Истоки русской лирики. Стихи умиленные

Русская и западная музыка принципиально отличаются в своих истоках, в своих акцентах и приоритетах. К сожалению, сегодня у нас это понимание во многом утрачено. Мы плохо знаем свои корни. И не ценим ту самобытность, которая нам досталась по наследству.

Русская музыка в своих истоках не просто духовно-возвышенная, но и в условиях преобладания на Руси устного творчества служила нетленной бумагой, вечным носителем слова исповедального. Она изначально формировалась вне любого музыкального инструмента. Лишь распетое слово и человеческий голос, устремлённые ввысь, к самому Небу.

Неписанный обычай, исключающий использование инструментальной музыки в русском богослужении, имеет идейное основание в самом православии. Вокальная музыка — музыка натуральная, Божественная, а инструментальная – искусственная, подражательная. Изначальное превосходство тончайших красок человеческого голоса над любым музыкальным инструментом.

Сама русская певческая нотация (знаменный распев, невменная крюковая нотация) подчёркивает приоритет слова, которое опирается на музыку. Знаменная мелодия настолько срастается с богослужебным текстом, что по одному лишь рисунку мелодии, не читая текста, можно понять его содержание. Мелодия отражает не слова, а мысли и чувства, заложенные в них.

История профессиональной русской поэзии идёт не от XVII–XVIII века, не от Симеона Полоцкого, Кариона Истомина и Феофана Прокоповича, не от Антиоха Кантемира, Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Гавриила Державина...

Во второй половине XV века из древнерусской богослужебной музыки стало выделяться отдельное направление внелитургической духовной музыки: стихи покаянные (стихи умиленные). Особый вид авторских песнопений, древнерусского поэтико-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI–XVII столетия.

Песнопения назывались «стихи покаянны». Иногда уточнялось: «стихи покаянны, слезны и умиленны, чтоб душа пришла к покаянию». Слово «умиление» тогда означало скорбь, смирение. До XVII века то были единственные произведения русской профессиональной лирики. Колыбелью их стали русские монастыри.

Ранние списки стихов покаянных (напр., инока Елисея Вологжанина из Симонова монастыря) встречаются только в певческих крюковых сборниках, большинство из которых до настоящего времени не только не изучены, но даже не описаны.


Рецензии