Гарсиа Маркес роман Сто лет одиночества

Это действительно одна из основных книг ХХ века... я думаю она не уступает "Войне и Миру", "Тихому Дону", "Мастер и Маргарите" - великим русским романам. И ничего подобного я конечно раньше не читал.
Интересно, что самого начала автор намекает, что городу Макондо не стоит ожидать ничего хорошего в будущем, основатели города- это семейная пара, которые одновременно являются двоюродными братом и сестрой
Как весьма причудливо Маркес переплетает эпический бытовой жанр романа с народным фольклором. Описания быта, народные суеверия, какие-то народные латиноамериканские байки и череда странных невероятных событий - все это перемешано в одной колоритной куче. Причем подается это в некой поэтическо-эпичной форме, сюжет напоминает очень неспешную реку. И я практически уверен, что каждый эпизод романа есть некое кривое преломление истории родины Маркеса в частности и видимо всего южноамериканского континента в общем. Я практически не знаю их истории, но уверен каждый эпизод имеет какой-то смысл и является символом чего-либо, и их надо отгадывать и разбирать так. Особенно мне понравилось  пока тот кусок романа, где на Макондо обрушилась эпидемия бессонницы - люди перестали спать, стали грезить наяву и терять память. Они начали забывать истинное предназначение вещей и предметов вокруг. Все это  можно соотнести, например с тем же революциями, когда черное вдруг объявляют белым и наоборот. Очень понравились и девочка, которая ела землю,  и она же принесла в узелки кости родителей, которые постоянно гремели, и на них все натыкались (аллюзии видимо на непонимание и предательство родителей ихними детьми)


там очень высокая концентрация смыслового текста (в основном на уровне подтекста, символов  и образов) и вообще нет диалогов, немногочисленные фразы героев даются в кавычках.
Макондо - маленький человеческий остров, затерянный в глуши американский джунглей. А остров - это наиболее точный и емкий образ Большого Одиночества... как людей, так и целых народов

А так как род Буэндиа - основателей Макондо, начался с инцеста - кровосмесительного греха.... И так понимаю, расплатой за это явилось странное моральное уродство - все члены семьи не способны Любить в большом смысле этого слово. Да они подвержены и даже к животной плотской страсти, а вот на настоящую платоническую духовную Любовь они увы неспособны. А единственной панацеей от одиночества (а именно от экзистенциального Одиночества - когда личность ощущает свою отрешенность, отдельность и индивидуальность перед всем остальным миром), является духовная и душевная любовь, как некое слияние двух душ, единение - в котором уже нет места одиночеству. И вот этого основного чувства они были лишены по воли автора. Тем более связь, основанная на животной страсти довольно быстро распадалась под натиск уже первых жизненных проблем, и это только усугубляло и подчеркивало одиночество отдельных членов этого семейства.
Я думаю автор этим приемом как спрашивает нас читателей: - а не разучились ли мы сейчас любить по настоящему и не ждут ли человечество впереди бессмысленные века Одиночества Еще о об одиночестве самого города Макондо. Это был забытый человеческий островок в джунглях, и единственный кто скрашивал и приносил в город хоть какие-то перемены были бродячие таборы цыган. Однако жители города, руководствуясь своими страхами, суевериями и предрассудками, прогоняют и их. И тогда в город приходит Война....

В Макондо идут дожди. Наверно самые сильные страницы романа про гражданскую войну. Символом войны в романе становится бесконечный дождь. 20 лет войны в городе льет дождь: бесконечный, холодный и бессмысленный. Гражданская война по определению не может быть другой. И автор очень ярко и страшно рисует картины, как под влиянием войны люди теряют свою человеческую сущность.

Цитата:
"На рассвете, когда до казни оставался один час, он,  изнуренный бессонной ночью, вошел в комнату, где стояли колодки. «Фарс окончен, друг, — сказал он полковнику Геринельдо Маркесу. — Идем отсюда, пока наши пьянчуги тебя не расстреляли». Полковник Геринельдо Маркес не мог скрыть презрения, которое вызвал у него этот поступок. 
— Нет, Аурелиано, — ответил он. — Лучше мне умереть, чем видеть, что ты превратился в одного из продажных наемников. 
— А ты и не увидишь, — сказал полковник Аурелиано Буэндиа. — Надевай сапоги и помоги мне кончить с этой сволочной войной.
  Говоря так, он еще не знал, что гораздо легче начать войну, чем кончить ее. Ему понадобился почти год кровавой жестокости,  чтобы вынудить правительство предложить выгодные для повстанцев условия мира, и еще один год, чтобы убедить своих сторонников в необходимости принять эти условия. Он дошел до невообразимых пределов бесчеловечности, подавляя восстания своих же собственных офицеров, не пожелавших торговать победой, и, чтобы бесповоротно сломить их сопротивление, не побрезговал даже помощью войск противника."



Гражданская не когда не угаснет сама, пока не сожрет столько жертв, сколько она посчитает нужным. Сначала погибнут те, кто ее развязал, потом те, кто убил первых, потом будет бесконечная обоюдная месть: сын на отца, брат на брата. Народ, развязавший сам собой гражданскую войну похож на суицидника, который сам себе в брюхо медленно вгоняет осиновый кол. Полковник Аурелиано, когда после 20 лет войны возвращается домой, по сути имеет уже мало человеческого. Это манекен, машина жестокости, он разучился сочувствовать, не замечает своих детей, не узнает своих родичей. И он не может остановится в этой адской череде казней и убийств всех, кто встает на его пути. Ну а путь уже давно замкнулся в один бессмысленный кровавый круг. Полковник у же забыл, что такое сердце и есть ли оно у него. Он спрашивает у личного врача, где находится сердце, и врач тогда рисует йодом на его теле то место. Очень символично когда череду бесконечных расправ и зверств  в родном городе смогла прекратить лишь его родная мать старая и слепая старуха Урсула. Она просто пригрозила удавить его самого своему руками прилюдно на городской площади.

Вторая половина романа посвящена закату рода Буэнди;а и представляет из себя бесконечную череду смертей членов клана: иногда красивых пафосных, но чаще всего очень жутких и страшных. Все-таки Маркес был литературным садистом, и для каждого Буэнди;а он придумал свой особый оригинальный, не похожий на другие конец. И каждый член семьи погибает именно в своем персональном варианте одиночества, они все ушли одинокими. И все это описано это с таким литературным смаком, что просто не хватает букв в русском алфавите, чтобы выразить это. Причем я буквально до последней главы был уверен, что буквально все персонажи романа будут доведены до своего логического конца. Ан, нет! Нескольким второстепенным героям как-то чудом удалось выжить... Что касается финала, что он очень закономерен и предсказуем.... иначе просто не могло бы быть. Очень хорошо видны особенно в конце параллели с Библией. Ну и конечно монстр, который появляется на свет на последних страниц, фактически и есть очень жирная точка как в истории этой семьи, так и в самой книге....
Очень мрачная неоднозначная и очень спорная и гениальная вещь!!!


Рецензии