Стереотипы и заблуждения. Врачи и вокал

Стереотипы и заблуждения | Врачи и вокал

/ Руслан Богатырев, 2018.

В одной из минувших передач "Что? Где? Когда?" (эфир 18.11.2018, с 29:34) прозвучал такой вопрос: "Немецкий врач Инго Цербе в своей диссертации утверждает, что в недалёком будущем может стать практически невозможным исполнение некоторых партий классических опер XVIII-XIX вв. По какой причине это может произойти?"

Ответ знатоков касался возможных болезней прошлого, которые давали в вокале конкурентные преимущества, но станут невозможны в будущем. Холодно. Но и "правильный" ответ весьма далёк от истины. Печально, что с экрана Первого канала эту научную гипотезу закрепили в мозгах миллионной аудитории как медицинский факт.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=XHXu2IEPXn8#t=29m34s

Обратимся к первоисточнику... Его разыскать несложно.
Источник: "Наука и жизнь", No.10, 2005.
https://www.nkj.ru/archive/articles/2086/


« Немецкий врач Инго Цербе защитил диссертацию "Телесные особенности и параметры голоса у певиц и певцов". В ней Цербе доказывает, что идущее с начала прошлого века увеличение роста жителей практически всех стран отражается и на оперных подмостках.

За последние 60 лет, по данным врача, басы стали выше ростом в среднем на 5 сантиметров, а тенора — даже на 8. Но при увеличении роста удлиняются и голосовые связки, а более длинные связки звучат ниже. Из изученных Цербе певцов ростом до 176 сантиметров 45% — тенора, 27% — басы. А среди тех, чей рост выше 183 сантиметров, соотношение обратное: 43% поют басом, 21% — тенором. Баритоны обладают, как правило, средним ростом.

То же у певиц: сопрано чаще всего невелики ростом и отличаются хрупким телосложением, среди альтовых певиц больше высокорослых и корпулентных, меццо-сопрано занимают среднее положение.

В оперных театрах всего мира, говорит автор исследования, сейчас в дефиците тенора, и их нехватка будет увеличиваться. Оперы, написанные в XVIII-XIX веках, когда люди были существенно ниже ростом, имеют много партий для высоких голосов. Сейчас уже нелегко подыскать соответствующих исполнителей. »


Мой комментарий.

Крайне спорные утверждения относительно того, как длина и толщина складок (связок) влияет на тип голоса, исходят от особой касты — фониатров. Они привыкли всю жизнь работать именно с этим материалом. Смотреть именно сюда. И делать выводы.

Однако, параметры трахеи (не только длина, но и текущая ширина, которая изменяется) влияют куда сильнее на возможности голоса. Чем короче и уже трахея, тем выше голос, и наоборот. У женщин трахея короче и уже (у мужчин длина трахеи составляет 10-13 см, у женщин — 9-10 см). Диаметр трахеи 12-30 мм, может менять размер в 1,5 раза за счет раздувания мембраны задней стенки трахеи. И в отношении роста зависимость длины и ширины трахеи, скорее, прямо пропорциональная.

Но помимо базовой части вокальной трубы (трахеи) важно и состояние всего трахеобронхиального дерева (с большими, средними и малыми бронхами), его тренаж соответствующими упражнениями и умение использовать трахею и бронхи при вокале.

Врач Инго Цербе похоже не в курсе, что диагностика/квалификация певца как тенора (высокий голос), баритона (средний) или баса (низкий) может быть ошибочной. Их так кто-то квалифицировал (напр., педагог или они сами) и после они воспринимают себя и развиваются именно как кем-то квалифицированный тип голоса, работая в выбранном вокальном диапазоне, соотв. тембре, репертуаре.

Ошибки среди вокальных педагогов (а не просто врачей!) нередки. Ошибки существенно ломают карьеру исполнителя. Ибо певец вынужденно идёт против своей природы. Кроме того, деление на тенора, баритона, баса достаточно условно и принято в академическом (оперном) вокале. Есть хорошие промежуточные голоса, но они не укладываются в прокрустово ложе оперных лекал, которыми (так повелось) вынуждены оперировать композиторы, дирижёры, педагоги.

Далее. Если столь высок разброс оценок исследования (у тех, чей рост выше 183 сантиметров, соотношение обратное: 43% поют басом, 21% — тенором), нет никаких оснований утверждать, что исполнение ряда старинных арий (в высокой тесситуре) станет невозможным. Даже если гипотеза была бы верна, она не распространялась бы на 20% исполнителей (!), а это очень и очень много. Выводы притянуты за уши. Я уже молчу об отсутствии данных по количественной выборке певцов и их реальной подготовке. Чем меньше времени певец профессионально занимается вокалом, тем может быть выше ошибка в квалификации его голоса.

Увы, фониатры видят лишь то, что видят. )) А уж тем более, анестезиологи (как в случае Ingo Zerbe). И, что характерно, врачи активны и назидательны в своём стремлении переделать даже вокальных педагогов. К большому сожалению, именно фониатры у нас точно знают, как надо учить петь. ))

В апреле 2014 г. из достоверных источников узнал интересную информацию: в Первом медицинском университете им. И.М.Сеченова студентам подробно рассказывали о том, как именно работают голосовые связки (складки) в процессе звуковедения и как конкретные академические и эстрадные исполнители ими пользуются.

Случай в Первом медицинском очень напоминает ситуацию, когда специалист в области пожарной безопасности начинает подробно объяснять студентам, как устроена и работает звукоусилительная аппаратура и вокальный процессор, в частности.

Да, фониатры хорошо помогают в тушении "пожара" и частично — в его профилактике. Но это, увы, имеет мало отношения к самому вокальному искусству. Не более, чем пожарная безопасность к работе звукорежиссёра.

По роду своей деятельности имел счастье общаться с некоторыми фониатрами, которые считают себя большими специалистами в вокальном искусстве. Фониатр-фонопед имеет весьма общее представление о состоянии нервно-мышечного аппарата конкретного пациента. И это еще мягко говоря. Чаще вообще не имеет. Вокальные педагоги впрочем диагностируют это не самым лучшим образом, по косвенным признакам (хотя и имеют в этом немалый опыт, но каждый ученик — свой комплекс проблем). Ну а фониатры весьма далеки от этого. Их больше интересует состояние "закрылок", а не всего летательного аппарата в целом и его авионики. И уж тем более, самих "двигателей" и "аэродинамики".

Cлава фониатров пока не долетела до пульмонологов, нейрофизиологов и психоневрологов. Вот эти специалисты куда более профильны для задач вокального искусства. Без шуток.

После четырёх десятков лет своих исследований заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии РАН, доктор биологических наук, физиолог, психолог, профессор В.П.Морозов (Лениградская и Московская консерватории) пришёл к выводу (это видно из его монографий), что как-то в этой модели не очень-то сходится — такие маленькие и нежные складки не в состоянии реально "прокачать" звук. Он пытается всё списать на резонанс (что конечно важнее связок).

Но помимо резонанса важен и первичный источник колебаний и эффект автоколебаний в нашей сложной динамической системе под названием ГОЛОС. Есть немало доказательств того, что источник — это не обязательно одни лишь связки.

И когда врачи начинают объяснять то, в чём они слабо разбираются, это печально... Когда речь идёт о профилактике и лечении вполне конкретных частей голосового аппарата — нет вопросов. Но само вокальное искусство — увы, это не их компетенция.

А люди верят...


Рецензии