Загадка загадки, или думай, думай и гадай, лучше г

В народной речи, загадать означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо известное для решения. Загадка возбуждает любопытство своим скрытым смыслом. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине» Предмет, который загадан, «лицо» скрывается под «личиной»- иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Иногда загаданные предметы изображены посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается. Загадки такого типа – развернутая метафора.
С некоторых пор в исследовательской литературе получило распространение мнение, что загадки- это как бы свод знаний и сведений народа о внешнем мире, что загадки составляют своеобразный курс  народного «мироведения». Основное назначение жанра загадки в том, что она развивает в человеке догадливость,  сообразительность. Загадывается загадка, вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Другая важнейшая функция «загадочного» жанра в том, что загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях «Не князь по породе, а ходит в короне»- в этой загадке о петухе описание умалчиваемого предмета  сочетается с его поэтизацией. Именно загадка, как фольклорный  жанр ставит своей специальной целью развивать у человека поэтический взгляд на действительность. Таковы были функции загадок в эпоху средневековья и в новое время. Если, дать определение загадки, то загадка- это поэтическое замысловатое описание какого – либо предмета или явления,  сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность. Интересен вопрос истории рождения загадки. Не без оснований принято связывать происхождение загадок с так называемой условной речью, речью околичностями во время особых положений, когда человек, по  существовавшим понятиям и представлениям или просто в силу особых жизненных обстоятельств, не мог назвать вещи и явления своими настоящими именами. Например первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной речи, был убежден, что скрывая свои приготовления, не называя зверей и орудий охоты, не дает возможность зверям узнать об опасности и тем самым обеспечит удачную охоту. В более современное время иносказательная речь применялась в свадебной речи в стремлении скрыть происходящее от черных сил. Условные названия переходили в загадки. Большинство дошедших до нас загадок относится к эпохе, от которой сохранились письменные памятники. Эти загадки положили в свою основу реалистическую образность.
Жанр загадки привлекал внимание крупнейших русских и зарубежных ученых. История загадок прокладывала тернистый путь. Об отношении правящих классов феодальной Руси к  загадкам говорит грамота царя Алексея Михайловича (16648 г.)     осуждающая тех, кто»загадки загадывает» , а загадывание загадок было приравнено к пению «бесовских» песен. Первые записи загадок были произведены в конце 17 века отдельными любителями народного творчества. Лишь во второй половине 18 века появилось несколько печатных сборников загадок. Этот жанр испытывал решительное воздействие «эстетики» классицизма- господствующего литературного направления. Вместо обычного описания предмета в загадке встречается иногда диалог, или речь от первого лица :»Кто меня сделал- не сказывает, кто меня не знает- принимает, а кто знает- на двор не пускает (фальшивые деньги) эта загадка из сборника В.Левшина (1773 г.)злободневна и сейчас. Особенно ценен сборник «Сто и одна загадка» (1790 г.) Составитель укрылся под инициалами Г.Б. тексты этого сборника и по форме и по содержанию ближе к народным загадкам, чем тексты В.Левшина, но все же и это было литературное творчество, а не фольклор, как и знаменитый сборник «Письмовник» Н.Курганова. На всем протяжении 40-х -50-х годов, загадки публикуются в различных губернских ведомостях, в специальных этнографических сборниках. Особенно их много становится в 60- е годы, в связи с обострением крестьянского вопроса.
Современные загадки, конечно отличаются от тех, стародавних, но суть и функции загадок те же. Вот современное определение загадки: «это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое- то, пусть и отдаленное сходство. На основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет»Современный народ смотрит на загадку как на простое упражнение ума
Загадки сегодня не только не потеряли актуальности, они просто необходимы. Особенно детям. Я как педагог и мать двоих детей, а теперь и бабушка двух внуков, уверена, что именно с помощью загадок наиболее эффективно развивать у ребенка логику, мышление, способность мыслить объемно и творчески. А их поэтическая напевность обогащает его духовный мир  Приведу несколько примеров детских загадок:»Раньше всех встает, Ку-ка-ре-ку-поет ( петух);
 «Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуд-
С первым снегом тут как тут» ( Снегирь)
«Белая звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.» ( Снежинка)


Рецензии