Тульский Икар - часть 3

К октябрю Братан соорудил, сварил, слепил, изготовил, сконструировал, создал
что-то среднее между самолётом, вертолётом и аэропланом своё, не похожее ни на что, детище.
Стояла сухая, ясная погода, когда он решил сделать пробный полёт.

Рано утром он открыл свои незатейливые ворота. Перед домом был большой луг с уклоном к речке. Сильно не придётся напрягаться, чтобы столкнуть самолёт с места, стоит только снять колодки и немного подтолкнуть.
По такому торжественному случаю пришла Фрося с сыночком, соседи и сбежались вездесущие пацаны.
Братан надел старую кожаную куртку времён Отечественной войны, которую приобрёл по такому случаю на барахолке, лётный потёртый шлем, подаренный соседом, сел за штурвал и дал команду трогать.
Все поднатужились по команде, упёрлись, кто, где мог в самолёт, и покатили его
за ворота. Мотор загудел, закрутился пропеллер, самолёт покатился под горку, набирая скорость. Братан не жив, не мёртв от неожиданной скорости самоделки, ухватившись за штурвал, с ужасом смотрит, как мимо пролетает земля. Уже речка близко...
Все замерли, наблюдая за самолётом...
— Если ткнусь в речку носом, то всё пропало! — роились мысли в голове у Братана, волнение перехватывало горло. Он осторожно потянул рычаг на себя, и самолёт подняло. Он стал набирать высоту. Поднялся уже выше телеграфных столбов, потом ещё выше и стал парить над землёй, кружить над лугом, над домами, над толпой
людей, которые что-то кричали, махали шапками...

Он хотел было пойти на большой круг, как вдруг услышал в своих приборах свист, шум, шорох, потом через детектор прорвался голос:
— Кто летает? Очистить воздух! Идите на посадку!... — дальше
было не разобрать слова на х…, на м…, на д...
В аэропорту переполох. Радары уловили неопознанный летающий объект, который кружит почти на одном месте недалеко от военного аэродрома. На некоторое время самолёт Братана пропал с экрана, диспетчеры вздохнули с облегчением. Но что это было — не могут понять.

Скоро должны вернуться с учений военные самолёты, а тут на экране опять появилось НЛО. Руководству докладывают, что пилот не отвечает, не идёт на контакт. А как Братан ответит, если нет обратной связи и сесть не знает, куда и как. Скоро горючее кончится, постоянно идёт сигнал: «очистить небо»... Братан совсем
потерял ориентацию и полетел в поле. Если падать, то на чистом месте.
 
В аэропорту подняли по приказу два самолёта ПВО, узнать, что за НЛО появилось
на экранах радаров. Подлетели они к Братану с двух сторон и повели его к запасному аэродрому на посадку. Медленно, с трудом, но сумел посадить Братан
свой самолёт на лётное поле. Его там уже ждала целая лётная бригада.

Каково было удивление, когда из этой летательной самоделки вылез не юнец какой-нибудь, а одноглазый мужик с улыбающимся лицом, а голубой глаз, как звезда Вифлеема, так и сиял от радости.
Лётчики грохнули от смеха:
— Левша воскрес! — а Братан обнажил свою седую голову и хохотал вмести с ними.
НЛО у Братана отобрали и взяли подписку, что он больше не поднимется в небо. Он, не пререкаясь, подписал все бумаги, которые ему дали. Заверил их и письменно и устно, что летать не будет.

Домой он возвращался победителем.
— Вопреки всему я всё-таки сумел подняться в небо! Пусть недолго, но летал!
и все это видели! Даже лётчики были в восторге, когда я вышел из самолёта, они радовались, как дети, — так думал Братан, шагая по улицам своего города.
Ему улыбались, кивали головой знакомые, обнимали друзья, а у ворот его ждал
рыжий кот Лемур.
— Ждёшь, бедолага! — сказал он коту. Тот поднялся и пошёл за ним в калитку, путаясь под ногами. Братан не предполагал, что его ждут и в доме накрыт праздничный стол. Его ждали: жена Фрося, сыночка и дед Пётр с женой. Братан подхватил сыночку на руки, подбросил под потолок и, смеясь от радости, сказал:
— Лётчиком будешь, сынуля!
Праздник длился до самого вечера. Морда у Лемура стала ещё шире. Казалось, что
он тоже счастлив и улыбается вместе со всеми.

Святая мечта Братана сбылась. Он с гордостью и любовью смотрел на жену и сына:
— Теперь они от меня не уйдут!


                ПОСЛЕСЛОВИЕ

Описанные события происходили в семидесятые годы прошлого столетия.
До девяностого года из аэропорта «ТУЛА» летали быстрокрылые лайнеры. Каждый день поднимались в небо гражданские самолёты.
На Тульской земле рождались будущие лётчики.
В 1941—1944 годы на военном аэродроме базировалась эскадрилья «Нормандия — Неман». Как же попали в Тулу лётчики страны, которая воевала против России
в 1812 году, а в 1853—1856 годы проливала русскую кровь в Крыму?
2 декабря 1942 года, после длительных дипломатических переговоров, шестьдесят лётчиков и техников «Сражающейся Франции» прилетели из Ливана в Иваново и начали осваивать советский истребитель Як-1.

104 дня французы учились летать в русском небе, а 22 марта 1943 года вылетели
на фронт. Они приземлились в двадцати километрах от Калуги на полевом аэродроме Муковнино, а уже 24 марта совершили свой первый боевой вылет по маршруту
Сухиничи — Козельск — Перемышль — Калуга. С этого дня был открыт счёт победам французских лётчиков в русском небе.

К концу войны у них было 5000 боевых вылетов и 869 воздушных боёв. Было уничтожено ими 368 вражеских самолётов. Четверо лётчиков — Марсель Лефевр (посмертно), Марсель Альбер, Франсуа де Ла Пуап и Жак Андре — стали Героями Советского Союза.

В ноябре 1943 года поступил приказ о передислокации французской эскадрильи в Тулу, где этому подразделению суждено было стать авиаполком. По официальной версии, союзники были направлены в тыл на отдых и освоение нового самолёта Як-3. Но подоплёка этого маневра была более глубока и даже человечна. Дело в том,
что к этому времени, сбив целую кучу немцев, сами французы потеряли столько боевых товарищей, что лучший друг авиаторов, усатый и грозный отец лётчика Василия Сталина, стремительно кинулся на спасение эскадрильи, приказав убрать её с убийственной передовой в тихую тыловую Тулу, где они начали выполнять функции авиации противовоздушной обороны.

Здесь в тульском Заречье, французы пробыли до 5 мая 1944 года, и авиаполк вновь был направлен в самое пекло боёв на завершающем этапе второй мировой.
«Нормандия» закончила войну в Прибалтике и вернулась в Париж на подаренных Сталиным самолётах.

Девяностые годы внесли свою корректировку. Закрыли аэропорт. Перестали летать гражданские самолёты. Они медленно умирают в чистом поле, зарастают бурьяном лётные полосы аэродромов. Не поднимаются в небо и военные самолёты.
Здание аэропорта продано частному владельцу и переоборудовано это огромное
здание под универсальный магазин «Пенаты».

И тульский «ЛЕВША» уже в небо не поднимется — не престижно!
Как вы думаете: будут ли ещё когда-либо рождаться на Тульской земле не банкиры и олигархи, а одержимые люди со святой мечтой Икара?


Рецензии