из невидимого присутствия

Как я отношусь к высшему образованию?

По-разному.

Во-первых – в самом, что ни на есть, прямом смысле. Ведь оно у меня есть… Настоящее – пройденное и незабытое. С подтверждающим официальным документом. С приобретением одной из самых не только древних, но и интереснейших профессий в мире.

Во-вторых (как будто бы – во-первых) – в творческом понимании. С огромной и, пусть капельку наивной, (какая бывает очень редким явлением у взрослых) – любовью. Естественно – с великим уважением… Я бы даже думала – с самой высокой нотой этого самого названного чувства… -  если бы не одно «НО».
 
НО, китайцы умеют уважать так, что я удивляюсь и восхищаюсь их этому величайшему из умений с того самого времени и навсегда, как сформировалось у меня в голове, не иначе, а в партийный лозунг: «Уважать нужно то, что присуще тебе и именно тебе по-настоящему принадлежит».

Кульминация приобретения профессии всегда происходит в день торжественного вручения дипломов, так называемого профессионального совершеннолетия или – совершеннолетия в профессии.
 
Этот день стал одним из лучших моих творческих работ по фоторепортажу, который в собственной жизни предоставляет тебе настоящий шанс, одну единственную возможность сфотографировать любого и, почти из всех твоих, преподавателей. Но, что ещё эксклюзивнее –  тебе и самому можно было рядом с ними запечатлеться.
По факультету, - даже в том далёком  (для массово-доступной фототехники) 2005-том, то и дело мелькали фотовспышки, как на самом, что ни на есть, многолюдном саммите в мире.
А, чтобы подтвердить международный статус, я попросила на свой фотоаппарат сделать фото с выпускниками из Китая. Хотя, если честно, это они попросили:

- Фото… с нами… ты оТень похожа на китайку… (на Цыпу, Цыпу Дрыпу или Цыпу Дрыпу Лимпопоне? – тут я уж не стала уточнять).
- Потом назову фотографию – «европейские китайцы». - Засмеялась я. Что очень было кстати, ведь не пришлось говорить «сыр»  с «американским акцентом».

Но фото, как оказалось, получилось не совсем европейским, а как раз таки тонко по направлению нашей тематики романа – «made in …CHINA».

На самом выпускном вечере, в кафе «Автограф», китайцев с нами не было. Возможно, потому, что не я организовывала, а возможно, не было такой международной договорённости. Но они всё таки где-то же были?
И уж точно и обязательно в этот день, как и все выпускники, праздновали до рассвета. Каждый, как вообразил и смог своё собственное воображение реализовать.

Гран-при в номинации «дипломированный специалист» – в любом случае получил «…ЭЙ».
Не удивляйтесь. Потому, как китайцы умеют выделяться даже не с миллионной аудитории, а –  с миллиардной.
Представьте себе, что на выпускной к «…ЭЮ» прилетели его родители.

И мало того, что это единственные родители, кто самолично присутствовали на вручении дипломов, так ещё «…ЭЙ» настойчиво решил меня с ними познакомить.
И эта настойчивость, как вы уже поняли, была слишком убедительной, чтобы её проигнорировать. Хотя, признаться, не очень-то и хотелось… игнорировать. Ведь ход жизненной истории каждый выстраивает индивидуально и по своим желаниям.

- Привет….
- Как дела?-Нормально.-А у тебя? – В одно предложение ответила я, но засмеялись мы вместе, как по команде.
- Ко мне прилетели родители.
- Из Китая?
- Да… конечно… – Впервые, за пять лет учёбы, сконфузился «…ЭЙ». - А откуда?
(Вот именно, откуда должны были прилететь родители китайского студента?)
- Вот это да!
- … - Мой друг удовлетворённо заулыбался. – А твои?
- Нет.
- А почему?
- … - А мне впервые в жизни было так трудно ответить на, казалось бы, слишком простой вопрос «Почему?» – Наверное, у нас это «пока» (хоть и очень давно) ещё не принято.
- Мммм. – Видимо, не поняв ответа, мыкнул мой друг. – Я хочу тебя познакомить.
- С кем?
- С родителями.
- Меня?
- Ну, да.

В этот момент моё лицо, скорее всего, стало в цвет китайского флага. Но почти  тут же – всё быстро отхлынуло.  Ведь тогда на моём пальце было «уже?» или «ещё?» обручальное кольцо. Мне вдруг дошло, что познакомить с родителями в Китае, - это совсем не значит сделать тебе предложение. А, например, оказать тебе знак уважения.
И от этого вдруг стало так хорошо. Ведь прекрасно, что есть на Земле ещё люди, которые верят в дружбу между женщинами и мужчинами. Ведь дружба – это согласование души. А душа понятия не имеет об этих всех условностях: возраст, пол,  язык общения. Дружба между людьми, как любое другое чувство  – оно или есть, или нету.

Вот признайтесь честно, неприязнь к человеку, разве выбирает себе объект по названным параметрам? Конечно же, нет. Так ведь так и всё остальное, что мы называем «… из невидимого присутствия» – эмоции, темперамент, характер, чувства.
«Оно есть или его нет». -  И это единственное определение всему бесконечно настоящему.

возвращаясь на место событий

К этому моменту родители «…ЭЯ» стояли рядом.
Я по своей привычке (генетически приобретённой от отца) протянула им руку. И они не удивились, - что удивило меня, и крепко её пожали. А потом что-то говорили своему сыну, что он перевёл как:

- Ты красивая. Ты им понравилась.

Далее он попросил сделать фото.

Выпускной стал последним днём нашего общения.
Тогда ведь всё ещё не было электронной почты (в нашей столице)… Или была, но мы о ней ничего не знали.

Возможно, потому, что отыграли свою роль в нашем студенческом сериале.

А возможно, когда-нибудь мы с «…ЭЕм»  ещё обязательно встретимся. Где-то, когда-то, пусть даже на Великой Китайской стене. И конечно же, не узнаем друг друга.
Ведь, чтобы узнать человека в маске(?), нужно, как минимум, быть её частью.


Рецензии