Романс, русский шансон, кафе-шантаны

Русский шансон (этот бренд формировался и активно раскручивался в 1990-е годы) принято считать специфической калькой культуры французского шансона. Да, явления во многом схожие, хотя и разные.

Французский шансон возник в 1880-е годы, примерно за 10 лет до начала Серебряного века в русской культуре. Истоки его лежат в кабаре-культуре Франции. Возник в парижских кабаре (кафе-шантаны), что наложило большой отпечаток на этот особый песенный жанр.

Одним из первооткрывателей его стал поэт и комедиант Аристид Брюан (Aristide Bruant). Будучи безработным он долгое время искал себя, эпизодически выступая в небольших парижских бистро и кабачках. В основе его творчества были протест парижской уличной бедноты, революционный пафос, ненависть к буржуазии. Фирменный стиль: чёрное пальто, поверх которого повязан длинный красный шарф.

 Альма-матер французского шансона, его базовая сценическая площадка, — знаменитое парижское кабаре на Мормартре «Чёрный кот» (Le Chat noir, «Ша Нуар»), место регулярных встреч французских символистов. Его открыл в 1881 г. французский художник Родольф Сали. Просуществовало 16 лет, вплоть до смерти Сали (1897). В этом своего рода ночном элитном клубе собиралась французская богема, включая Клода Дебюсси, Ги де Мопассана, Поля Верлена, Эрика Сати... Сначала здесь, а потом уже в «Мирлитоне», «Мулен Руже» и выступал Аристид Брюан. После ухода из  «Ша Нуар» из-за разногласий с директором, Родольфом Сали,  Аристид Брюан в 1885 г. открыл собственное кабаре «Мирлитон» в старом помещении «Ша Нуар», на бульваре Рошешуар. Кабаре принимало посетителей с 22:00 до 02:00. Хозяином, распорядителем вечера и единственным артистом являлся сам Брюан. Из угощений предлагалось только пиво.

Особенно ярко в творчестве шансонье было выражено создание новой исполнительской манеры, размытие жанровых границ. Особое место в истории кабаре занимает песенная культура: песня в это время завоевывает уважение интеллектуальной элиты, это становится модным.

Своеобразным аналогом «Чёрного кота» в С.-Петербурге (Петрограде) было литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» в подвале Дома Павла Жако на углу Площади Искусств. Идея его открытия принадлежала артисту Александринского театра Борису Пронину, сподвижнику Всеволода Мейерхольда. Здесь собиралась петербургская богема: Игорь Северянин, Саша Чёрный, Анна Ахматова, Всеволод Мейерхольд, Велимир Хлебников, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, знаменитые артисты Мариинки и Русского балета Дягилева Тамара Карсавина, Евдокия Лопухова, Михаил Фокин... Примой кабаре «Бродячая собака» была известная русская модель, актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина. Кабаре просуществовало недолго: с декабря 1911 г. по март 1915 г. Оно было главной неофициальной сценической площадкой эпохи русского модерна. Ничего подобного не было даже в Париже.
 
Рассматривать кабаре как новую форму театральности впервые предложил М.М. Бонч-Томашевский в статье «Театр пародии и гримасы» (1913), в которой он сформулировал основные принципы кабаре, впоследствии перенятые режиссёрским театром (отказ от сценической рампы, принцип атмосферы зрелища, создание маски как условие существования на сцене).

С 1916 г. в Петрограде (Петербурге) на Марсовом поле в подвале дома Адамини Борис Пронин открыл новое кабаре — «Привал комедиантов». Творческим символом его стал знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд. Кабаре просуществовало до 1919 г. Акцент был на театрализацию «подземных классиков». Здесь бывал весь цвет русской поэзии Серебряного века: Александр Блок, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Валерий Брюсов, Игорь Северянин, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Николай Клюев.

Кафе-шантаны (cafe chantant, «поющие кафе»), ставшие в своё время заповедниками вокального и театрального творчества, во многом способствовали становлению и развитию русского и французского шансона, испанского фламенко и даже аргентинского танго. А сам термин «русский шансон» (chanson russe) впервые, пожалуй, появился в 1910 г. в стихотворении знаменитого поэта Серебряного века Игоря Северянина, одного из самых ярких и эпатажных представителей поэтической богемы С.-Петербурга и Москвы, завсегдатая первых русских кабаре.

Наиболее знаковой фигурой, отцом-основателем русского шансона принято считать Александра Вертинского (1889–1957), вдохновлённого тесным общением с Игорем Северяниным и Владимиром Маяковским. Переломным в его жизни стал 1913 г., когда он в Москве поставил пьесу «Балаганчик», созданную Александром Блоком в год окончания им Петербургского университета (1906).  Любовный треугольник трёх масок-персонажей (Коломбина-Арлекин-Пьеро) настолько глубоко затронул Вертинского, что именно одну из этих масок (Пьеро) он и выбрал в качестве главной для своего вокального сценического образа.  Именно печальные песенки Пьеро, пропитанные щемящей ностальгией по безвозвратно ушедшей эпохе, и стали визитной карточкой Александра Вертинского, которого спустя полвека Александр Галич назовёт «родоначальником русского шансоньерства», а Булат Окуджава — «создателем жанра современной авторской песни». Как ни удивительно, невольно к этому направлению подтолкнул его Александр Блок.

Дебют Александра Вертинского в роли шансонье состоялся в 1915 г. после его возвращения с фронта. На эстраду он вышел, как и Аристид Брюан, в специально заказанном для этого выступления чёрном костюме, костюме Пьеро. Помимо маски выработал и свою вокальную манеру — певучий речитатив. Вертинский в основном исполнял песенки-романсы на свои стихи. Но писал музыку и на стихи поэтов Серебряного века, среди них Александр Блок, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Максимилиан Волошин, Фёдор Сологуб, Георгий Иванов, Саша Чёрный, Надежда Тэффи, Анна Ахматова, Марина Цветаева.

И всё же больше всех на него повлиял Александр Блок. Вертинский так вспоминал о роли поэзии Блока: «В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме».

Печальные песенки Вертинского в образе русского Пьеро действительно стали неординарным явлением в русской культуре.  Однако, на мой взгляд, истоки жанра стоит искать раньше, у предтечей русского шансона: королевы русского романса Анастасии Вяльцевой и короля цыганского романса Александра Давыдова. К моменту появления на сцене Александра Вертинского, писавшего о них театральные рецензии, и Вяльцева, и Давыдов уже ушли из жизни.

Городской романс, бардовская песня, лирический русский шансон – эти три довольно близкие друг другу сферы активно  впитывают в себя и переплавляют смежные жанры, формируя бард-шансон, бард-романс, шансон-романс… Весьма характерно, что они постепенно насыщаются и танцевальностью. Для бардовской песни вальс давно уже стал едва ли не основой основ. В лирическом шансоне всё чаще можно слышать яркую латиноамериканскую ритмику (ча-ча-ча, самба, румба, сальса). Истоки у них общие.

Как бы сегодня ни пытались разделять городской романс, шансон и бардовскую песню, исторически они гораздо теснее связаны с культурой кафе-шантанов, русским романсом и поэзией Серебряного века, нежели мы это привыкли считать.


Рецензии