Кого спасает Евангелие. Сознание своей греховности

(из конспекта проповеди)

Ответы на вопросы

Я сказал в прошлый раз, что можно задавать вопросы. Поступил вопрос: может ли Бог гневаться на верующего человека?

У меня два ответа (по сути, может быть, это один ответ): 

1) «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). На всякое – хоть верующего, хоть неверующего. Если мы делаем нечестие или неправду и подавляем истину неправдой – на это открывается гнев Божий (понятно, что тут надо уточнять каждое из этих понятий). Павел верующим римлянам и пишет (имея ввиду и иудеев): и на вас (верующих) гнев Бога тоже открывается, ибо вы «проповедуя не красть, крадете»…

2) «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:9). «потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:9). От Божьего гнева мы укрываемся во Христе. Если же мы выходим "из Христа", перестаем поддерживать личные отношения с Ним верой, начинаем уповать на свои добрые дела, то даже если внешне особого нечестия или неправды не делаем, мы снова оказываемся под гневом Божьим, п.ч. мы не во Христе. «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).

Я бы сказал так: нарушая заповедь, удаляясь от Бога, верующий двигается в сторону возмездия, в сторону гнева Божьего. «Ибо если живете по плоти, то умрете» (Рим.8:13) – не сказано, в какой именно момент произойдет духовная смерть, но живущий по плоти двигается в направлении смерти.

Прошлая моя проповедь отвечала на вопрос «От чего спасает Евангелие», эта – на вопрос «Кого спасает Евангелие».


Вступление: Павел изображает портреты младшего и старшего братьев из Лук.15

На мой взгляд, центральные стихи в послании – 1:16-17: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Благовествование – это то же самое, что Евангелие. Так вот, Евангелие открывает правду Божью. Не наши хорошие стороны, не наши достоинства, не нашу правду, а хорошие стороны, достоинства и правду Бога.

В сентябре прошлого года я проповедовал по Лук.15 о двух братьях из притчи. Я напомню несколько мыслей из той проповеди.

Когда мы говорим про притчу о блудном сыне, мы сразу вспоминаем младшего брата. Но очень может быть, что главной темой притчи является поведение и положение не младшего, а старшего брата.

В начале Лук.15 мы видим, что вокруг Иисуса собрались две группы людей – фарисеи и мытари. Фарисеи осуждали Иисуса за то, что он общался с мытарями. И дальше сказано, что Иисус рассказал им три (а может быть, и все четыре, см. начало 16-й главы) притчи. Им – это кому? Фарисеям. Религиозным людям. Вот к кому была обращена притча.

Младший брат, который забрал деньги и ушел из дома, чтобы растранжирить их, напоминает грешников, собравшихся вокруг Иисуса. Старший брат остается дома и слушается отца. Он напоминает фарисеев. Религиозных лидеров. И последняя часть притчи посвящена ему. В конце отец разговаривает со старшим братом, а не с младшим. И на этом притча заканчивается.

Притча обращена в большей степени к нам, религиозным людям, моральным, не к распутникам, не к аморальным.

Оба брата – и старший, и младший – отдалены от отца, который символизирует Бога. Отец выходит на улицу и зовет обоих в разное время.

Совершенно ясно, что младший брат не любит отца, ему нужны отцовские деньги. Получив эти деньги, он удаляется от отца и живет в свое удовольствие.

Но в конце притчи мы видим, что и старший брат не любит отца. Когда отец устраивает пир в честь возвращения младшего сына – это величайший день в жизни отца. И старший брат знает об этом. Но это его не трогает. Он не хочет идти на пир. Его не восхищает то, что восхищает отца. Он растроен тем, как отец использует деньги, как распоряжается семейным владением.

То есть старший брат, как и младший, любит имущество отца, а не его самого.

Я думаю, апостол Павел был знаком с этой притчей Иисуса Христа. И в первых главах послания Римлянам Павел следует схеме, предложенной Иисусом в этой притче о блудном сыне: он сначала описывает непутевого младшего брата, а потом примерного и добропорядочного старшего.


1. Портрет младшего брата

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (1:18).

Гнев Божий вызывают две причины: нечестие и неправда – нарушение отношений по вертикали и горизонтали. Буквально эти два слова переводятся «безбожие и неправедные дела». Порядок слов имеет значение – сначала человек отпадает от Бога, нарушаются отношения с Богом, по вертикали, а потом в результате этого человек начинает делать неправедные дела, грешить по горизонтали. Две первые заповеди – о любви к Богу и ближнему.

И дальше в 1-й главе Павел рассматривает состояние грешника в этих двух направлениях. Каких именно грешников?


А. Младший брат знает о Боге меньше, чем старший. Но этого достаточно для его осуждения

В первой главе описываются язычники. Они знают о Боге несравненно меньше евреев. Но кое-что все-таки знают.

Есть мнение, что здесь описано падение Адама и состояние человечества в результате этого падения. Описываются творение, общее откровение, грехи, характерные для всех.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20).

Из общего откровения, получаемого в результате наблюдения за природой, мы не можем узнать о Божьей любви и милости, но можем знать о Его величии. Но люди эту истину подавляют неправдой.

Творение не может появиться без Творца. Произведение искусства требует наличия художника. Глядя на солнце, луну и звезды, любой может понять, что есть Бог.

Такова логика Павла: язычникам, которые не слышали Благой Вести, нет извинения. Бог открылся им в Своем творении, но они не ответили на Его откровение. То есть эти люди виновны не в том, что отвергли Спасителя, о Котором они и не слышали, а в том, что не поверили в то, что могли знать о Боге.

В конце главы Павел подчеркивает: язычники знают, что такой образ жизни достоин наказания: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32). Для меня удивительно, что этот вывод язычники делают из общего откровения (Рим.1:19-20).

И я хочу сразу вместе с вами заглянуть в Рим.2:14-15, чтобы рассмотреть, что еще Павел говорит о язычниках.

Возникает вопрос: не поступает ли Бог несправедливо, если Он судит язычников, у которых очень долго не было, а у некоторых и сейчас нет Священного Писания?

Это напоминает императора Калигулу. Он приказывал писать новые законы маленькими буквами и подвешивал их так высоко на стене, что никто их не видел. А потом наказывал людей за то, что они нарушают его законы. Видимо, это доставляло ему особое удовольствие.

И может создасться впечатление, что Бог Свои законы дал Израилю, намеренно подальше спрятав их от язычников.

Однако Бог не писал Свои законы маленькими буковками. Он написал две книги, которые доступны абсолютно каждому язычнику. Первая – книга творения. «Небеса проповедуют славу Божью» (Пс.18). И вторая книга – совесть внутри нас.

Про эту вторую книгу говорит Рим.2:14-15. Божий закон отчасти известен всем людям, п.ч. иногда язычники делают то, что требует закон, хотя у них нет закона. Всем людям известны общие принципы добра и зла. Бог имеет право судить тех, кто знают закон и не соблюдают его. И Он вправе судить тех, кто не имеют закона, но знают его отчасти по природе своей – и все равно не соблюдают его.

Мак-Дональд: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Заметьте, что в их сердцах записан не сам закон, а дело закона. То дело, которое должен был произвести закон в жизни израильтян, в некоторой степени видно и в жизни язычников. Например, тот факт, что они осознают необходимость уважать родителей, показывает, что дело закона у них написано в сердцах. Также они знают, что некоторые поступки вообще недопустимы. Их совесть, работая в роли индикатора, подтверждает это интуитивное знание. Их мысли постоянно анализируют и оценивают их действия, то обвиняя, то оправдывая, то запрещая, то позволяя.

И вообще я бы перевернул вопрос. Обычно спрашивают «справедливо ли судить грешников». Давайте подумаем: «а справедливо ли прощать грешников?» По этому поводу никто не возмущается.

Кстати, дальше Павел высказывает еще одно соображение (кажется, это следует из логики структурирования им материала): да, Бог дал евреям фору по сравнению с язычниками, но эта фора евреям не помогла. Павел напишет в конце второй и в третьей главе, что евреи действительно обладают определенным преимуществом (в виде закона), но толку от этого мало, они тоже грешат.


Б. Нарушения младшего брата по вертикали: неблагодарность и идолослужение

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21).

Сначала Павел описывает нарушения по вертикали. Люди, интуитивно понимающие, что Бог есть, но не ищущие этого Бога, не прославляющие Его и не благодарящие Его, подпадают под власть суеты, их сердца омрачаются. Они лишаются дальнейшего познания.

Уильям МакДональд высказывает несколько важных мыслей о поклонении:

• Религиозность заложена в человеке подсознательно. Ему нужен кто-то, кому он мог бы поклоняться. Отвергнув поклонение живому Богу, он сделал себе богов из дерева и камня, придав им образ, подобный человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся.
• Отметьте регресс в последовательности: человек, птицы, животные, пресмыкающиеся.
• При этом нужно также помнить, что человек становится похожим на то, чему поклоняется. И по мере того как регрессировало его божество, регрессировал и моральный облик самого человека. Если его бог – рептилия, то и сам он имеет право жить так, как ему нравится.
• Также важно отметить, что поклоняющийся обычно ставит себя в низшее и подчиненное положение перед объектом поклонения.

Я хочу сейчас сделать на несколько минут остановку и отвлечься от послания Римлянам. Когда мы, современные люди, слышим об идолопоклонстве, нам кажется, что нас это не касается, это про древних людей. Но апостол Иоанн пишет, чтобы мы убегали от идолов.

Язычники не были глупы, создав столько идолов: природы, развлечений, чувственных удовольствий, работы, наций. У них были боги для всего, потому что все могло быть богом. Если ты восхищаешся красотой, то это может стать Афродитой, если умом, то это Афина, а если деньгами, то это Артемида. Сегодня, не поклоняясь буквально статуям божеств, можно все равно поклоняться Афродите, Афине или Артемиде, если считать наивысшими ценностями красоту, ум или деньги.

Каждое общество, каждый человек ищет, что посчитать основной ценностью своей жизни. Он может не называть это своей религией и не замечать, что эти вещи или идеи становятся его идолами. Когда вы ждете, что какое-то творение даст вам то, что может дать только Бог, – это идолопоклонство. Идол – это что-то настолько центральное в вашей жизни, что без него жизнь теряет всякое значение.

Бог создал мир «весьма хорошим», поэтому в каждом творении есть что-то прекрасное. Проблема возникает при излишней привязанности к творению. Исключительной привязанности, которой достоин только Бог. Происходит переворот: человек поклоняется не вечному, а временному, не Творцу, а творению. С Божьей точки зрения это «безумие»: «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1:22).

«познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (Рим.1:21).

Хороший вопрос для проверки того, является ли что-то для меня идолом или нет: эта вещь побуждает меня больше поклоняться Богу и благодарить Его? Или из-за увлеченности этой вещью поклонение Богу уходит из моей жизни?

Выход из идолослужения – прославлять и благодарить Бога. Начать жаждать Бога более всего сотворенного Им. Как узнать, что мы поняли и приняли Евангелие? Так будет, когда главной вещью, к которой мы будем стремиться, станет прославление Бога.

(Рассказать вкратце о том, как сложно было перестраивать свою молитву занимающимся по программе «Ученичество» – а именно увеличивать содержание прославления и благодарности в своей молитве).

Возвратимся к первой главе послания Римлянам. Божий суд часто проявляется в том, что Он дает нам то, что мы хотим. Только Бог может дать сердцу удовлетворение, вещи и отношения сделать этого этого сделать не могут. Мы подавляем истину, которая может освободить и удовлетворить нас. Тим Келлер пишет, что слово epithumia ("похоть" в 24 стихе в Синодальном пер.) можно перевести буквально как "сверх-желание" – поглощающее, контролирующее нас стремление.

Главная проблема наших сердец не в стремлении к плохим вещам, а в "сверх-стремлении" к хорошим вещам, т.е. в превращении хороших сотворенных вещей в идолы, объекты поклонения и служения. И самое плохое, что с нами может случиться – это если Бог даст нам то, к чему мы "сверх-стремимся", позволит нам пройти через выбранные нами двери. Дальше три раза повторяется фраза «предал их Бог» – в стихах 24, 26, 28.

Об этом подробно рассказывает в книге Судей. Бог велел евреям изгнать язычников и уничтожить их идолы. Евреи не сделали этого. Со временем они увидели в этом какую-то привлекательность. И Бог оставил язычников в стране. И то, что евреи хотели сохранить – стало для них сетью, петлей. Потом они постоянно испытывали проблемы, попадая в порабощение к этим народам, а случалось это частично из-за оставленных ими в стране идолов и усвоенных ими ценностей этих народов.


В. Нарушения по горизонтали

До сих пор в главе речь шла про нечестие – про искажение отношений человека по вертикали. После 24-го стиха Павел переходит к рассмотрению горизонтальных последствий замены Бога идолом. Потеря отношений с Богом приводит к потере отношений с людьми.

Павел приводит длинный список грехов, я коснусь только одного и расскажу историю, чтобы детям тоже было интересно и понятно, о чем я говорю. Павел упоминает помимо других грехов «гордость». Когда мы видим Бога – мы смиряемся перед Ним, Его считаем большим, себя – маленькими. Когда мы отворачиваемся от Бога – наша самооценка растет. Мы себя видим большими, а всех вокруг – маленькими. Это и есть гордость.

Это случилось во время борьбы Америки за независимость. Солдаты поднимали тяжелое бревно, а унтер-офицер хорошо поставленным командирским голосом отдавал им команды. Бревно не поддавалось. Тут подошел какой-то человек и спросил офицера, почему бы ему не помочь солдатам. «Да что вы, с ума сошли! Я же капрал!» «А, так бы сразу и сказали», – ответил прохожий, извинился перед капралом и пошел помогать солдатам. Когда бревно было уложено, незнакомец обратился к офицеру: «Господин капрал, когда у вас в следующий раз не будет хватать людей, прикажите послать за главнокомандующим, я приду и помогу вам». Это был генерал Вашингтон. Действительно великий человек умеет служить, а малый только командовать.

Нет расскажу еще одну историю, чтобы вы, дети, увидели, что эти грехи, которые перечислил Павел, проявляются в людях с малого возраста.

Два моих сына тайком выпили колу старшей сестры, пока ее не было. Я велел обоим сказать ей «Прости, сестричка» и обнять ее. Они пошли, по дороге переглянулись. Первый сказал, как я велел, а второй сказал так: «Прости, сестричка, и за это ты должна мне рубль – за то, что я тебе это сказал».

Смотрите, сколько пунктов в этой короткой фразе из списка Павла: корыстолюбие, исполнены зависти, распря, обидчики, горды, изобретательны на зло, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Хорошо, что все-таки папу послушались и прощения попросили, но плохо, что вины своей всерьез не осознали.


2. Портрет старшего брата

А. Старший брат осуждает младшего

На сказанное в конце Рим.1 евреи согласно кивают. Многие баптисты тоже. Интеллигентные язычники вроде Сенеки поддакивают. Они согласны, что мир испорчен. Что те, кто убивают или грабят – заслуживают погибели. Но о себе-то они хорошего мнения. И сейчас Павел обращается к ним:

«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1).

В первой части второй главы Павел пишет человеку вообще («всякий человек»), во второй части это иудей («Вот, ты называешься Иудеем...» ст. 17).

Как же так: тот, кто осуждает другого, но сам внешне ведет себя нормально, оказывается тоже виноватым? Дело в том, что большая часть грехов в перечне 1:29-30 – это не действия, а отношения. Павел советует: займись состоянием своего сердца, не рук. Об этом и Мф.5:21-22.

Добро должно быть добрым не только по форме или внешнему виду, но и по мотивам, по сути.

Например, если вы помогаете старушке перейти дорогу, это выглядит как добро по форме, этот поступок соответствует Божьей воле о том, чтобы мы помогали ближним. Но почему вы помогаете этой старушке? Может быть, на другой (темной) стороне дороги вы сможете ограбить ее? Или вы надеетесь, что она даст вам денег или что-то еще за услугу? Или вы увидели вдалеке друга или подругу и хотите, чтобы они подумали о вас хорошо?

В Божьих глазах хороший поступок тот, который сделан для Его славы (1Кор.10:31). Главное отличие между христианином и просто религиозным человеком – не отношение к греху, но отношение к добрым делам. И тот, и другой будут каяться в грехах, но только христианин будет каяться в добрых делах с неправильными мотивами. А религиозный человек будет радоваться этим делам.

Более того, верующий человек будет видеть в своем сердце зачатки тех грехов, которые он не решается сделать, но к которым испытывает тягу. Человек из Рим.2:1 не видит этого в себе.

Про одного служителя мне рассказали следующее. Он говорил, что видел себя способным сделать любой грех, кроме одного –убийства. Потом увидел через какой-то случай, что и на это способен. И именно про этого служителя говорят, что он очень приятен в общении. Т.е. сознание своей испорченности делает человека более способным принять Евангелие и преображающую благодать, а в результате стать лучше.

Другой пример:

Служитель, который однажды во время исповедания выслушал пришедшего к нему человека и долго молчал. А потом обхватил голову руками и заплакал. Тот человек, что пришел исповедоваться, испугался. Подумал, что совсем у него плохо дело. Но служитель, заметив это, поспешил ему объяснить. Каждый раз, когда ему исповедуются и спрашивают совета, он перед тем, как начать говорить, ищет этот грех в себе. Или хотя бы склонность к этому греху. Когда находит, думает, почему он мог бы так поступить. И что помогло бы ему выйти из этого состояния. Тогда ему легче помогать ближнему. А тут пришедший рассказал ему такой грех, который он долго не мог в себе представить. А когда все-таки увидел в себе способность совершить это – испугался.

Если мы осуждаем других людей, это значит, что мы недостаточно знаем собственное сердце. Занимаясь критикой, мы становимся в опасное положение: а что, если Бог будет судить нас на основании того, как мы судим других? По поводу осуждения, которым занимается добропорядочный старший брат, Фрэнсис Шеффер привел такую иллюстрацию:

Представьте себе невидимый магнитофон, который висит у каждого на шее. Или современный диктофон. Он записывает то, что мы говорим о поведении других, как они должны жить и чего они достойны за свои поступки. В день суда Бог снимет магнитофон с нашей шеи и скажет: "Я поступлю совершенно справедливо. Я буду судить тебя по твоим собственным словам и суждениям о правильном поведении".

Старший брат – или скажем иначе – самоправедный человек признает существование Бога, но не видит своей нужды в Нем. Он стремится к своей славе. Он вполне одобряет нисхождение Божьего гнева на других, но считает, что его-то это не коснется. Он не видит своей нужды в покаянии, не понимает, что Бог откладывает Свой суд, чтобы дать ему возможность обратиться к Нему.

Павел показывает, что религиозным людям точно так же нужно Евангелие, как и нерелигиозным. И религиозные люди бегут от Евангелия точно так же, как и нерелигиозные. Суть Евангелия в том, что открылась праведность Божья, и ее можно получить. Не наша праведность открылась, а Божья. Если мы полагаемся на что-то другое, ищем другие пути к достижению праведности – мы отказываемся принимать Евангелие.

Самоправедный человек, не принимающий праведности от Бога, будет самодоволен. До суда последнего дня, когда Бог нажмет кнопку «play» на его диктофоне.


Б. В Божьих глазах превосходство старшего брата над младшим не имеет значения

В конце второй главы Павел пишет обличительную речь против иудеев, которые учат закону, но сами его не исполняют.

А в середине третьей главы Павел делает рентгеновский снимок всего нашего естества – гортани, ног и т.п. Конечно, отдельно взятый человек не совершал всех перечисляемых Павлом грехов, но по своей природе мы все способны на это. Не все люди пьяницы, преступники, прелюбодеи и убийцы. Более того, Павел показал, что некоторые люди способны исполнять закон «по своей природе» (2:14,27).

Нет, «тотальный характер» нашего падения подразумевает разложение всех составляющих нашей природы. Как кратко выразил эту мысль Дж. И. Пакер, с одной стороны, «никто не падает так низко, как мог бы», а с другой стороны, «никто не поступает так хорошо, как следовало бы».

Павел приводит цитаты из Писания о всеобщей власти греха: это семь цитат из Ветхого Завета. Одна — из Екклесиаста, пять — из Псалтири и одна — из Книги Пророка Исайи, и все они – каждая по-своему – свидетельствуют о человеческой неправедности. Павел не осуждает современных ему иудеев напрямую (хотя он уже сделал это в конце второй главы), сейчас он цитирует ВЗ и показывает, что уже в те времена израильский народ вел себя неправильно и был виновен перед Богом.

• Например, Павел пишет, что мы не склонны искать Бога. Он не говорит "Никто не ищет духовных благословений" или "Никто не ищет ответов на молитву" или "Никто не ищет силы или мира". Ведь многие ищут этого. Но он говорит, что никто по своему собственному почину не ищет Бога.
• Он упоминает отсутствие страх Божьего. Страх Божий – не страх наказания. Пс.129:3-4 – псалмопевец боится Бога, п.ч. Он прощает грехи! Страх Божий – почтение и трепетная радость перед лицом величия Бога. Страх Божий – антидот, противоядие против того, что Павел говорит о грехе. Никто не ищет – т.е. все бегут от Бога, а страх Божий предполагает желание приближаться к Богу.

«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19).

Когда Бог дал Израилю закон, Он использовал этот народ в качестве пробного образца всего человечества. Он увидел, что израильский народ испорчен, и распространил этот вывод на все человечество. Так же поступает исследователь-эпидемиолог, когда, отобрав из колодца небольшую пробу воды и обнаружив, что она заражена, утверждает, что заражен весь колодец (Мак-Дональд).

Т.е. если даже те, кому Бог дал заповеди и подробнейший Ветхий Завет, не жили по этим заповедям, то это говорит о состоянии не только этого одного народа, но и всего мира. Все виноваты перед Богом. Это смиряющая истина для тех, кто не считали себя такими уж большими грешниками.

Представьте себе такую картину: три человека плывут от берегов Австралии в Японию (я замерял расстояние между столицами: от Сиднея до Токио 7835 км, если кто-то не знает). При этом один из этих пловцов не умеет плавать вообще и он тонет сразу, как только оказывается на глубине. Второй – слабый пловец, он барахтается тридцать метров, а потом тонет тоже. Третий – чемпион по плаванию, он плывет очень долго. Но через сорок километров он выбивается из сил и тоже идет на дно. Является ли один из них более утонувшим, чем двое других? Нет. Не имеет значения, кто из них проплыл дальше, никто из них не приблизился к Японии всерьез, каждый закончил свое плавание таким же мертвым, как остальные.

«потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20).

Закон для того и дан главным образом – чтобы помочь осознать свою греховность.

Допустим, что в какой-то деревне объявлен набор в роту почетного караула или даже в личную охрану Президента Республики Беларусь. И объявили, что принимать будут только тех, кто ростом не ниже, чем метр восемьдесят пять (говорю такое число, п.ч. мой рост – 186 или 187 см). Допустим, многие молодые люди в деревне желают служить в этом отряде. Ваня встречает Гришу и говорит ему: «Ну, у меня-то шансов побольше, чем у тебя, потому что я выше». Они становятся спиной друг ко другу, меряются ростом, и действительно – Ваня выше Гриши. И пока не приехал офицер, ответственный за набор, односельчане усердно меряются ростом. Они измеряют себя самими собою и сравнивают себя друг с другом, но они забывают одно: принимают не просто высоких людей, но людей не ниже метра восьмидесяти пяти. Наконец один человек заявляет: «Я со всеми в городе померился, и я – самый высокий», - и это может быть вполне верно. Но даже он будет ли признан пригодным к службе?

Приходит день испытания. Всех измеряют – от человека ростом 155 см и до самого высокого. Допустим, что его рост: метр восемьдесят четыре. Офицер не может допустить его к службе – он ростом не вышел. В вопросе набора в отряд личной гвардии он должен занять место среди самых низкорослых. Он – самый высокий человек в деревне, но до эталона он не дотягивает, и "нет различия" между ним и самым низкорослым в вопросе набора в отряд. "Есть различие" по росту, но не в вопросе пригодности к службе. Таково положение каждого грешника. В глазах людей он может быть хорошим или плохим, но «нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией».

Закон – это линейка длиной 185 см в деревне, в которой нет никого с ростом выше 180 см.

Мы никогда не поняли бы, что такое кривая линия, если бы не знали о прямой. Закон – как эталонная прямая. Сравнивая себя с законом, люди понимают, насколько они искривлены.

• Мы можем использовать зеркало, чтобы увидеть грязь на лице, но зеркало не предназначено для очищения грязных лиц.
• Термометр показывает, что у человека простуда, но не может вылечить, даже если его проглотить.

Закон делает то, что делают зеркало и градусник – показывает состояние человека, помогает выявить проблему, но не решает ее.

Перед тем, как перейти к хорошим новостям – а дальше в послании Римлянам пойдут хорошие новости, Благая Весть – Павел рассказывает очень плохие новости. Эти новости заключаются в том, что мы все неудачники перед Богом. Но без этой плохой новости нельзя переходить к хорошей новости, иначе мы ее просто не поймем, мы не сможем правильно ей воспользоваться.


В. Уста старшего брата должны заградиться (как и уста младшего, но речь сейчас больше о старшем)

Еще раз прочитаем Рим.3:19: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом».

В суде люди молчали, когда им нечего было сказать в свою защиту (Пс.106:42; Иов.39:34,35; 42:6). В мире Павла, если человека судили и ему было нечего сказать больше в свою защиту, он полагал руку на уста. Иногда судебные чиновники даже били подсудимого по губам, чтобы «уста были заграждены», — т. е. в знак того, что он явно виновен и не должен более пытаться защищать себя (это случилось с Иисусом в Ин.18:22 и Павлом в Дн.23:2). В ст. 19б Павел не только говорит о суде над иудеями, но и объявляет, что как язычникам, так и иудеям нечем защищаться. Все люди виновны.

• Уста Елиуя заграждаются в конце его речи, он знает, что сказать о Боге, но что сказать Богу – при приближении Бога он теряется и не может сообразить. Иов.37:19: «Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить».
• Уста Иова заграждаются: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов.39:34-35).

В середине Рим.1 сказано, что открывается правда Божья. И дальше пошла первая часть послания Римлянам. И в конце этой первой части говорится про заграждение уст. Когда открывается Бог, рты тех, кто хвалятся собой, закрываются. Но Бог открывается сейчас не для того, чтобы унизить нас. Он любит нас и хочет нас спасти. И Он дал нам для этого Евангелие. Так вот, Евангелие про то, что Бог спасает грешников. Если мы правильно поймем Евангелие, то наши уста заградятся на произнесение признания своих достоинств, но наши уста откроются для признания достоинств Бога, для прославления Его.

В Рим.1 говорится про прекращение прославления Бога. Чтобы у нас открылись уста для прославления Бога, эти уста должны сначала закрыться для самохвальства. Из нашего сердца должны уйти мысли о том, что мы все-таки не такие низкорослые, как тот Гриша из деревни ростом 165 см.


Заключение: как не остаться с другими старшими братьями вне Божьего пира

Павел помнил, каким он был раньше, повторял, что Христос спасает грешников: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15 и выше). Может быть, это было не только воспоминание, но и его самосознание на тот момент – прощенный грешник. Там выше стоит слово «благовестие», т.е. эта истина – составная часть Евангелия.

Мне очень запомнилась давно услышанная беседа Андрея Пискуна из Минска. Он спросил по притче из Лук.15: где находятся 99 овец к концу притчи? Ответ – в пустыне. А заблудившаяся и найденная в конце притчи – в доме хозяина, посреди праздника. Притча обращена к фарисеям. И в конце ее вывод: "так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук.15:7).

Андрей сказал, что фарисеи – это праведники, не имеющие нужды в покаянии, выражаясь языком этой притчи. И они остаются в пустыне. А кающиеся мытари – оказываются в доме Божьем. Его идея была в том, чтобы мы не перестали себя считать имеющими нужду в покаянии. Чтобы не стали праведниками, не видящими своей нужды в покаянии.

В конце притчи о блудном сыне старший брат остался вне дома, а в это время в доме отца шел пир и праздник, п.ч. младший брат вернулся к папе. Если мы ведем себя хорошо и думаем, что вот поэтому Отец Небесный что-то нам должен и если мы осуждаем того, кто хорошо себя не ведет, мы рискуем остаться тоже вне Божьего Дома.

26.11.2018


Рецензии