Почитаемые камни красноселья

Если бы камни могли говорить. Они бы лучше летописей, которые, как известно, помногу раз переписывались, поведали о том, как жили наши предки, кого и что любили, почитали и боялись.

В свое время ледник с севера притащил немало камешков и на красносельскую землю Костромской области. Некоторые из них глубоко закопаны трудолюбивыми крестьянами, чтобы не мешали полевым работам, а другие по-прежнему заставляют остановиться, задуматься о бренной жизни. И пусть у них, что называется, разные функции, их значение для пытливого ума трудно переоценить.

Хранитель деревни

Каждый год, 6 мая, в день памяти Великомученика Святого Георгия Победоносца в деревню Веняиха Сидоровского сельского поселения на водосвятный молебен приходят местные жители, приезжают люди со стороны, чтобы помолиться и поклониться истинному чуду – камню с ликом святого. В 2013 году здесь побывали журналисты газеты "Волжская линия".

В центре деревни, около деревянной часовни, находится на первый взгляд ни чем не примечательный валун.  Но если подойти ближе и вглядеться, то можно увидеть на нем изображение, очень похожее на образ, запечатленный в нашей памяти с детских лет: Георгий Победоносец поражает змея копьем.

Веняихинцы много уже лет рассказывают любопытствующим приезжим гражданам, что камень этот появился в деревне в конце 20-х годов ХХ века. Тогда произошло невиданное наводнение. Река Шача так разлилась, что затопила и Веняиху, стоящую не на пологом бережке.

Половодье схлынуло только в июне. И тогда-то посреди деревни люди увидели немаленький валун, которого прежде там не было. Неважно – откуда он появился: то ли вешние воды его откуда-то прикатили, то ли из земли вымыло.

Когда отмыли веняихинцы валун от грязи, то увидели силуэт, напоминающий фигуру белого всадника на белом коне, поражающего змея.

В 1930 году новая беда пришла в деревню - страшный пожар не пощадил ни одного жилого дома. Кроме того, что стоял около чудесного камня. Не сгорело и добро, которое сметливые люди туда перетащили.

Около 85 лет чтут местные жители этот камень и ухаживают за ним. Рядышком они воздвигли часовню. И все-таки, откуда появился на валуне образ святого? Возможно, это природные силы так потрудились над камнем?

- Георгий-Победоносец издревле является покровителем российского воинства, - прокомментировал однажды иеромонах Артемий Астафьев. –Еще до войны часовня в Веняихе принадлежала Сидоровскому приходу. Духовенство охраняло ее, а в день памяти святого, 6 мая, каждый год там совершались молебные пения. Когда меня в 2008 году назначили настоятелем храма Николая Чудотворца в селе Сидоровское, я возобновил эту традицию.


«Пришедший по водам»

В волгореченский храм преподобного Тихона Луховского идут прихожане, чтобы поклониться каменному резному кресту, хранящемуся в Успенской церкви села Густомесово Красносельского района.Этот местночтимый Животворящий крест, местные жители называют «пришедшим по водам». Первоначально (предположительно с 17 века) он находился в часовне деревни Орлец близ Густомесова. Кто и когда вырезал крест, при каких обстоятельствах он попал в Орлец – неизвестно.

В стародавние времена деревня часто подвергалась затоплениям из-за паводков. В 1926 году случился настолько сильный разлив Волги, что часовня была повреждена. Каменный крест был обнаружен спустя некоторое время после происшествия на берегу Волги близ села Густомесово. Местные жители перенесли его в Успенскую церковь, где он хранится и сейчас как особо почитаемая святыня. А деревня Орлец ушла под воду окончательно при подъеме уровня воды после образования Горьковского водохранилища.

Известный краевед Николай Зонтиков, изучавший историю приходов, а также известных святынь костромской земли, рассказал, что в нашей области существует два таких креста. Один находится в Чухломе, другой в селе Густомесово.

Как рассказал настоятель Свято-Тихоновского собора Иоанн Чулков, чудесное явление креста всегда воспринималось как особое знамение. Поэтому к нему относятся как к местночтимой святыне. В любом случае крест является символом духовной победы, связанным с глубоким пониманием христианской веры. И помолившись перед ним, можно почувствовать, как от него исходит особая, благодатная сила.

По словам некоторых прихожан, которые прикладывались к кресту, они чувствовали тонкое благоухание, не связанное с искусственным запахом духов или туалетной воды.

По словам протоирея Иоанна Чулкова, подробного исследования этого явления не проводилось. К сожалению, нет и письменных источников, повествующих об изготовлении каменного резного креста. Не секрет, что многие документы погибли в советское время. А в конце 80-х годов прошлого века сгорел костромской архив, где, как говорят, в основном находились неразобранные документы, относящиеся к древним письменным источникам.

Медведь на валуне

А вот отношение к так называемым мистическим камням, которые почитают неоязычники, у красноселов неоднозначное. Люди о замшелых валунах, имеющих «сомнительное прошлое» говорят как о покойниках – или хорошо, или ничего. Не случайно они лежат, вспоминаемые лишь местными жителями десятки и сотни лет, пока их в очередной раз не «откроют» какие-нибудь энтузиасты.

Кстати, исследователи Ивановского музея камня давно уже описали камень «Медведь» у деревни Антоновское, что на юго-востоке Красносельского район, а и с горечью отмечали, что до наших дней не сохранился камень-следовик у села Сторожево Заволжского района, почти на самой границе с красносельем.

Исследователи заметили интересная взаимосвязь между «Медведь»-камнем и сторожевским следовиком. Фактически они находились в полукилометре друг от друга на так называемой «Марфиной тропке».

Что касается красносельского валуна, то существует интересная легенда. Пошёл как-то раз антоновец Петр Клинов в лес за грибами по «марфиной тропке» мимо камня. Видит - сидит на нём старичок в лаптях и с длиннющей седой бородой. Сидит уважаемый человек и курит «козью ножку». И Петр Клинов вдруг страшно захотел курить. Попросил у старика. Тот стал рыться в карманах в поисках кисета и вдруг с глаз пропал. Когда возвращался грибник из леса, то на камне увидел уже огромного медведя с сединой в мохнатой шкуре. Это был хозяин леса, посчитал Петр Клинов и об этой встрече рассказал односельчанам.


 «Говоря о почитаемых камнях, следует констатировать факт повсеместного всплеска интереса к ним со стороны коренного населения в 90-е годы ХХ века. Отчасти это явление можно объяснить особым «депрессивным» характером общественного настроения в тот период. Известно, что те почитаемые камни, которые не обрели своего места в церковном обиходе, остались на периферии религиозного пространства, приобретя апокрифические, а зачастую, и гипертрофированно-значимые черты», - отмечает ученый Светлана Чернецова.

Зарево над кладом

Сегодня благодаря сайту Merjamaa, многие жители центра России узнали о Святом Бочаге – действительно сакральном месте в Красносельском районе недалеко от райцентра, куда народная тропа не зарастала и в советское время. Речь идет о двух прудах – с «мертвой» водой, где находится крупный камень, и с «живой» водой. Иногда их называют озерцами. Но для этого надо обладать большой фантазией. Совершая водные процедуры в оных водоемах, люди надеялись избавиться от хронических болезней.

Существует легенда, что здесь несколько веков назад стояла церковь, а рядом деревня и кладбище. Потом церковь провалилась и затонула, остался лишь валун. Назвали его святым камнем. Якобы под ним спрятан клад. И как-то крестьяне решили сдвинуть камень с места, чтобы добыть сокровища, но тотчас услышали крики и увидели яркое зарево.

В конце концов, ничего страшного не произошло. Дома в деревне стояли целехоньки. А видения появлялись каждый раз, когда кто-то пытался сдвинуть камень с места. По рассказам старых людей под камнем, когда он лежал посреди пруда с «мертвой» водой, спрятал свой клад какой-то разбойник. И совсем свежая легенда: более 30 лет назад содержимое клада-фантома заинтересовало местного тракториста. Был ли механизатор пьян, история умалчивает. Только приехал он на тракторе, подцепил камень и стал его вытаскивать. Но тут же услышал ужасный вой и увидел стадо огненно-красных быков, рванувших из леса.

Это странное место, куда идут и православные, и люди, свободное время отдающие изучению язычества, освятил иерей Георгий. Один из местных предпринимателей тоже постарался: соединил пруды пластиковой трубой. Как говорят красноселы, лучше бы он этого не делал, а то водоемы вообще превратятся в болотца. А вот камень пока никто не трогает.


Рецензии