Ева и эффект йо-йо

В своем пересказе слов Творца Ева сделала четыре значимых ошибки. Мы вчера на разборе успели обсудить только одну из них. Напишу здесь вкратце о ней.

Ева ужесточила заповедь. Бог не говорил, что к плодам дерева нельзя прикасаться. Мне вчера сказали, что это ведь вполне логично: если какую-то вещь нельзя принимать внутрь, то разумно и не прикасаться к ней; если с чем-то связана потенциальная возможность согрешить, то безопаснее будет и не приближаться к этому объекту.

И да, и нет. Как общее правило – да, согласен с этим. Но для верности Писанию надо сказать: Ева исказила Слово Божье. Бог не запретил прикасаться к плоду дерева познания добра и зла. Не надо искажать Слово Божье, устрожая заповедь, как бы разумно и благочестиво это не выглядело.

Я легко могу придумать сразу три варианта, когда Адаму и Еве понадобилось бы прикоснуться к такому плоду и это не было бы грехом. Например, они бы занимались уборкой упавших и гниющих плодов. Понятное дело, тогда им пришлось бы брать эти плоды в руки. Или они кормили бы этими плодами каких-нибудь животных, ведь человек был поставлен владычествовать над ними. Или просто взяли бы плод в руки полюбоваться им…

Ревновать о святости хорошо, но опасно при этом запрещать себе или другим то, что Бог не запрещает. Тогда мы подвергнем себя нагрузкам и/или искушениям, на которые мы при сотворении не рассчитаны. Либо лишим себя того, для получения чего мы при сотворении рассчитаны. Разрушительно для внутреннего мира человека и то, и другое.

Ответ Евы змею – отличный пример самовольного устрожения заповеди. Кажется, изначальные мотивы благие, но моментальный результат – ужасный. В чем-то подобная схема сработала с заклятием Саула по поводу еды. Излишняя строгость, мигом аукающаяся на ревнителе и его семье.

Надо поступать по Слову Божьему, по известной нам из Писания истине, не убавляя от нее, но и не прибавляя к ней своих вымыслов. Искажения обоих родов лишают и счастья, и блага. Вот почему у ханжей такие постные и безрадостные лица, особенно когда они проповедуют о радости.

Мне врезалась в память история про одного ортодоксального раввина, который сразу после изучения Торы (или в перерыве между занятиями по ее изучению) убрал Тору, положил на ее место газету и начал быстро ее листать, просматривая новости и статьи. Ученик, находившийся рядом, поднял брови и спросил, почему равви так делает. Тот ответил: «Чтобы показать: то, что не запрещено, разрешено».

Вспоминается аналогия из современной жизни. Большинство людей, занимающихся похудением, слышали про «эффект йо-йо». Есть такая игрушка – два диска на веревочке. Бросаете ее вниз – она подскакивает обратно. Так и вес худеющего: ты его сбросил – он подскочил, ты его сбросил – он подскочил. Самое досадное то, что с каждым разом вес подскакивает все выше, а сбросить его все сложнее.

Я не раз слышал о таком объяснении этого эффекта (перескажу своими словами). При ограничении числа входящих калорий организм испытывает стресс. Одна из основных функций всех его систем – прежде всего обеспечивать выживание. При голодании организм считает, что наступает угроза выживанию. Он запоминает это, и когда вновь получает доступ к питанию, то сигнализирует, что ему калории нужны и нужны и нужны.

При этом у человека сохраняется чувство голода и на той стадии, на которой прежде, до начала похудения, он уже остановился бы, почувствовав сытость. Таким образом организм запасается калориями впрок – на случай возможной угрозы выживанию, о которой он так хорошо запомнил. «Эффект йо-йо» в действии – диск или шарик подскакивает выше уровня, на котором он был скачок назад.

Ева первая, кто испытала на себе «эффект йо-йо» по полной. Не в вопросах удержания веса на определенном уровне (кстати, неизвестно, была ли она создана стройняшкой по стандартам куклы Барби или полненькой, как женщины на картинах Рембрандта – таким был эталон красоты в прежние века; известно, что Адам влюбился в Еву не из-за внешних ее данных, а из-за соответствия и подобия, а в чем выражалось это соответствие – у меня была недавно заметка).

Нет, «эффект йо-йо» сработал впервые при искушении. Ева сдвигает, сужает коридор допустимого, устрожая заповедь. Некоторое время держится на этом уровне. А потом резко выходит за пределы не только самовольно сдвинутых стандартов святости, но и выскакивает за пределы, изначально установленные Богом.

А это уже серьезно. Это демонстрирует нам механизм, объясняющий, почему люди, некоторое время удерживающиеся на высоком уровне внешней святости и аскетизма – более высоком, чем заповедан прямыми и ясными текстами Писания – иногда срываются и грешат так (тайно или явно), как не грешат находящиеся рядом с ними неверующие люди. Опасно воображать себя святее и мудрее Бога.

27.11.2018


Рецензии