Кто и что управляет ценой нефти

Вопрос вопросов, а кто управляет ценой нефти или что является фактором ценообразования.

На эту тему сломано столько копий, что ими можно загатить Балтийское море и еще останется чуток на Северное. Особенно, эта тема взволновала общественность, когда цена нефти стукнулась о 150 долларов за баррель, потом грохнулась о пол в районе 30 долларов, чтобы быстро вознестись до 80 долларов, и т.д. Причем такие прыжки биржевого товара удивляют брокеров, но они танцы с бубнами вокруг нефтяной бочки не устраивают, спокойно делают деньги на колебаниях курса.

Как мы стали свидетелями, больше о цене нефти волнуются широкие круги общественности и многочисленные блогеры, создавая в информационном пространстве тайфуны, катастрофы и пришедший на землю апокалипсис. А ведь нефть – это такой же товар, как сталь, зерно, золото и многое-многое другое, но их цена как-то не особо выплескивается в информационное поле СМИ. Обратим внимание, что крупные государственные чиновники СССР и РФ, когда говорят по цене нефти не по заказу от СМИ, достаточно спокойно упоминают, что низкая цена нефти в свое время не позволила нормально сверстать бюджет. Как видим, с одной стороны почти всегда истерия по случаю колебаний цены нефти, а с другой стороны – разумное отношение к биржевым колебаниям, отсюда вывод, раз есть крайности, то есть и золотая середина, которую мы сейчас попробуем отыскать.

Что такое цена товара, в нашем случае – цена нефти?

В настоящее время – это некое количество циферок в компьютерах, которыми обозначают стоимость бочки нефти, цифр, за которыми не стоит ни золота, ни материальных ценностей, а лишь соглашение игроков об обмене виртуальных денег. Даже название придумано: нефтедоллары. Опять-таки существует масса аналитики на данную тему, где с цифровыми выкладками и графиками объясняются колебания курсов и обмена нефти на виртуальные деньги. Заметим, доллар после отказа от золотого эквивалента представляет собой лишь единичку в компьютерной памяти, а бумажные баксы лишь ничтожная доля виртуального богатства, выраженного в материальном виде, правда, по цене раз в 10 ниже своего номинала (в среднем).

К сожалению, чтобы вы не почитали, вы не найдете ответ на самое существенное: а что же или кто же определяет текущую цену нефти.

Как нас убедили, стоимость добычи может составлять от 2 до 300 долларов за бочку, плюс, транспортировка и хранение, переработка и распределение между конечными потребителями. Каждый передел нефти добавляет свою стоимость, но не определяет однозначно цену нефти на бирже.

Существенную роль крупные игроки на рынке нефти: США, Саудовская Аравия и Россия, к ним также добавляются Иран, Норвегия, Венесуэла и прочие страны потребители и добытчики. Чем крупнее добытчик-потребитель нефти, тем сильнее он определяет текущую цену нефти. Достаточно заявить, что в США выросли или упали запасы нефти в хранилищах, как тут же биржевые весы резко качнутся в ту или иную сторону. Наметилась напряженность в каком-то регионе Земли, о которой смачно расскажут СМИ, - снова резко поскачут цены на нефти на бирже. Но точно сказать о том, что именно этот мировой игрок на нефтяном рынке однозначно определяет глобальную цены мы не сможем, да и ОПЕК не создает ныне прямолинейную тенденцию по изменению курса дешевле-дороже.

Т.е., найти однозначности в нашем огромном мире ныне весьма сложно, а точнее – невозможно, если не будет случайного совпадения причин и последствий (или несогласованности в действиях игроков), которые помогут раскрыть тайну тайн. Правда, тайны как таковой нет, а есть заблуждения владельцев денег и заводов, которые до сих пор застряли в XIX веке и не хотят признавать, что Мир изменился.

Рассмотрим ноябрь 2018 года, когда цена нефти на биржах неудержимо росла к предсказанным 100 долларам за баррель, но вдруг рухнула вниз в район ниже 60 долларов. А ведь никаких серьезных предпосылок для этого не было. Трамп, конечно, заявил, что это его стараниями Саудовская Аравия подложила свинью под биржевой рынок. В общем, будем считать, что это краеугольная точка в наших размышлениях о цене нефти, когда крупный владелец (в данном случае – страны) заявляет о желании изменить стоимость. Но не следует забывать, что подобных заявлений для прямо противоположных целей делается немерено, а результаты чаще 50/50.

Вторая интересная точка организовалась также в ноябре, но касалась лишь России, как казалось со стороны.

Что мы имеем в виду?

Стоимость бензина в России начала расти, причем по многим статьям в СМИ она должна дорасти до среднеевропейских размеров, т.е. 100 с лишним рублей за литр. И это при судорожных попытках правительства РФ снизить акцизы, договориться по-хорошему с производителями бензина. В первом случае, акцизы уменьшились, но цена нефти на бирже продолжала расти, некоторый момент стоимость бензина притормозилась, а потом снова пошла вверх. Во втором случае, фирменные бензоколонки и торговые сети сначала снизили цены, а остальные как держали достигнутый уровень, так и продолжили выгодный бизнес, но потом виток подорожания накрыл всех.

Вопрос, а как два упомянутых выше фактора связаны друг с другом, ведь это вещи абсолютно разного уровня?

Действительно, на первый взгляд нет смысла связать мировую цену нефти и стоимость бензина на московских бензоколонках - это просто глупо!

Но вот после роста цены нефти и бензина произошло резкое падение биржевых котировок нефти, а потом нехотя стала падать цена бензина на российских бензоколонках. Опять-таки, как кажется, мало связанные факты мировой и местной торговли, которые вряд ли могут быть так однозначно связаны.

А теперь подумает, а как одно может влиять на другое, чтобы в итоге получилось то, что имеем.

Первое, Россия является третьим основным игроком на рынке нефти, поэтому чих у нее - вызывает насморк на всех мировых биржах. Второе, цену на бирже определяют маклеры, которые дают команды компьютерам, которые торгуют в мировой сети, когда один реальный человек просто указывает компу стратегию работы. Третье, маклер приехал на свое рабочее место на личном автомобиле, который по дороге заправлял на московской бензоколонке, где он видел, что цена бензина неудержимо ползет вверх. Четвертое, маклер живет в мире, где его со школьной скамьи убеждали, что высокая цена нефти обеспечивает высокий уровень его личной жизни.

А вот теперь подведем итог сказанного.

Заправляя бензином автомобиль, маклер убеждается, что высокая цена нефти опустошает его личный кошелек, т.е., получается диссонанс между государственной догмой и реальной жизнью. Приезжая на биржу, маклер уже не так однозначно уверен, что ему лично выгодна высокая цена нефти. Еще Фрейд сказал, что подсознательное определяет бытие, отсюда даже прямое указание начальства, которое требует толкать цену нефти вверх, не может перебороть подсознательное желание снизить цену нефти, чтобы стоимость бензина пошла вниз. Сознательно маклер старается работать на повышение, но подсознание толкает его на глупые шаги: выбирать не самую выгодную стратегию, принимать решение с задержкой хоть на секунду, что приводит к потерям, делать выбор в пользу более мягкого варианта. В итоге несущественные проблемы у московских маклеров вызвали большие потрясения на мировом рынке, так соломинка сломала спину верблюду.

Можно сказать, что автору статьи все это кажется, все выдумано из пальца, но попробуем подойти к этому с другой стороны.

Пояснения из повседневной жизни

Если владелец маленькой пекарни решит, что завтра цена хлеба будет повышена в два раза, то это произойдет обязательно, и даже не слишком упадет спрос, так местные жители привязаны к пекарне слишком крепко, а поездка за дешевым хлебом обойдется куда дороже. В будущем, конечно, конкуренты нагрянут, но придет ли цена хлеба к прежнему значению весьма сомнительно.

Директор-владелец завода приказывает поднять цену хлеба в два раза. Чтобы это произошло надо написать приказ, разослать его по цехам, согласовать это с магазинами. Т.е., покупатели почувствуют повышение цен не завтра, а с некоторым опозданием, которое может достигнуть недели.

Владелец крупного завода решает поднять цену хлеба в два раза. Для этого он должен собрать совещание с директором завода, согласовать свое решение с сетевыми магазинами, договориться с банком о кредитах, объяснить поставщикам, что они получат свой процент от подорожания хлеба. Задержка в изменении в цене может спокойно достигнуть и месяца.

Губернатор области решил поднять цену хлеба в два раза. Для этого ему надо провести свое решение через бюрократических аппарат и местную Думу, а потом повторить те же шаги, что и для владельца крупного завода. Шума в СМИ будет много, губернатора будут склонять во всех падежах, но стоимость хлеба вырастет.

Президент страны решил поднять цену хлеба. Как понятно, это может быть сделано через министерства, которые определяют налоги на компоненты хлеба, транспорт, реализацию и прочее. Цена хлеба вырастет, но одновременно поднимутся цены на весь не связанные друг с другом вещи, плоть до цены на легковые автомобили.

Из выше сказанного перечисления видно, чем крупнее объект воздействия, тем сильнее побочные факторы. Если внизу лестницы владелец самостоятельно определял конечную цену, то на уровне страны приказ проходит через множество рук и глаз, а что выйдет в результате предсказать достаточно сложно. Может даже революция произойти, а президента повесят на фонарном столбе. Кстати, для владельца маленького завода подобные шалости грозят лишь мордобоем от местной публики, если он не пользуется уважением.

Если мы выходим сегодня с предложением поднять цену хлеба в два раза на мировом рынке, то без глобального неурожая, вызванного глобальной катастрофой, ничего не получится, так как будет работать «свободный рынок» в соответствии с экономической теорией. В разных странах результат получится и так, и так, но тут мы понимаем, что некто неизвестный не сможет сказать: в два раза! Т.е., при превышении некоторого порога величины объема производства и потребления качественно меняются результаты воздействия: произнесенные слова одного человека уже не могут воздействовать на множество народа. Мы, фактически, увидим нелинейный результат от масштабирования, который всегда неплохо работает в определенных границах.

Владельцы нефти

Переходим к нефти. Данный рынок настолько монополизирован, что говорить о классическом капиталистическом рынке просто нельзя. Фактически, рынком владеют считанное число лиц, возможно, что их можно даже пересчитать по пальцам. Правда, кто есть кто сказать затруднительно, так как права собственности замаскированы самыми разнообразными приемами. Скажем, владение акциями крупного нефтепромысла через офшорную компанию, которой управляет некая структура, где главой является некий чел. Такой важный винтик через семейственность входит в клан «Венеция» (чисто условное название). Старейшина клана командует всем и вся, в том числе и большим челом, который обязан выполнять все требования главы клана. Вопрос, старейшина клана владеет нефтепромыслом или нет?

Как видите, именно на таком принципе работает вся европейская и американская экономическая кухня. Коррупции, как понятно, в таких структурах нет, а если она появляется, то нанятый менеджер становится «мальчиком для битья».

Теперь самое главное для рынка нефти. Пусть десяток самых главных владельцев ресурсов и транспорта определяют цену нефти. Но вот прямо скомандовать, что завтра нефть будет стоить на 50 долларов больше они не смогут. Конечно, большой человек может сесть за биржевой компьютер и начать играть, но в современном мире, который слишком огромен, он будет муравьем, а не уважаемым человеком, как в XIX веке, когда весь цивилизованный мир ограничивался одной Европой. В любом случае, ему придется собрать круг доверенных лиц, например под видом конференции или заседания клуба, где он укажет свое желание повысить цену нефти на 50 долларов. Далее, доверенные лица проведут свои междусобойчики, и т.д. Т.е., цепочка от главного владельца до нефтяной скважины окажется извилистой и неясной длины, а это, как раз, мы сейчас наблюдаем на биржевом рынке.

Такой способ управления кажется вполне разумным и удачным, если бы не одно «но». Как правило, лично преданных или зависимых лиц всегда не хватает. На важных узлах бизнеса приходиться ставить сторонних людей, а, как известно, чужая душа потемки. Вот тут и нарушаются всякие умные и обоснованные планы, а цена нефти пляшет как сумашедшая.

Далее, если даже все пройдет гладко, то маленький брокер за ключевым биржевым компом может оказаться пьяным, или он поссорился с подругой ночью, а сейчас горит жаждой мести. В нужный момент он даст не ту команду или вообще забудет о руководящих указаниях. В частности, если на заводе бригадир лишит потрафившего работка премии, но план будет выполнен. А на бирже такой прокол чреват потерей всего и вся.

Вот и получается, что ты владелец нефти, а ни на что повлиять не можешь в принципе. Ты купаешься в шампанском и сидишь на золотом унитазе, а управляют нефтью маленькие винтики, которых ты не знаешь. Кстати, именно на этом и погорело множество новосотворенных нуворишей распавшегося СССР и Варшавского договора.

Возвращаемся к началу статьи, где мы указали причину падения цены нефти из-за стоимости заправки бензином. Конечно, доказать прямо это не возможно, но как одна из возможных причин кризиса на рынке нефти вполне возможная версия.

Побочный фактор

На этом можно закончить, но в последнее время очень активно продвигается требование ликвидации анонимности в интернете. Вы спросите, а где же тут связь с рынком нефти?

Прямой связи нет, но есть понимание, что маленькие Винтики хотят быть большими Папами. А раз так, то основной способ защиты собственности, в данной ситуации - месторождений нефти, - это вовремя обнаружить наглый винтик и, так или иначе, обезвредить. Годится как крушение Боинга, так и перевод человека к кормушке, где он забудет о своих целях. Но для осуществления репрессивных мер нужно знать подноготную всех своих сотрудников, а еще лучше, чтобы они имели встроенные чипы для контроля даже посещения туалета. Отсюда и неумеренная активность чиновников в деле контроля интернета.

Вы скажите – это паранойя. А вот и нет. Есть отличный пример, это Сталин, которого назначили на должность старшего секретаря в аппарате ЦК. Итог мы знаем, маленький партийный винтик стал большим человеком и выиграл 2-ю Мировую войну!

Вполне возможно, что во внезапном повышении цены нефти как раз и замешен маленький винтик, который осознал свою значимость. Кстати, сейчас на память приходит фильм «С меня хватит», где, правда, маленький винтик не смог выпрыгнуть из тисков жестокой американской действительности.

В заключение можно только констатировать, что состояние современной мировой экономики представляет собой детскую игру в «Испорченный телефон»: когда говорим «рыба», а получаем «селедку под шубой».

Даниель Громов
28 ноября 2018 г.


Рецензии