Пространство в числах

Г.Т. Саликов
ПРОСТРАНСТВО В ЧИСЛАХ

«В начале Бог создал небо и землю». Иначе говоря, сотворил горнее и дольнее, обитель духа и обитель пространства (материи) То есть, в начале появилась не что иное, как пара, двойка. Предстала она из ничего. Слово «ничто», в своём прямом значении, ничего и не означает. Оно лишь отвечает на вопрос «что»? «Ничто». Теперь взглянем на это с позиции чисел. Ничто вовсе не ноль, поскольку ноль уже что-то. Он выражает начало. Бог из ничего создал начало, имеющее нулевое значение. Эдакий «плюсминус», две противоположности, которые не отрицают друг друга, а взаимно притягиваются, образуя целостность. И придал нулю суть двойки. Он создал это, казалось бы, парадоксальное явление из Своего числа, «числа Бога» — Золотого соотношения (1,6180339…), причём, иррационального. Посмотрим, почему таковое получилось.
Обозначив «Число Бога» знаком Ф, мы напишем известное «золотое» уравнение: Ф/1–1/Ф=1. Так оно выглядит в своей первой степени, обращая число иррациональное в целое.
Посмотрим, что происходит с «золотым» уравнением в других степенях. Возведём его целиком во вторую степень. И получим: (Ф/1)2 (–)2 (1/Ф)2, то есть, Ф2/1+1/Ф2=3. (2,6180339…+0,381966…=3). Снова целое число. И сразу заметим, что при нечётной степени (1) в уравнении стоит минус, а в чётной (2) появляется плюс.
Но мы пропустили начальную степень, нулевую. Так, применив уже найденный алгоритм и приняв ноль за число чётное, поскольку он находится перед единицей, получим: 1+1=2 (потому что любое число в степени 0 равно 1). Из нулевой степени вышло тоже целое число, и оно предшествует единице. Так ведь начало, оно и есть нулевой шаг. «Начнём с нуля», — говорим мы, когда хотим прийти к чистому решению. Так и выходит, что нулевая сущность, начало — обретает значение двойки, благодаря «числу Бога». «В начале Бог создал небо и землю». Двоих создал. Оба — пока невидимы, ибо находятся в нулевой степени. В начальной.
Теперь будем возводить уравнение дальше. После второй, в третью, одновременно помнив, что в нечётном случае стоит минус. То есть, возводя уравнение в третью степень, мы получаем: Ф3/1–1/Ф3=4 (4,230679…–0,230679…=4). Незыблемо получаем очередное целое число. И ещё видим, что среди них — каждое последующее является суммой двух предыдущих: 2, 1, 3, 4. Уравнение в четвёртой степени получит семёрку (6,8541…+0,1458…=7). Далее, — 11, 18, 29, 47, 76, 123, 199, 322… То есть, мы вывели так называемый числовой «ряд Люка», где соотношение рядом стоящих знаков стремится к тому же «числу Бога». (47/29=1,62068…; 322/199=1,61809…). Как говорится, круг замкнулся. Справедливости ради надо заметить, что любая изначальная пара чисел при последовательном сложении суммы с предыдущим числом непременно стремится к тому же «золотому» соотношению. Пусть это будет даже 1 и 1000000, далее 1000001, 2000001, 3000002, 5000003, 8000005, а далее всё ближе и ближе к цели.  Но здесь сам ряд выведен из него, к нему же и стремится.

Поскольку здесь речь идёт о пространстве в числах, то придадим приведённому ряду степеней значения пространственных измерений. Сделаем это по простой причине, поскольку пространства мы считываем именно благодаря соотношению выделенных в нём величин. Итак, 1-я степень, – одномерное пространство, 2-я степень, – двухмерное, и так далее. И увидим, что одномерное, линейное пространство несёт символ единицы, то есть, выражается только длиной и более ни чем. Двухмерное, плоскостное — имеет символ тройки, что представляется длиной, шириной и периметром (границей). А трёхмерное, объёмное — четвёрка. Это длина, ширина, высота и поверхность. Четырёхмерное — семёрка. Здесь объём в своих четырёх величинах, плюс движение вперёд-назад, влево-вправо, вверх-вниз. Для пятимерного пространства, явленного числом 11, воображения уже не хватает, не говоря об одиннадцатимерном пространстве, что заявлено в «М-теории», и обладающим по нашим подсчётам 199-ю показателями. Так, приняв числовые значения в выражении пространства, мы видим весьма и весьма невообразимую обширность в обители его существования. Можно представить эти пространства иначе. Нулевое пространство – отсутствие всякого движения точки. Одномерное пространство – движение точки по одной оси. Двухмерное – движение точки одновременно по двум осям. Трёхмерное – по трём осям. Четырёхмерное – когда объём берёт на себя роль точки и движется одновременно по  трём осям. Пятимерное – это четырёхмерное пространство, движущееся по четырём осям. Здесь воображение заканчивается. Шестимерное пространство требует уже сразу семь осей. Семимерное – одиннадцать осей, восьмимерное - восемнадцать, и так далее. И здесь наше образное мышление ограничивается при подступе к пятимерному пространству.

Вернёмся к нулевому пространству как основе и причине всей обширности существования пространства в своей обители. Его как бы нет, оно невидимо, но содержит в себе суть двойки. Что же оно такое? Парадокс? С чем его сравнить? Можно предположить, что оно чем-то похоже на жизненную сущность, жизненность. Есть тут некое подобие. Жизнь ведь тоже как бы сама по себе не видна, никаким расчётом не обнаруживается. Но она присутствует. И присутствует самым существенным образом. И ещё заметим, что жизнь обязательно пребывает в паре. Нет пары, нет и жизни. Так двойка настойчиво и неотвязно присутствует в нуле. И без всякой парадоксальности. Естественно. Иначе говоря, нулевое измерение пространства можно представить как собственно жизненность. Почему бы нет. С него действительно начинается вообще всё, что есть. Без начального измерения, без состояния жизненности никакое пространство с иными измерениями не может существовать.
Заметим в скобках, что оно же, нулевое измерение, состояние жизненности — есть не только у пространства, но и у духа, который создан в том же начале вместе с пространством, явив целостную двойку. Дух, по-видимому, только им и располагает. Потому-то всегда невидим, но присутствие его всюду ощутимо. И нет нужды возводить его в какую-либо иную степень. Он — не измеряемый.

Итак. Уравнение «числа Бога» в нулевой степени даёт двойку.  И оно же в минимальной своей степени, то есть, в степени двойки, даёт тройку. Будем далее рассматривать числовые значения в чисто символическом смысле. Тем более, что само число представляет собой как раз символ. Так двойку мы видим исключительно парой. То есть, не суммой двух единиц, а как единое целое, когда один без другого не может существовать. Скажем, пара, состоящая из мужчины и женщины, действительно являют собой некое единство, где мужчина не мыслит жизни без своей единственной женщины, а она, — без него. Потому-то они и числятся половинками. Это для более ясного и знакомого осознания существования цельности пары. Стоп. Существование цельности. Выходит, есть третье. Пара плюс цельность. Вернее, пара не может быть без цельности. Иначе она не пара, а сумма двух единиц. Сумма не является цельностью, не является единством, она в любой момент может рассыпаться. Единство. Это весьма существенное качество, не имеющее ничего общего с суммой. Иначе говоря, оно как таковое обладает сущностью, то есть, некой величиной. Ну, конкретно оно и выражается единицей, поскольку является тем же словом: един. Два как одно. Двойка порождает единицу, и они вместе представляют уже троичность. Троица. Неожиданный выход. Придётся о ней порассуждать. Но только не богословском языком, а обычным. Троица. Кстати, в Библии мы находим только пару: Отец и Сын. И Они — одно. А при прощании перед Вознесением, Христос обещал апостолам прислать Утешителя. (Евангелие от Иоанна). Кто есть Утешитель? Не Единство ли? То есть, в отсутствие Христа все апостолы останутся едиными. И ещё Он говорил, что когда два-три человека соберутся во имя Его, Он будет среди них. Опять единство. Оно то, что делает всех одним целым. Так Утешитель, Он же Дух Святой, и олицетворяет То самое Единство? И Оно откуда-то исходит. Вопрос. От Пары Отца и Сына или от одного Отца? «Филиокве». Об этом уже хорошо высказался Владимир Лосский в своём «Мистическом богословии». Но данная статья не претендует на богословие. Стоит лишь добавить, что Сын рождён Отцом, и Они Оба как одно. Так, рождая Сына, Отец испустил и само Единство. Заметим, что Дух Святой — Господь животворящий. А жизнь возможна исключительно в условиях целостности. Она гибнет при малейшем нарушении этого условия. Да, но при чём тут пресловутое уравнение, указанное в начале? Дело в том, что, рассматривая многомерные пространства, мы уподобили числа степеней этого уравнения числам пространственных измерений. Так, нулевое пространство невидимо вообще, но и содержит в себе пару как единство. А возведение его в степень «два» даёт число «три». Такое тут перекрёстное взаимодействие двойки и тройки. Получается, что двухмерное пространство, плоскость, имеет в себе тоже скрытую троичность. Она выражена длиной, шириной и очертанием. И обратимся к иконописи. Оно плоскостное. В нём действительно присутствуют длины, ширины и очертания. Ещё, правда, есть цвет. Но он никакими числами не определяется (кроме частоты диапазона, что не является пространственным показателем). Зато в иконописи есть обратная перспектива, что не только не проявляет объёмность, но как бы решительно отрицает её. Вместо толщи (удалённости) она создаёт глубину, приближение, вовлечение изображения внутрь зрителя. то есть, своеобразного единения с ним. Обратная перспектива берёт на себя роль Единителя. Иначе говоря, она незримо изображает Духа Святого. Двухмерное пространство и обратная перспектива создают восприятие Троицы. И что немаловажно, — всё это бесплотно. Двухмерное пространство бесплотно. (Возможно, икона изображает святость). А что есть «объёмная живопись»? Это изображение как раз плоти. Плоть объёмна. Тут, касаясь живописи, нельзя не вспомнить «чёрный квадрат» Малевича. Уж действительно там подлинное двухмерное пространство, изображённое в идеальном виде: длина, ширина, очертание, и ничего более. Автор и назвал его «иконой». Да, икона это плоскостная живопись, и тут не поспоришь, тем более, что там достигнут идеал.. Но где Единство, без которого иконе не быть? Продолжая размышлять об эволюции живописи, повторим, что в ней используются такие числовые значения, как длина, ширина и очертание. Посредством этих значений выстраиваются композиционные приёмы их соотношений, которые так или иначе приводят к тому же «числу Бога». Так, плоскостная живопись эволюционировала в живопись объёмную, преследуя изображать саму плоть. Живопись стала инструментом воплощения. Она стала копировать плоть, как это делала всегда скульптура. Более того, эта живопись в своём приёме «кубизма» ещё более подражает скульптуре, заставляя зрителя как бы обойти изображение сбоку и сзади. Такая эволюция приблизилась к своему венцу. А параллельно тому возродилось искусство плоскостное, используя всё те же три его числовые составляющие, но уже в чистом виде. Там нет изображения предметов. Там — пространство, а в нём лишь композиционные соотношения этих значений. Абстрактное искусство. И здесь уже чистая композиция берёт на себя роль Единителя.
А теперь вернёмся к иным пространствам. Трёхмерное — плотское. Именно в нём плоть и выражается. И число ему — «четыре», что следует из используемого нами уравнения в третьей степени. Длина, ширина, толщина, поверхность. Получается любопытная история. Наиболее приближённые к Духу является пространство двухмерное. Трёхмерное уже плоть. А дальше? Каковы более многомерные пространства, несущие символы 7, 11, 18, 29, 47 и так далее? 7 — число, которым Бог карает («семижды семь крат»). 11 — «плохое» число на Востоке, 18 – тройная шестёрка, 666, 29 – в сумме те же 11, 47 — число сокрушения (уж сколько «невезений», порой трагических, произошло под этим числом). Впрочем, не станем тут ничего «притягивать за уши», лишь догадаемся, что ничего доброго от них лучше не ждать. Вот и действительно история приключилась неожиданной. Чем более многомерным становится пространство, тем дальше оно отдаляется от Бога, а не приближается к Нему. Ну, Бог ведь вообще безмерен. И даже по логике вещей приближение к Богу означает приближение к безмерности, а не к многомерности, уходящей в бесконечность. Безмерность и бесконечность — вещи противоположные. Заметим в скобках, что ноль имеет два значение. Одно, — ось, где по разные стороны обретаются положительные и отрицательные числа. Другое, — как раз безмерность, где любое число, возведённое в него, становится единицей.
Возвратимся к размышлению о Троице, обращаясь исключительно к числам. Оно было и у Б.В. Раушенбаха. «Логика троичности». Там фигурирует вектор как символ единства троичности в математике. Применим его основные качества Троицы. Триединность, нераздельность, единосущность, соприсносущность (бытие всегда), специфичность, взаимодействие. Вектор действительно обладает всеми этими качествами. А у нас — двухмерное пространство. Есть ли там те же качества? Похоже, что есть. Триединность длины, ширины и очертания — очевидна. Так же очевидна их  нераздельность. То же касается и остальных названных качеств. Так двухмерное пространство выражает и пару, и единицу, и троичность. Но то же самое можно сказать и о других пространствах, где в единстве находятся и «квадрига», и семиричность, и так далее. А тут как раз и применимо «лезвие Оккама», отсекающее лишние сущности. Более того, двухмерное пространство — лишь подобие пространства нулевого. Там-то, в нулевом пространстве, и скрывается настоящая троичность. Пара и Единитель. А ещё мы пару сравнивали с жизненностью. Дух Святой – животворящий. Жизненность содержится именно в Единителе. Без него нет ни пары, ни жизненности.

1979


Рецензии
Вашими уствми да мёд пить ...пролили бальзам на душу: "...ноль уже что-то."
Всем нолям теперь и сгинуть безвозвратно и бесследно не страшно
...не зря здесь небо коптили, значит, не зря!

А в целом - опус ваш -очередной образчик того, что я называю играми разума, не имеющими под собой никакой фактической основы...

Олег Алексеевич Шарышев   27.11.2018 23:30     Заявить о нарушении