Судьба. А жизнь продолжается

               
                Повесть

 А жизнь продолжалась. В школе Ася работала уже несколько лет. И несмотря на то, что никогда не мечтала стать учителем и в вуз поступила «случайно», да и приехала сюда тоже не «по зову сердца»…

Все было не благодаря, но вопреки… А вот в школе, как показала жизнь, она оказалась на своем месте.

Начала учительствовать в начальных классах. Два года работала в малокомплектной школе, где в одном помещении сидели за партами 40 учащихся, но они учились в разных классах: два класса сразу, 1 и 3, а в следующем году те же дети, но – 2 и 4. Не хватало двух учеников для комплектации целого класса, норма была 42 ученика, чтобы их разделить.

Но она как-то быстро освоилась и успешно работала. Когда приходила проверка, и проверяющие сидели на уроках, то они «диву дивились», как такое возможно.
Школьная жизнь захватила ее сполна. Кроме своих предметов, приходилось вести и другие, пару лет во вторую смену вела физкультуру, которая не была ей, молодой и здоровой, занимающейся туризмом, в тягость. В выходные она с ребятами совершала пешие и лыжные походы на окрестные озера.

Не было в школе и специалиста по рисованию(уроки изо), и ей, всю жизнь любившей рисовать, пришлось вести и эти уроки.

Кстати, дети любили эти уроки не меньше основных. Вскоре набралась группа ребят, пишущих и рисующих хорошо, и они стали выпускать школьную стенгазету.
После получения диплома о высшем образовании ее перевели в старшее звено, а еще через два года назначили завучем средней школы.

Когда стала вести уроки в старших классах, а там половина ребят оказалась из тех, кого она учила в начальных классах, то сразу же создали драмкружок.
Ася сама писала сценарии (чаще это были веселые «водевили» или сказки), сама ставила спектакли, в которых участвовали почти все ребята данного класса.
Эти представления все очень любили и с нетерпением ждали.

И все- таки, несмотря на такую занятость, свободного времени было больше, чем хотелось бы.

Любимым отдыхом были прогулки-бродить в окрестностях школы, где лес подступал прямо к зданию, а внизу в овраге шумно бежала неширокая речка, впадающая в красивое лесное озеро. О лучшем отдыхе в одиночестве пока и не мечталось.
В эти вечера вспоминались стихи Анны Ахматовой, словно написанные для нее:

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Окружающая природа завораживала в любое время года, и настроение искало выхода в поэзии.  Особенно она любила прогулки в лунные вечера, могла долго стоять и всматриваться в далекое и таинственное светило. Однажды появился такой «монолог»:

Под холодную луною
Околдована стою
И гляжу в печальны очи,
Наглядеться не могу.
Мне печаль твоя понятна,
Златоокая луна.
В этом мире необъятном
Вечно бродишь ты одна.
Светом землю озаряешь,
Миром властвуешь в ночи,
Мертвым хладом одеваешь
Думы тайные мои.

Дома записывала свои «сочинения» на магнитофон, который недавно купила, такой большой и тяжелый с двумя бобинами  и  «дикторским» микрофоном.

Во все времена года нравилась ей природа здесь. Но особенно зима очаровывала, насыщала своим морозным дыханием. С каждой прогулки она приносила не только хорошее настроение, но и очередной стишок:

Тишина звенит и стонет,
Осыпая с веток снег,
И в морозном зное тонет
Пешехода гулкий бег.
А мороз-то не зевает,
Ущипнув меня за нос,
Дерзко в шубу залезает,
Молодечеством хвалясь.
Не дает мороз покоя,
Греет удалью своей,
В спор вступился с тишиною
Скрипом валенок, саней.

Иногда свои стихи Ася «публиковала» в школьной стенгазете (своей газете!), подписывая их «Прохожий» или как-то по-другому. Писала на День учителя и другие праздники. Коллеги спрашивали:

- Кто сочинил эти стихи?
- Так вот же –написано – прохожий…

Так незаметно летели годы. Летом Ася всегда уезжала путешествовать по туристическим путевкам. Она уже не первый раз побывала в Крыму, в Бахчисарае; на Кавказе, в Приэльбрусье, в Абхазии, в Сочи; Прибалтике…В последние годы летала в Киргизию, с младшей сестрой, которая там работала во Фрунзе, отдыхали на Иссык – Куле.

Не сказать, что она всегда была одна. Были встречи, увлечения, дружбы, но всегда они заканчивались расставанием. Иногда они быстро забывались, иногда  они какое-то время тревожили воспоминаниями, но всегда – без сожалений и душевных травм.
Опыт былой любви, неудачного замужества – не забывался.

В новое не верилось… Все это было, было, было…
От всего этого она уехала на край света. Оставаясь одна со своими мыслями, книгами, стихами. И, казалось, так будет всегда!

                Продолжение будет!
 


Рецензии
Работать с классом, насчитывающем сорок детей, да ещё по разным программам, необыкновенно сложно. Я думаю, что в таком многочисленном классе учитель при всём своём желании просто физически не в состоянии контактировать с каждым учеником в отдельности, чтобы определить уровень его знаний, оценить его настроение и проблемы. И всё же, Анна, Вам удалось преодолеть всё трудности и добиться хороших результатов. Для директора школы Вы оказались бесценным сотрудником, поскольку вели не только свой предмет, но и физкультуру и рисование. Поистине многогранная и гармоничная личность!
С уважением и теплом,

Алла Валько   10.03.2021 02:01     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Алла. Ни контролировать, ни помогать индивидуально ученику в таком классе почти невозможно.Дай бог бы держать дисциплину. Поэтому в то время учителя много занимались после уроков и ежедневно проверяли тетради.
Были и плюсы... Если учитель пройдет такую "школу", то ему и дальше всё будет "по плечу." А ученики уже в ранней стадии учатся самостоятельности. Но издержки были, конечно, там и тут.
Спасибо, дорогая Алла, за интересованное чтение.
С теплом -

Анна Алексеевна Золотовская   10.03.2021 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.