Выписки из книги Сергея Есина Попутные мысли

      Много лет назад, будучи в литературном институте им. Горького в Москве, я повстречал книжку его ректора Сергея Есина. Есин С.Н. Попутные мысли.– М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2002. – 175 с.
      Сергей Есин выпустил книжку из цитат, которые ему понравились при чтении. Называлась книжка "Попутные мысли". Я поступил аналогично Есину и сделал, так сказать, краткую выжимку из выжимки, или концентрат из концентрата, выписав из книжки «Попутные мысли» то, что меня заинтересовало. Эти цитаты размещены ниже:

Стр. 41
«В человеке гораздо больше животного, чем кажется нам. Он много примитивнее, чем нам кажется. И даже в тех случаях, когда он образован, он использует это оружие для защиты своих примитивных чувств. В обстановке же, когда тысячелетняя цивилизация слетает, как шелуха, и звериное биологическое начало выступает в полном обнажении, остатки культуры используются для реальной и грубой борьбы за жизнь в ее непосредственной, примитивной форме». Варлам Шаламов. (Шаламов В. «Знамя», 1993, № 4, с. 126)   

Стр. 44
«Литература родилась не в тот день, когда из неандертальской долины с криком "Волк, волк!" - выбежал мальчик, а следом и сам серый волк, дышащий ему в затылок; литература родилась в тот день, когда мальчик прибежал с криком: "Волк, волк!", а волка за ним и не было». Владимир Набоков. (Набоков В. «Лекции по зарубежной литературе». М., «НГ», с…)

«Писатель пишет, а читатель читает не ради чего-то, а потому, что без письма или чтения ему жизнь не в жизнь. Ценность литературы в самой литературе». Андрей Немзер. (Немзер А. «Новый мир», 2000, № 1, с. 206)

Стр. 45
«Для современного культурного сознания стало аксиомой то, что литература ничему не учит и никак не влияет на реальную жизнь. На мой взгляд, это заблуждение, причем довольно странное, поскольку не выдерживает ни малейшей проверки личным опытом любого читающего человека. Всякий, кто потрудится честно вспомнить свое детство, отрочество и юность, должен будет признать, что именно книги формировали его представления о жизни, о должном и недолжном, о красоте и безобразии, да практически обо всем! Ведь и любви, как известно, "нас не природа учит, а первый пакостный роман". В некотором смысле всякий интеллигентный человек - это Дон Кихот, живущий в мире, созданном авторами его любимых книг. Я вынужден признаться, что представления ХIХ века о роли и значении литературы мне кажутся более здравыми и отвечающими истине, чем нынешнее лукавое самоуничижение писателей, за которым, по-моему, стоит гордыня и безответственность». Тимур Кибиров (1997). (Кибиров Т. Ответ на анкету «Московский новости», 1997, № 1)

«Польза, которую мы извлекаем из произведений великого писателя, многообразна: но главное—это то, что через них мы познаем не только свой внутренний мир, но отчетливее видим и все многообразие мира внешнего. Так воздействовали на меня произведения Гете». Иоганн Эккерман. (Еккерман И. Разговоры о Гете. М., «Художественная литература», 1986, с. 54)

Стр. 61
«Говоря о писателях, знаменитый революционер Робеспьер сказал так: «Писателей нужно объявить вне закона, как самых опасных врагов народа». Почему? Да потому что Французская революция идеологически была подготовлена этими самыми писателями».

Стр. 73
«Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую Мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Слова действуют, как самостоятельные силы, независимые от их содержания… Слова сами по себе воодушевляют и убивают…» Николай Бердяев. (Бердяев Н. Цит. по сб. Парадокс о драме. М., «Наука», 1993, с. 472) 

Стр. 74
«Во власти языка оказываются и мышление человека, и – что самое главное – его чувство реальности. Язык постепенно начинает присваивать область поступков. Слово становится делом». Михаил Айзенберг (1994). (Айзенберг М. «Знамя», 1994, № 6, с. 191)

Стр. 89
«Язык — это уже не система представлений, способная расчленять и вновь соединять другие представления: самими устойчивыми своими корнями язык обозначает действия, состояния, волю; язык означает, прежде всего, не то, что видят, но скорее то, что делают или испытывают, а если в конечном счете язык и содержит прямые указания на вещи, то лишь постольку, поскольку вещи эти являются результатом, объектом, орудием действия. Имена не столько расчленяют сложную картину представления, сколько расчленяют и фиксируют сам процесс действия. Язык «укореняется» не на стороне воспринимаемых вещей, но на стороне действующего объекта. Само происхождение языка, быть может, следует искать в воле и силе, а не в памяти, воспроизводящей былые представления. Говорят, потому что действуют, а не потому что, узнавая, познают. Будучи действием, язык выражает всю глубину воли». Мишель Фуко. (Фуко М. Слова и вещи СПб., «Acad», 1994, с. 314)

Стр. 90
«Нынче именно потому-то в упадке литература, что нет никакого спроса на самобытность, изобретательность, словесную прелесть, яркость. Ценят только штампы, требуют только штампов, для каждого явления жизни даны готовые формулы: но эти штампы и формулы так великолепны, что их повторение никому не надоедает». Корней Чуковский. (Чуковский К. Дневник 1930 – 1969. М., «Сов. Писатель», 1994, с. 62)


Рецензии