Чем вредны взрослым воспоминания из детской Библии

Еще вчера говорили про дерево жизни. Не помню, как именно разговор этот начался, но в его продолжение я сказал вот что. Конечно, дерево жизни можно представлять себе буквально. И так обычно все и делают. И это правильно, я верю в то, что такое дерево действительно было материальным объектом.

Но для понимания сути произошедшего важно представлять себе, чем именно это дерево являлось, что за ним стояло. Тут нам поможет контекст всей Библии. Я не открываю симфонии, приведу несколько цитат по памяти.

В первом псалме с удивительным деревом у потоков вод сравнивается праведник, живущий по Слову Божьему. В книге Притчи Соломона деревом жизни называется кроткий язык. У пророка есть рассказ про особые деревья у берегов потока, вытекающего из-под ворот или дверей храма. А в последней главе Библии мы читаем про дерево жизни, стоящее по ту и по другую сторону реки воды жизни, которая течет от престола Божьего.

Кстати, про это искажение геометрии в Откровении. Вы можете представить себе одно дерево, стоящее одновременно по обе стороны реки? Вот здесь как раз и проявляются ограничения буквального, материалистического представления себе библейских образов и символов (а книга Откровение именно образной поэтической книгой и является).

Например, читая о Небесном Иерусалиме, люди часто увлекаются подсчетом размеров города, воображают себе эти удивительные гигантские жемчужины, мечтают, как они будут прогуливаться по золотым мостовым… Проблема этого подхода на уровне картинок из детской Библии в том, что человек не занимается главным – не ищет сути, смысла образа или символа. (Новый Иерусалим, кстати, это церковь и есть. Т.е. церковь не живет в этом городе, она есть этот город).

Вот возможное объяснение стиха о дереве жизни, стоящем по обе стороны реки жизни. Во-первых, мы увидели из Ветхого Завета, что с такими деревьями сравниваются праведники, живущие по Писанию. Во-вторых, Кого стоит назвать главным Деревом жизни, дающим исцеление народам? Конечно же, Иисуса Христа. Который есть совершенный Праведник, каждый Свой поступок совершивший по Слову Божьему. Т.е. дерево жизни в От.22 состоит не из одного, а из многих деревьев. Которые все же одно, как одной плотью становятся муж и жена и как становятся одним Христос и Его церковь.

Возвращаемся в Быт.2-3. Если продолжить представлять себе дерево жизни так, как оно нарисовано в детской Библии – греха не будет. Но предлагаю копнуть чуть глубже. Что может означать это дерево? Адам и Ева в строгом смысле слова еще не праведники, т.к. не сделали осознанного выбора в пользу Слова Божьего, еще не встретились с первым искушением. Они не святы в том смысле, в каком это слово употребляется дальше в Писании, но невиновны. Т.е. дерево жизни может означать только одно или Одного – Иисуса Христа.

Успели ли Адам и Ева вкусить от дерева жизни? Прямого ответа в книге Бытие нет, но 1) упоминание о вкушении в тексте отсутствует, 2) а в 3:22 сказано «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Это свидетельство о том, что с дерева жизни они, скорее всего, до грехопадения вкусить не успели (а уж после грехопадения вкусить не смогли совершенно точно), хорошо согласуется с образной системой, в которой главное Дерево жизни – это Иисус Христос.

Встреча со Христом для только что сотворенного человека была так близка, так возможна. Дерево жизни стояло совсем близко (вот прямо сейчас не представляйте себе это дерево буквально, хорошо?), но они так и не подошли к нему, не сорвали плод с него. И поэтому брак, о котором я пишу в соседней заметке, отнесен через тысячу двести страниц в другой конец Библии.

P.S. Тут у читателей могут возникнуть вопросы о дереве познания добра и зла, но о дереве жизни мы говорили на вчерашнем разборе в самом его конце, разговор о дереве познания добра и зла отложили на неделю. Посему не обессудьте, пока об этом молчок.

27.11.2018


Рецензии