1. 28. Весна 1940-го

Как мы уже говорили (смотри главу 1.25 «Первые шаги»), та крымская весна была необычно холодной.
Только начиная с 25 марта, среднесуточная температура перестала опускаться ниже нуля.
{См.13.126, Геническ, 03.1940}

На весенних каникулах, длившихся  с 25 по 31 марта, отец планировал съездить на Арабатскую стрелку,
проведать родителей.
Увы, не тут-то было!
По свидетельству историков, «практически все каникулы педагоги были заняты различными по назначению и продолжительности
курсовыми мероприятиями».
{14.184, с.20}
Так что пришлось отцу отложить желанную поездку до лета и провести каникулярную неделю в Курмане.

Сколько он зарабатывал?
Ищу подсказку в интернете.

Поначалу натыкаюсь на сообщения о том, что сельские учителя долгое время «вообще не получали государственной зарплаты:
их оклад полностью зависел от доходов колхоза или совхоза».
{13.223}
Им, как утверждается некоторыми авторитетными авторами, в течение всех 1930-х годов во многих местах
задерживали зарплату и квартирные.
«Ни заведующие районными отделами образования, ни даже суды не могли помочь, если в сельсовете не было денег».
{14.184, с.20}

Однако вскоре с помощью сайта «Исторические материалы» выясняю: такого не могло быть после того,
как 10 апреля 1936 года было принято постановление Совнаркома СССР «О порядке выплаты заработной платы учителей».
Тогда расходы по зарплате сельским учителям переложили с местного на районный бюджет, а выдавать её поручили
отделам народного образования ежемесячно 20 числа.
{См.:15.12}

Днём ранее, 9 апреля, СНК СССР И ЦК ВКП(б) приняли постановление  «О повышении заработной платы учителям
и другим школьным работникам».
В результате, по мнению историков, в конце десятилетия «материальное положение учительства
постепенно стабилизировалось,  социальный статус педагогов повысился».
{14.181, с.17}
 
По данным ЦСУ* СССР, в 1940 году среднемесячная денежная зарплата просвещенцев достигла 337 рублей,
что на два рубля меньше, чем в целом по народному хозяйству.
Для сравнения: в сельском хозяйстве она составляла всего лишь 229 рублей.
{См.: 13.224}

И всё-таки, как отмечают исследователи, заработная плата учителей на селе была ниже, чем в городе,
их «уровень жизни оставался скромным, позволяя удовлетворять лишь самые элементарные потребности
в еде и одежде».
{14.186, с.38}
Вдобавок ко всему, «начавшаяся Вторая мировая война привела к резкому скачку цен на товары,
в результате уже к 1940-му году цены выросли более чем в два раза, что существенно отразилось на бюджете учителя».
{14.183, с.117}

Признавая нерешённость многих проблем,  историки тем не менее допускают возможность «говорить
о реальном и довольно ощутимом улучшении материального положения педагогической интеллигенции».
«По воспоминаниям современников, школьные работники стали заметно лучше одеваться, питаться,
учителя стали приобретать товары, свидетельствующие об определенной зажиточности – велосипеды, патефоны,
наручные часы и т. п.» 
{13.225}

Между тем  не следует забывать, что  мой отец был тогда всего лишь начинающим педагогом.
Ставка же зарплаты зависела прежде всего от стажа, подготовки, квалификации и преподаваемого предмета.
Правда, что-то  ещё перепадало за проверку тетрадей и классное руководство.
{См.: 14.181, с.17} 

Но отец был юн и одинок, так что в целом на жизнь, по-видимому,  хватало.
Однако он обязан был думать еще и о том, чтобы соответствовать своему новому и достаточно высокому
социальному статусу. 
{См.: 14.182, с.118} 

Сельские учителя,  в отличие от городских, «общаются со своими воспитанниками не только в стенах школы,
но и в повседневной жизни, поэтому авторитет учителя они должны зарабатывать 24 часа в сутки».
{13.193}
В небольшом населённом пункте педагог всегда на виду, и его внешний облик играет не последнюю роль
в глазах школьников и их родителей. 

Поэтому, я думаю, пришлось отцу изрядно потратиться на одежду и обувь.
Мать с отцом помочь ему не могли, у многодетной семьи проблем и без того хватало.

В то время в ходу был спортивный стиль.
«Советский человек должен был развивать свое тело, дабы встать на защиту отечества, окруженного врагами.
…Среди мужчин были популярны широкие брюки с очень свободными пиджаками, косоворотки,
спортивный трикотаж и парусиновые туфли», – пишет один из авторов журнала «Вокруг света».
{13.226}
 
А вот о чём говорит историк Белова: «В гардеробе у педагогов был как правило только один комплект одежды.
Вместе с тем, определенный дресс-код присутствовал».
В воспоминаниях людей, указывает она, фигурируют преимущественно темный цвет и строгость мужских костюмов.
По её мнению, «сдержанность внешнего вида учителя была частью строгого регламента,
поскольку его одежда и прическа были важной составляющей воспитательной работы среди учеников».
{14.183, с.155}

Наступила последняя учебная четверть.
В Крыму сохранялась непривычно прохладная погода.
Зябкими были апрельские ночи, да и днём лишь изредка столбик термометра поднимался выше 15-градусной отметки.
Даже в мае среднесуточная температура, кажется, ни разу не превышала 19 градусов.
{См.13.126, Геническ, 04–05.1940}

Отец мой продолжал осваиваться в Русской Антоновке.
Специалисты небезосновательно  указывают на специфические трудности, присущие сельской школе.
Они обусловлены, в первую очередь, низким образовательным и культурным уровнем семьи.
Социальная среда «оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка».

Но есть и немалые плюсы.
«Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах.
Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ.
Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают».
{13.197}
Небольшое количество учащихся в школе, малая наполняемость классов позволяют учителю дойти до каждого школьника.

В юном возрасте разница в 6 – 8 лет весьма ощутима.
Ученики воспринимают моего отца как старшего брата, который знает и умеет больше, чем они,
стремится передать им то, что знает и умеет.

У ребят вызывают зависть и уважение значки на лацкане его пиджака: «КИМ»  («Коммунистический Интернационал молодёжи»)**,
ГТО***, «Ворошиловский стрелок».
Они тянутся к молодому учителю, охотно участвуют в соревнованиях, которые он организует.
Не только дети, но и родители слушают его доходчивые объяснения, что происходит в мире.
Но об этом в следующей главе.




________________
*  ЦСУ СССР – Центральное статистическое управление страны.
** КИМ»  («Коммунистический Интернационал молодёжи») – комсомольский значок 30-х
    и 40-х годов. Значок с надписью «ВЛКСМ» появился в 1945 году.
***ГТО – «Готов к труду и обороне».


Рецензии