Попов Вячеслав Дмитриевич
В РККА с 10 января 1934 года.
Окончил 3-ю Чкаловскую школу летчиков (учился с 10 января 1934 года по январь 1935 года).
В январе 1935 года присвоено звание старшины.
Служил в Ленинградском военном округе, с 27 января 1935 года по октябрь 1936 года был пилотом 4-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи в Красногвардейске, затем пилотом 11-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 24 марта 1938 года в качестве пилота, а затем командира звена истребителей И-15.
Имел псевдонимы «Жорж», «Жора», «Георгий», «Григорий», «Фернандо Монтанель».
«…Аэродром Сабадель. Свежее утро, еще не взошло солнце, и трава блестит росой.
На границе летного поля, распластав свои короткие крылья, замерли два «чато», два курносых истребителя. Притаившиеся в ожидании момента смертельной схватки с фашистскими самолетами, они тихи, безжизненны сейчас. Но достаточно одного оборота стартера - и машины оживут и ринутся ввысь, заполняя небо победным, мощным гулом.
Возле истребителей на разостланном самолетном чехле мирно завтракают двое республиканских летчиков…
…Летчики дежурят с рассвета. Сегодня ночью здесь был бой с фашистскими бомбардировщиками, пытавшимися напасть на Барселону. Республиканцы сбили один бомбардировщик. Он сгорел в воздухе вместе с экипажем и упал недалеко отсюда.
…От летного здания быстро подъехала машина. Посыльный вручил радиограмму: «Торговый пароход, находящийся на полпути от границы Франции к Барселоне, обстреливается двумя фашистскими гидросамолетами…»
Через 30 секунд истребители взмыли ввысь. Набирая высоту, они скрылись по направлению к морю.
Далеко на горизонте появился дымок. Корабль - там! Истребители ринулись к нему. Подлетая, летчики увидели два фашистских гидроплана, обстреливающих беззащитный пароход. Фашисты тотчас же стали удирать к острову Майорка. Но республиканские истребители быстро их догнали.
Начался бой.
Фашистский гидроплан, атакуемый Фернандо, вошел в вираж, наставляя свои турельные пулеметы на истребителя. Фернандо, чтобы избежать огня, удачным маневром подскочил под хвост вражескому самолету и прицелился в среднюю часть его дна. Как ни вилял фашист, - ему ничто не помогло. Фернандо нажал гашетку своих пулеметов, самолет врага задымился и, через несколько секунд, весь в пламени, упал в море*…»
(Из газеты «Красная Звезда», 6 июня 1938 года)
12 декабря 1937 года был ранен в воздушном бою двумя пулями навылет, но благополучно вернулся на аэродром и через неделю снова был в строю.
10 февраля 1938 года при опробовании мотора его И-15 скапотировал на аэродроме Сабадель. Летчик получил травму и попал в госпиталь, из которого был отправлен на родину.
Всего в Испании совершил 60 боевых вылетов, лично сбил 2 истребителя и в паре с другим летчиком 1 бомбардировщик.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
29 апреля 1938 года ему было присвоено воинское звание «старший лейтенант».
Командиром звена служил в 7-м истребительном авиационном полку (с мая по октябрь 1938 года) и 38-м истребительном авиационном полку (по январь 1939 года), затем был помощником командира эскадрильи.
С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе своего полка участвовал в советско-финляндской войне.
Командиром эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка служил в Баку с апреля 1940 года по декабрь 1941 года.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 9 декабря 1941 года.
В должности командира эскадрильи и заместителя командира 270-го истребительного авиационного полка воевал на Крымском фронте до апреля 1942 года, после чего был послан на курсы усовершенствования командиров полков и начальников штабов при Военно-воздушной академии.
12 апреля 1942 года ему было присвоено воинское звание «капитан».
После окончания курсов в апреле 1943 года, снова попал на фронт. В составе 179-го истребительного авиационного полка воевал на Западном фронте командиром эскадрильи (до июня 1943 года) и помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе (до июля 1944 года).
10 июня 1944 года ему было присвоено воинское звание «майор».
Воевал на 2-м Украинском фронте до конца войны заместителем командира полка по летной части. Участвовал в боях за Будапешт и Вену.
В одном из боев был сбит, но спасся на парашюте.
Всего за время Великой Отечественной войны совершил 95 боевых вылетов (в том числе 5 - на И-153, 48 - на И-16, 8 - на Харрикейне, 34 - на Як-1), лично сбил 2 самолета.
После окончания войны служил в дальней авиации.
10 ноября 1946 года вышел в отставку в звании майора.
Проживал в городе Киев (Украина).
Умер 1 января 1991 года. Похоронен на Берковецком кладбище в Киеве.
Список известных воздушных побед В. Д. Попова:
04.11.1937 1/2 Савойя-79 Ампоста в паре с Н. Т. Сюсюкаловым
00.00.1937 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.1937 1 Фиат-32 Испания лично
02.05.1944 1 ФВ-190 Подгайцы лично
18.03.1945 1 ФВ-190 южнее Коч лично
Награжден орденом Красного Знамени** (14.11.1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (26.03.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), орденом Красной Звезды (19.04.1942), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечания:
* Фактически этот бомбардировщик В. Д. Попов сбил вместе с лейтенантом Н. Т. Сюсюкаловым.
** Орден имел порядковый № 2013.
Свидетельство о публикации №218112700289