Исполины древней земли

Кроме чуди в Костромской губернии проживали волоты и паны

В народной памяти сохранились предания о загадочных народах,  живших в наших краях до прихода славян – чуди, панах и волотах. Последние якобы были исполинами по сравнению с обычными людьми. И что интересно, характеристики этих мифических племён во многом совпадают.

В путевых заметках Ахмеда ибн-Фадлана (921 – 922 г. г.), побывавшего на Волге, есть информация, что ему показали останки человека «чрезвычайно огромного телосложения»: «голова его подобна большой кадке, ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости».

Чудь немного начудила

В Костромской и Вологодской областях много названий населенных пунктов с корнем «чудь». Так, в Нерехтском районе были две деревни под названием «Чудь», в Солигаличском районе - два села Чудца, деревни Чудинево и Чудиха (Василий Смирнов, «Паны, клады и разбойники», 1919 г.). В Кадыйском районе имеется деревня Новая Чудь.

Это один из персонажей русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов.
До сих пор ходят легенды о чуди белоглазой - удивительном народе, жившем когда-то в древние времена на Урале. Мифический народ по преданиям и сказам отличался особой красотой и статью, владел тайной силой и сокровенными знаниями о земле.

Правда, есть немало источников, говорящих о том, что, наоборот, чудь – это карлики, «ушедшие под землю» в начале христианизации северо-востока Руси. К сожалению, никто сегодня не подтвердит, какая из версий ближе к истине.

Паны, да не те

Названия «паны» тоже весьма распространены. И к польским захватчикам, побывавшим на Руси в Смутное время, отношения не имеют. Местное население зачастую так называет мерянские или чудские курганные могильники VII - XIII веков.

Например, название микрорайона «Паново» в Костроме сохранилось от усадьбы, которая находилась в заволжской части города. В свою очередь усадьбу так называли из-за расположенных рядом с ней курганов, или панов.

Василий Смирнов также писал: «В стародавние времена в окрестностях села Волов Макарьевского уезда обитали паны, люди крупного сложения, всю жизнь проводившие в разбоях. Кладоискатели в курганах на берегу реки Ломны и в самом деле находят костяки больших размеров, оружие и различные металлические украшения. Говорят, что при костяках не встречаются ни крестики, ни другие священные изображения.

Жители села Дороватова рассказывали, что паны - это не нашей веры люди, которые когда-то в старину неожиданно и неизвестно откуда появились в лесу близ деревни Оксенова, в пяти верстах от села. Они нападали на жителей соседних деревень, отнимали у них имущество, уводили скот и убивали много людей.

Местные жители несколько раз пытались разогнать шайку панов, но не могли одолеть их потому, что те были хорошо вооружены и очень сильны. Пришлось бы много бед потерпеть от этих панов, если бы не нашелся сметливый человек, который присоветовал напасть на них с оглоблями и дубовыми полозьями. Так и сделали: панов перебили, а трупы их бросили в озеро, которое и доселе называется Паново...»

Согласно другой легенде,  «Около Идского городища, Чухломского уезда  есть поляна с признаками бывшего здесь жилья под названием «Панщина», где жили какие-то панки, которые занимались звероловством и рыболовством».
По материалам археолога Бориса Жукова, древнейшим памятником жизни человека в Ветлужском крае является «Паново Городище», расположенное близ села Рождественского Шарьинского района. Оно имеет возраст свыше 4 тысяч лет. Там тоже есть озеро Паново. Понятно, что в тех краях и в то время никаких поляков и помине не было.

Волоты везде и всюду

По мнению Василия Смирнова, образы панов можно соотнести с мифологическими портретами богатырей-волотов. О волотах в Буйском уезде был записан рассказ: «Близ именья Г. Н. Глаголева «Ивановское» есть Волотовы горы... они, по преданию, накопаны были жившими здесь великанами по имени Волоты. Они были так велики, что, занимаясь кузнечным делом, передавали друг другу топоры на другой берег реки».Есть и много других местных названия, напоминающие о волотах – деревня Волотово Буйского района, озеро Волотовское под Костромой, поселок Волотово в Ивановской области и другие.

Так, близ разъезда Корега Северной железной дороги, по направлению от Буя к Ярославлю, краеведом Павлом Друлисом в свое время была обследована группа курганов под общим названием «Волотовы горы». Один из этих курганов «Волотиха» или «Волохов курган» расположен на левом бере¬гу реки Корега между деревнями Ястребово, Ивановское и Тимошкино.

Сохранилась легенда, переданная Павлу Друлису старым пас¬тухом, пасшим овец на кургане, покрытом зарослями (осины, березы) и старыми пнями:  «Тут лежит богатырь,  волхв, волох, силы он был громадной: свой топор бросал за десять вёрст, за  Солонину,  рёбра он имел как восьмисанный полоз».

Ночные огоньки пугают

В Фурмановском районе Ивановской области есть Волотова гора. Она имеет правильную «курганную» форму. С двух сторон гору окружают невысокие деревья, третья сторона омывается рекой Шачей, а четвёртая имеет как бы небольшой вытянутый «лоб», напоминающий засыпанный землей и заросший «вход» внутрь кургана. Долина Шачи здесь ровная и только Волотова гора «не вписывается» в окружающий пейзаж, поднимаясь на  3,5 – 4 метра.

Местные жители называют это место «нечистым». Они считают, что под курганом зарыт великан или богатырь – Волот. Существуют множество разных легенд, так или иначе связанных с тем, что в кургане спрятаны какие-то сокровища, которые никто до сих пор не смог найти. Но тем, кто найти их пытался - сильно «не везло» в дальнейшей жизни.

Среди местного населения бытует легенда, что в шестидесятых годах прошлого века археологи обнаружили здесь древнюю усыпальницу, но факт сей скрыли. Про таинственное захоронение до сих пор ходит немало слухов.

Фурмановские краеведы полагают, что в древние времена здесь, на берегу реки Шачи был огромный ритуальный комплекс. Считается, что когда - то на этом месте стояла деревня Мокошкино. Есть мнение, что название это как-то может быть связано в честь языческого божества Мокоши.

В целом, все сохранившиеся до наших дней предания о горе можно сгруппировать по сюжетам:
1. «Огоньки на кургане по ночам»;
2. Странный (дурной) запах, выход газа поверхность;
3. «Нечистое место» людей здесь охватывает непонятный страх и волнения;
4. На горе не поют птицы, и нет никакой живности;
5. Клад и сокровища, спрятанные в кургане;
6. Могила великана Волота (богатыря).

Исследователи не успокаиваются

Фурмановские краеведы Лев Ульев и Андрей Воробьёв изучают Волотову гору или Михайловский курган, как он именуется на археологических картах, уже много лет. И они тоже рассказывают, что за время изучения памятника и его окрестностей много раз сталкивались здесь с проявлением аномальности. Неожиданно пропадает мобильная связь, начинают «врать» различные приборы, меняется восприятие реальности.

На вопрос - почему курган назвали Волотовой горой, Лев Ульев предлагает собственную версию: «Когда мы плавали по Шаче, то останавливались на ночевку у кургана. В низине, да еще в речной петле туман подолгу держится над руслом. Тогда мы выяснили, что если развести костёр рядом с курганом, то стоящий на его вершине человек в тумане и дыму, подсвеченными огнем, предстает для наблюдателей, находящихся поодаль, действительно великаном – былинным волотом».

По большому счету, археологические изыскания на Волотовой горе не проводились – трудились там, в основном, кладоискатели. Поэтому это странное место на Шаче еще только ждет своих исследователей.

Там был огромный след

Так были или нет исполины, богатыри на земле русской в стародание времена? Или это лишь плод фантазии аборигенов северо-востока Руси, а затем и пришедших сюда славян?

Между тем краевед из Шахунского района Нижегородской области (имеет общую границу с Поназыревским районом) Олег Козырев вспоминает:
 - Впервые историю родного края я «увидел» на раскопках так называемого Веселовского могильника. Было жаркое лето 1957 года. Деревенские ребята рассказали мне об археологах, раскопавших, по их словам, могилы каких-то древних богатырей, таких великанов, одна бедренная кость которых, право, не меньше двух метров.

Мы побежали в Вороваткино. На крутом песчаном берегу Какши, сразу за которым тянулась сосновая боровинка, работали археологи, зачищая лопатками и кисточками аккуратно обтёсанный раскоп. На дне его лежал нарисованный, как мне показалось, коричнево-красной охрой силуэт человека.

Нам разрешили спуститься вниз (раскоп был намного шире обыкновенной могилы, но не так глубок). Тут-то я и увидел, что красивый по колориту коричнево-красный рисунок на жёлтом песке - это и есть археологический след человека, оставленный им в истории. Он был огромный.


Рецензии