По следам Блока

         добавление к http://www.proza.ru/2017/11/28/483

  Блок в своё время оказал на меня большое влияние. Это произошло уже в зрелом возрасте. Я и до того, изредка писал стихи, но не сопоставлял такую поэзию с классикой и не считал своё увлечение более серьёзным, чем случайное баловство.
  Толстый том Блока мне тогда попался в библиотеке. Это не было избранное. В книге мелким шрифтом уместилось практически всё творчество Блока - и его ранние циклы стихов, и те знаменитые стихи, которые часто цитируют, и его пьесы, и поэмы.
  "Я шел к блаженству. Путь блестел росы вечерней красным светом..." завораживало своими красными оттенками, Пляски осенние удивляли самозаконченностью строф, которые вновь и вновь появлялись одна вслед за другой. Я впервые обратил внимание на то, как поэзия возникает и как она живёт. Мысли о том, как поэзия сделана, вместе с научно естественным интересом к этому делу пришли ко мне значительно позже.
  А пока я чувствовал себя как ворона на ларце с драгоценностями. Выхватывал сначала то, что казалось наиболее блестящим, а потом перебирал и всё остальное. И до меня стало постепенно доходить, что поэзия не может быть ограничена избранными, пусть и наиболее значимыми произведениями автора. Очень важно всё остальное - те закоулки и мелочи, которые приводят автора к его вершинам. Более того, то что кажется читателю "мелочью", таковой для автора не являлось.

  Шахматово находится недалеко от Москвы, и я как-то съездил туда на велосипеде. Усадьба Блока тогда еще не была восстановлена, в конце дороги лежал только валун, на который в один из воскресных дней осени забираются поэты и читают стихи. В достаточно первозданном и живописном виде были и окрестные деревни, поэтому мир Блока можно было представить лучше, чем сейчас. Я искупался в речке Лутосня, где был сильно покусан слепнями. В общем, впечатлений набрался.

  В Москве вблизи метро Парк культуры находилось любопытное издательство, руководимое известным блоковедом Станиславом Стефановичем Лесневским. Вот тут - http://www.ug.ru/guest/126 например о нём есть кое-что. Издательство это было как раз по пути во ВНИИ глазных болезней, где я подрабатывал, обслуживая и ремонтируя офтальмологические приборы. Движимый любопытством, я дважды заходил в это издательство. Познакомился и с Лесневским, и купил два прекрасно оформленных тома, посвящённых раннему творчеству Блока. К сожалению, издательская серия так и ограничилась этими двумя томами, потому что в это же время вышло полное академическое издание Блока - книги, которые С.Лесневский, улыбнувшись, назвал "кирпичами". И в самом деле, в этих томах недоставало репринта, фото, комментариев современников и многочисленных биографических фактов. Не доставало того блоковского духа, которым были наполнены те две книги, которые мне посчастливилось приобрести.

  У Блока конечно есть чему поучиться. Первый стих, который зацепил меня - "Пляски осенние". Очень характерное для Блока оформление отдельных строф в маленькие законченные произведения, как колокольчики - позвенит один, позвенит другой. Совершенно великолепные повторы в раннем "Я шёл к блаженству, путь блестел..." и в этом "Дым от костра струёю сизой струится в сумрак, в сумрак дня...".
Переходящее на восклицания в конце "На серые камни ложилась дремота..."
"Над озером" - шедевр, правда я не совсем уверен как трактуется текст - ритмическая проза? Его "Соловьиный сад" с восхождением к строке "Я окно распахнул голубое" - и казалось бы чтО в этих словах? И тоже обособления строф, читаемых как набегающие и отступающие волны.      

  Творчество А.Блока оказало большое влияние на его современников и на последующие поколения поэтов. Темы Блока возникают и в современных стихах. Тем самым его творчество не закончено, а как бы продолжается и развивается.

Укажу на стихотворение Бориса Фэрра "Незнакомец" - http://www.stihi.ru/2010/06/29/1015
и приведу несколько своих стихов, написанных в разное время:

       ***

       " Холодная черта зари ..."
       А.Блок

Смеркается, в природе остаются
Роскошные два цвета - белый снег,
И купол холодеющего неба
Над рыжим от листвы осенним полем.

Сосна,
       и иглы рыжие рассыпаны под ней,
Трава,
       И хруст шагов, звучащих так печально,
А дальше -
       Рыжий свет оранжевых огней
       и Ярославское шоссе чертой горизонтальной.
____________

    средь дымных пятен

Светлозелёный цвет омыт дождём и чист,
Как чист и свеж на нём, весь в каплях, цвет сирени.
Из века позапрошлого на лист
Ложится этот цвет, ложатся эти тени,

Которых нет под пасмурной каймой,
Где "неба осветлённый край" по-прежнему так ясен,
В родимой стороне, во влаге дождевой
Весенний сад опять и светел, и прекрасен,

И в дымных пятнах мокрый небосклон,
И яблони осыпали свой цвет
Под шум дождя - пришёл большой циклон.
Сто лет прошло. Прошло почти сто лет...

                24.5.2009
____________

       "В густой траве пропадёшь с головой..."
       А.Блок

Будет длиться, и длиться, и длиться ещё
Теплых дней голубая отрада.
На опушке трава, в ней сидеть хорошо,
И идти никуда мне не надо.

       На еловой коре растопило смолу
       Из блестящих и маленьких точек.
       Муравьиными тропками вверх по стволу
       Пробирается жук-древоточец.

На земле между жестких кореньев - тепло,
Смятый мох и упругая хвоя.
И дрожит, и пылится большое стекло,
Дышит ясной лазурью и зноем.

       Вместе с шелестом трав до меня добралась
       Охватившая ленью истома.
       И разляжемся вдоль, и надышимся всласть
       Разнотравием летнего дома.

В небе будто окно распахнул ветерок,
И все листья приходят в движенье.
Шум листвы и вдали - стрекотанье сорок,
Как живое его отраженье.

       Лишь головки цветов, да стрекозы вокруг,
       Пальцы рук - как живая ограда,
       Что-то шепчет и шепчет застенчивый друг,
       И идти никуда мне не надо.
__________

    Октябрьские события 2007 года

Движенье неспешное в пробке совсем не мешает,
В автобусном кресле сидеть мне легко и уютно,
Двухглавые птицы с лазурного купола вдаль улетают,
Навстречу машин очень мало, но много попутных,
Над прудом с холодной водою видны две фигуры,
И ивы и липы - в осеннем прозрачном наряде,
Изогнутый верх фонарей - жестяная скульптура,
Веселенький трактор, везущий в ковше что-то сзади.
Случайной волною хаос подгоняя неспешно
Течение дня "в сумасшествии тихом" разлилось,
Все это уж было - Вы вспомните Блока конечно,
Но как хорошо, что Великой Беды не случилось!

--
написано с натуры у Борисовских прудов в режиме on line, по принципу - что вижу, то и пишу. Хорошо, что автобус шёл медленно, стихи за ним успевали.
Аллюзия на стихотворение А.Блока "День проходил, как всегда: в сумасшествии тихом..."
===========================

Было бы интересно продолжить эту подборку и насобирать ещё. Кое-что можно найти на сайте стихи.ру. Но может быть кто-нибудь ещё что подскажет.


Рецензии
Спасибо Вам за такое трепетно-бережное чувство к великому поэту. В юности я зачитывалась его стихами и мне казалось, что "Скифы" самое лучшее из написанного о России, а "О, весна без конца и без краю ..." , вообще, про меня.
И благодарю за поддержку.
С уважением, Ирина

Шеина Ирина   07.10.2023 01:32     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам. Рад встрече с любительницей стихов Блока. Творчество великих поэтов неотделимо от их личностей. И то и другое достойно изучения и любви.

Дмитрий Маштаков   08.10.2023 07:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.