Реквием по гражданскому обществу в Узбекистане

Могу, конечно, сослаться на депрессию, хроническую усталость и прочие физиологические факторы моего упаднического состояния, но не буду этого делать, потому что все эти факторы есть только следствие непонимания (или наоборот) происходящего. Не понимать начала еще весной прошлого года, когда разбазарили Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества, сократив до издевательского минимума его функции и штат. Но начну по порядку.

Давно очевидно, что государственная система с ее раздутой и неповоротливой чиновничьей армией, с коррупционными в ней установками девятнадцатого тире двадцатого веков, изживает себя по всему миру. И это естественный процесс, который не следует бояться, потому что государственную систему, как считают ученые, эволюционным путем сменит гражданское общество, где каждый гражданин, обладая достаточным уровнем развития и ответственности, живет по выработанным обществом законам, зная и уважая права других. Если возникают какие-либо вопросы, общественные институты решают их самостоятельно. Да-да, сами, без оглядки на надменных чиновников и бумажной волокиты, последнюю, кстати, призвано заменить электронным правительством на всех этапах. В некоторых развитых странах это уже действует, причем довольно успешно.

 НИМФОГО как раз занимался изучением формирования зачатков "светлого будущего", то бишь гражданского общества у нас в республике, одновременно, кстати, его формируя, проводя различные просветительские семинары, обучающие тренинги и конференции. Проходили эти мероприятия, между прочим, интересно, оживленно, потому что были не для "галочки".

В целом, работа института была научно обоснована, мониторинг с участием экспертов проходил по четырем направлениям - деятельность политических партий и депутатов, средства массовой информации, органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации. Так сказать, четыре кита гражданского общества на современном этапе развития нашей республики. Мониторингу подвергалось их взаимодействие с госорганами, с обычными гражданами. Выявлялись тормозящие развитие общества факторы, подробно описывались причины возникающих проблем, обязательно давались предложения по их решению. Итоговые аналитические документы клались на стол президента. Результаты работы НИМФОГО впоследствии можно было увидеть в новых указах и постановлениях правительства, а главное - в законах, нацеленных на развитие гражданского общества. Лично я считаю, что принятие Закона "Об общественном контроле", проект которого неоднократно обсуждался в течение нескольких лет, является значимой победой НИМФОГО. Значимой, но, увы, последней.

Сегодня мы, к сожалению, не знаем, в каком направлении движется наше зачаточное гражданское общество. НИМФОГО на последнем издыхании, народные приемные с непонятными по сей день функциями никак не подходят на роль похеренного института. Поэтому, судя по ограничениям доступа к социальным сетям, холостым критическим публикациям в СМИ, абсолютной недееспособности органов самоуправления граждан и депутатских формирований, говорить о развитии гражданского общества не приходится вообще. Что касается электронного правительства, то выглядит оно довольно карикатурно. Обращения и жалобы граждан, поданные в ЕПИГУ и многочисленные виртуальные приемные, не остаются без ответов. Но что это за ответы? Большей частью обыкновенные отписки, ничего не значащие штампованные тексты. Чтобы добиться вразумительного ответа, люди пишут в одну и ту же инстанцию три и более раза. Представители госорганов и приемных сетуют на непонятливых граждан, которые "не туда" направляют свои обращения, путая органы исполнительной власти с судебной. А граждане, у которых действительно низкая правовая культура, машут рукой на очередные нововведения, потому что разбор их вопроса, не решенного внизу из-за некомпетентного и коррумпированного чиновника, сверху спускают именно ему. Да что говорить об исполнительной власти, когда такая же чехарда и карусель наблюдается в судебных органах. У меня сейчас на руках несколько решений Верховного суда Республики Узбекистан, которые "внизу" просто игнорируются.

Мне, конечно, возразят, мол, посмотрите, какие люди стали смелые: пишут о проблемах, поднимаются острые вопросы в СМИ, критикуются органы госвласти, взяточников ловят и показывают по телевизору. Раньше, кстати, тоже критиковали, ловили и показывали, но сегодня инфошум, действительно, оглушает, особенно инфошум официальный. Госорганы, наконец (и в этом помогли опытные журналисты, вставшие им на службу), научились громко заявлять о своей текущей работе, за которую им платят налогоплательщики из собственного кармана. Вот только можно ли инфошум считать показателем развития гражданского общества? Можно ли глаголы в будущем времени, которыми пестрят заголовки новостей, считать итогами проводимых (ли?) реформ в этом направлении? Возникает твердое убеждение, что инфошум служит отвлекающим маневром от действительно насущных вопросов, которые стояли ранее и никак не решаются теперь. Чиновничья братия как довлела над обычными людьми, так и довлеет, просто названия должностей поменялись, появились новые министерства и ведомства, но суть большинства чиновников осталась та же - пользуясь креслом, нажиться или сделать карьеру, чтобы потом нажиться в особо крупных размерах. И все это под прикрытием государственной системы, все той же административно-командной, между прочим. Принятие закона об официальном обнародовании доходов и расходов чиновников, а также членов их семей, было бы очень кстати, но тогда станет всё слишком очевидным не только для меня и мне подобным...

Поэтому печаль-тоска меня съедает, прогрессирует аллергия на новости, особенно с кричащими заголовками со словом "будет". Сегодня я не вижу смысла писать критические статьи, потому что поднимаемые в них проблемы не решаются, либо на них такая слабая реакция госорганов, что лучше вообще никакой, лучше пусть останется как факт истории для потомков. Я не вижу смысла сидеть на каких-то семинарах, собраниях и пресс-конференциях для голой отчетности, что, мол, провели. Я разговариваю с чиновниками, слышу их вранье, жалкие оправдания и мне хочется побыстрее закончить этот фарс. Я начинаю жить и работать по инерции, без огонька надежды впереди. Надежды не для себя, нет, - для нашего общества. Как не наивно это звучит, но с НИМФОГО эта надежда была. Я общалась с компетентными людьми, с людьми, которые верили в то, что делают, и делали они это очень хорошо, убедительно, профессионально. Благодаря им, я верила и в свою работу на поприще журналиста. Теперь, увы...


Рецензии