого был его дед. Так и вырисовалась глава о жизни маленького Котьки Щербакова в селе Больше-Михайловское на нижнем Амуре.

А вот написать главу о жизни спецпереселенцев Щербаковых, раскулаченных по доносу односельчан, а через 9 лет реабилитированных, в еще одном селе на Амуре, Чля, мне помогла еще одна землячка, Люба Димаева (Хохлова), которая жила в этом селе. Она прислала мне три книжки местного краеведа  Александра Кудрина, в которых рассказывалось о жизни на Чля и на Колчанском прииске. Причем очень подробно, с обилием фактического материала, схемы села в те годы, когда там жили спецпереселенцы Щербаковы, с фамилиями жителей села. Все это было использовано при написании главы «Испытания», о жизни маленького Кости в этом селе, об учебе в школе, потом в педагогическом училище, первые годы работы учителем до ухода на фронт.  Кое-что я знал от отца и о его участии в боевых действиях с японцами на Дальнем Востоке, что-то сказали его боевые награды и листок по трудоустройству, трудовая книжка, партийный билет, которые хранятся у меня. А дальше пошла жизни молодого мужчины, попавшего на работу учителем начальных классов в Херпучинкую школу, его любовь к учительнице Александре, ухаживания, женитьба, рождение первого сына Саши, т.е. меня.  У меня набралось много воспоминаний о своем отце, чтобы раскрасить фактами и событиями сухое изложение жизни человека, который отличался самобытностью.

Так появилась «Повесть о настоящем Учителе». Именно так, учителе с большой буквы. Я ничего не приукрасил, именно так и оценивали моего отца его ученики, которых через его руки прошло немало. Желающие могут убедиться в этом на страницах литературного сайта.  Я выслал материал своему дяде в Питер, тот договорился с издательством в институте, где работает, они связались со мной, мы решили все организационные вопросы. Вскоре я держал в руках первую свою книгу, которая была разослана по родным и близким, моим землякам, кто хорошо знал моего отца, а теперь узнали еще лучше. Все 40 экземпляров тиража нашли своего читателя. Это был мой подарок к 95-летию со дня рождения моего отца, Константина Ивановича Щербакова.

После этого у меня появился зуд творчества. Я никогда не забывал советы еще одного моего земляка по району имени Полины Осипенко, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой Красноярского Университета Сергей Тихоновича Гайдина, который читал на литературном сайте мои произведения, и советовал издать книгу. Он обещал мне содействие в редакционно-издательском отделе Университета по изданию книги. И я решился.  У меня уже набралось на литературном сайте более 10 тысяч читателей, которые благосклонно отмечали некоторые мои произведения, поэтому в свою книгу я решил поместить свои произведения, которые рассказывают о заселении берегов Амура, о трудной жизни первых переселенцев, об истории золотодобычи в Приамгунье, о жизни нашего родного поселка. Эти произведения особенно нравились многим моим землякам, они уже писали мне, что хотели бы иметь книгу с этим произведениями. А трое моих земляков – Виктор Глотов, Александр Манякин и Любовь Хохлова, написали свои воспоминания о жизни в нашем поселке, которые я решил тоже поместить в эту книгу.

Все сложилось как нельзя лучше, и к Новому, 2018 году,  мне пришли первые 10 экземпляров книги «Возвращаясь к истокам», а позднее и все остальные 170 книг.  И начались мои ежедневные походы на почту, чтобы послать почти 150 бандеролей по всему земному шару, от Камчатки до штата Колорадо в Америке. Все они, за исключением одной бандероли, которая потерялась на почте в моих родных Херпучах, нашли своих получателей. Эта книга появилась в районной,  во многих сельских, школьных библиотеках района имени Полины Осипенко. И мне пошли письма с благодарностью от читателей, которые много нового узнали из этой книги.

И тогда я задумался об издании альманаха, о котором говорил Александр Урванцев, тем более, что неумолимо приближалась дата – 150 лет со дня появления на земле двух поселков – Херпучи и Оглонги, которые составляли единое целое в механизме прииска, добывающего золото в северном районе Хабаровского края, который носит имя легендарной летчицы Полины Осипенко.  Я снова обратился к своим землякам с просьбой написать свои воспоминания в альманах. На этот раз к моей просьбе все отнеслись благосклонно. Земляки поняли, что издание альманаха не прожект, а реальность, что я могу его издать. И я стал получать весточки от тех людей, к кому обратился с просьбой написать воспоминания. Они шли мне на сайт «Одноклассники», по электронному адресу, в простых конвертах и бандеролях. Я их редактировал, составлял схему, искал фотографии разных лет. Когда все было готово, отправил материал по знакомому адресу – в редакционно-издательский отдел Красноярского Университета. Опять помог Сергей Тихонович Гайдин своим содействием, а две земляки – Татьяна Чеботарь и Галина Коршунова  - софинансированием издания книги, альманаха с названием «По волнам нашей памяти», название которой предложила еще одна моя землячка Ольга Девятова. 

И к лету текущего года книги были отпечатаны и отправлены по четырем адресам. Наученный горьким опытом отправки 150 бандеролей, я решил отправить основную массу из 150 экземпляров по четырем адресам – в Хабаровск Гале Коршуновой, в Херпучи Зинаиде Зиганшиной и в Комсомольск-на-Амуре Александру Манякину, которые согласились их принять, и реализовать тем землякам, кто заказал книги и живет в этих местах. Я очень благодарен этим моим землякам. А оставшиеся 40 книг уже отправлял я бандеролями для всех остальных, кто заказал. Альманах получился действительно уникальным.  В нем рассказ о жизни наших поселков, их жителей, трудовых достижениях, история прииска за сто с лишним лет его существования. Это и память тем моим землякам, которые сейчас живут, и рассказ о трудной жизни предков для потомков, и как правильно написала Татьяна Чеботарь, чтобы не прерывалась связь поколений. На мой взгляд, я сделал немало для этого.  И для этого стоило бороться за свою жизнь.

24 года назад я последний раз был на своей малой родине. Когда я ходил по улицам поселков Херпучи и Оглонги, со мной здоровались многие жители. Они узнавали во мне сына Константина Ивановича Щербакова, который долгие годы был директором школ в обоих поселках, и пользовался уважением и учеников, и их родителей, и просто людей, знавших его.  Но он оставался только в памяти людей, и когда наше поколение покинет этот мир, о нем могут забыть, как и о тысячах других тружеников нашего прииска, которые честно трудились на благо нашей страны. Теперь же, с изданием этого альманаха, они останутся в памяти и наших потомков.

Но выполнив эту работу, я не прекратил свою деятельность. Ведь я  дышу, вижу солнце, людей, стараюсь жить полноценной жизнью с учетом всех моих болячек. Именно они заставили меня взять в руки костыли,  и я каждый день гуляю по нашему тихому городку,  покупаю продукты к столу. Но большую часть времени нахожусь в Интернете, это моя связь с миром. Найдя какой-нибудь интересный материал, стараюсь его осмыслить, дать свою оценку и опубликовать все на литературном сайте. Неплохая память позволяет писать и о тех людях, которые окружали меня, в первую очередь во время флотской службы, работы в больнице и краевом отделе здравоохранения. Вышли из-под моего пера и  истории тех лечебных учреждений, моих коллег, с которыми пересекались мои пути.  Это повествования о городской клинической  больнице № 11 в Хабаровске, краевой клинической больнице № 1.  Все эти произведения находят отклик у читателей, в первую очередь моих коллег, с которыми я поддерживаю связь.  Так что жизнь продолжается, я рад этому, и хотя далеко не загадываю, хочу дожить до 75-летнего юбилея.  Теперь уже от даты своего первого дня рождения.


Рецензии
Здоровья вам и спасибо золотым рукам кардиохирурга. Удачи.

Александр Аввакумов   01.12.2018 13:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.