Посреди океана. Глава 134

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из Сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у Сада Едемского Херувима в пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:22-24)

"...вот Адам стал как один из Нас..." Значит ли это, что достиг уровня богов, как и было обещано змеем?
"И рече Бог: се, Адам быть яко един из Нас, ещё разумети доброе и лукавое: и ныне
да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и быст и жив будет во всех."
Жить он будет вечно, пока существовать будет род человеческий на земле, или душа его, вдохновлённая Богом, никогда не умрёт? Или имеет место быть и то и другое?

Но как бы там ни было, Адам сам выбрал себе судьбу, пожелав получить то, что получил, вопреки Божьему запрету вкушать плодов добра и зла с древа жизни...он их вкусил. И теперь уже Богу ничего не оставалось, как вручить душе человеческой то, чего она пожелала, хотя, по мнению Господа время ещё для этого не пришло. Но желание
человека исполнилось.
И Господь не противоречил и не наказывал за то непослушного сына своего. Уж если он захотел стать на один уровень с богами, когда дух повелевает над материей; когда дух, "вдунутый" Всевышним в существо под названием человек, поселился во внутреннем мире его, чтобы вознести над землею, позволяя господствовать над всеми на ней живущими, в том числе и над змеем, питающимся "прахом" и ползающим "чревом по земле"... И господство это вручалось человеку отныне и навсегда полновластно, без надежды на вмешательство и помощь Свыше. Ибо Адам сам, без позволения на то Отца пожелал вкушать плоды добра и зла, чтобы господствовать - творить, созидать, беречь и защищать всю землю и живущих на ней, вместо Господа Бога, Который внешне оставил сына Своего, но поселился внутри. И насколько тот будет верен Ему, как будет прислушиваться к Его голосу, зависело теперь только от самого человека. Несмотря на то, что  душа его, она, хоть и Божья, но на тот момент не созрела в достаточной степени, ибо эпоха Иисуса Христа ещё не настала...
Вот и вышло так, что Адам своим нарушением запрета Божьего сам выбрал себе судьбу, устремившись душою своею несовершенной на землю в желании жить в новой вожделенной для него ипостаси, уподобившись богам, стать хозяином жизни на земле; чтобы, будучи вдохновленным Божьим дыханием, душой, господствовать, творить и созидать, вкушая плоды добра и зла - вечно. И от того, как совершенствоваться будет его душа, постигая уроки земного бытия, зависело бессмертие этой души - жизнь вечная не "кожаных одежд", которые материальны и в "прах" уйдут, а духа, обитающего в храме внутреннего мира человека.
Именно господствовать отправил Бог на землю Адама; господствовать духовно всегда -
вне времени и пространства. Ибо назначение ему Господне отныне - простирать руку свою... Это и есть путь к Божьей Любви, к которой должна была прийти сквозь "тернии
и волчцы" душа человеческая.

ПРОСТЕРЕТЬ - ПРОСТИРАТЬ(Ожегов): 1. Протягивать в каком-н. направлении (устар.)
Протягивать руки вперёд. 2. перен. Устремлять, направлять (книжн.) Далеко простирать свои требования.

Простереть руку где, как не в воздухе? ВОЗ-ДУХ.
Человеку Бог предначертал РУКО-ВОДИТЬ: господствовать над землёй - беречь и защищать, возвышаясь над всеми живущими, над всем необъятным планетарным пространством. Именно возвышаясь, приближенно к Творцу, Создателю, Отцу, для проявления своей духовной силы над суетою сует материального мира, побеждая свои греховные слабости, чтобы не позволять коварному змею жалить в "пяту" своим грехотворчеством. Именно возвышаясь, а не принижаясь до земного "хождения чревом" по "праху"...
Такова судьба человека, его земная доля - уЧАСТЬ, сЧАСТЬе, - которую он сам себе выбрал, обретя телесное воплощение своей новой, Божественной, души. Ибо захотел дорасти до уровня богов. Однако трудно быть богом. Но человеком, пожалуй, ничуть не легче, если даже не труднее.
"И выслал его Господь Бог из Сада Едемского"... Из духовной обители Божьего
Творческого Созидания в пределы земные для создания там человеком своего собственного созидательного творчества - своего духовного рая, на нейтральной полосе - между небом
и землей, между добром и злом, между промышлением Бога и "знаниями змея", между святым и грешным... Что возможно лишь, по-настоящему стремясь возвыситься до духовного уровня богов - до ЛЮБВИ в её самом высоком значении, которая и есть БОГ.

Путь к этому Господь указал в своих наказах и заповедях. Исполнять их и следовать им должен человек. И Херувим на востоке - где восходит солнце истинной веры и верности Богу - призван наблюдать, охраняя бессмертие духовной жизни души человеческой.
Херувим - один из высших ангельских чинов. Меч - символ оружия двойного понятия: жизни и смерти. Кроме того, меч - символ власти, правосудия, высшей справедливости; непременный атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства, Силы Духа.
Но в Писании упоминается не просто меч, а "Херувим в пламенный меч обращающийся".
Меч обращающийся то одной стороной, то другой - то жизнью, то смертью, при этом олицетворяя собой справедливость Божьего суда. И к тому же тот меч ещё и пламенный.
Пламя же, в свою очередь, олицетворяет собою духовную силу и озарение, воодушевление и просвещение. Пламя, огонь - символы горения жизни, одухотворенность сердца.
Однако горение, с одной стороны, может быть божественно-творческим, очищающим,
а с другой - демоническим и разрушительным. Пламя пожирает всё созданное и
возвращает его к первоначальному единству. Огонь олицетворяет истину и знания, поглощающие ложь, невежество, иллюзии, смерть, выжигая грязное. Крещение огнём - символичное очищение.
Херувим, в пламенный меч обращающийся, - Сила Духа, чистого и святого, встречающего души по окончании их земного пути для очищения от всего греховного, тленного, суетного, призванного определить, какой дальнейшей судьбы достоин Дух души человека, устремляясь
в созданный им самим рай и Эдем...

                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

После полдника Анзор заявился новый замок вставлять в двери нашей мойки.
Анька уже к этому времени ушла, и мне пришлось ждать, пока он закончит свою работу.
А "камбуз" ходил туда-сюда мимо и лопался от злости.
Анзор ковырялся в замке и болтал о всякой ерунде.

- Как там мой пумпончик? Присобачила его к моей шапке? - поинтересовался он, когда Валерка с пекарем подплыли как бы невзначай поближе к мойке, чтобы подслушивать и лопаться ещё пуще прежнего.

- Пумпончик твой готов. Осталось только к шапке присобачить. Но это дело минутное.
Можешь, если хочешь, прийти забрать.

- Ладно, приду, - обрадованно пообещал Анзор.


Я вернулась в каюту, а Анюта собралась идти мыться.
Пока она мылась, а я присобачивала пумпончик к шапке, пришёл грузинский гость. Да
не с пустыми руками. Принёс четыре консервные банки с кальмарами: две вручил мне за работу, а две Анюте - за красивые глаза, как он заявил, и положил их в её ящик,
чтобы я не покусилась.

- Попробуйте, - важно произнёс он. - Я потом вам ещё по три банки принесу.

И, усевшись на диван, стал примерять "чепчик с пумпончиком", который я уже успела "присобачить".
Вскоре вернулась Анюта. Пока она разглядывала дарёные консервы, прискакал
Юрка-сварщик. За своей кепкой, которую он вручил Аньке раньше, чтобы она вышила
якорёк над козырьком.
Якорёк был готов. Правда, он сильно смахивал на пьяного паука, о чём Юрка не
преминул тут же брякнуть. Мало того, что, в отличие от Анзора, даже за работу отблагодарить не соизволил, так ещё и охаял.
Анька сразу надулась. А сварщик, сообразив, что спорол глупость и обидел своим критическим замечанием вышивальщицу, стал лицемерно юлить и заискивать. После чего мастерски увёл разговор в сторону от якорька-паука и на пАру с Анзором стал уговаривать Аньку идти учиться в школу милиции, расписывая ей все выгоды, которые непременно свалятся на неё, как на лейтенанта милиции. Видимо, и Юрке, и Анзору хотелось видеть
в милицейских рядах своего человека, к тому же такого безотказного и подкупного.

Уговоры длились около часа. За это время сварщик захотел курить и ушёл.
А грузинский гость остался, чтобы на все лады и манеры примерять свой чепчик с пумпончиком. Оставшись чрезвычайно довольным, он так и сидел в головном уборе, не снимая.
С чепчика разговор плавно перешёл на то, что у Анзора со списыванием на берег всё
никак ничего не получается.

- Ну и ладно, - успокоила я его. - Что уж теперь списываться? Сорок суток каких-то осталось.

Он как будто бы только того и ждал услышать. И, обрадованный, стал рассказывать, что если сдадим груз до седьмого числа на базу, то по тысяче сто на пай заработаем. И что  он с Дедом поспорил. Стармех утверждал, что если успеем сдать груз, то по тысяче
триста на пай заколотим. А Анзор утверждал, что по тысяче сто. Уговорились на том,
что, если прав токарь, Дед поведёт его четыре раза в кабак по приходу. А если прав стармех, то Анзор поведёт его два раза в кабак. Почему такое неравноправие? Потому
что Дед получает два пая за рейс, а токарь - один.
Но я так думаю, что стармех специально наобещал своему бесценному специалисту всяких благ, лишь бы тот перестал егозить со списыванием. Потому что Деду и так не повезло
с Фейфицем, которого определили на "Лазурит" сварщиком по пятому разряду, но, как выяснилось, сгодился этот "специалист" только в трюмные. Хорошо ещё, что Юрку из
цеха перетащили в рембригаду, который кое-что кумекал в сварке. А тут ещё и токарь списываться придумал. Этого-то заменить уж точно было бы некем.

Тут опять прибежал Юрка и сказал, что Анзора Дед зовёт. Как говорится, лёгок на
помине. Однако грузинскому гостю жуть как не хотелось от нас уходить. Он неохотно
встал и, оттягивая момент ухода, решил напоследок поучить нас с Анютой, как лучше приготовить кальмаров, которых он нам принёс.

- Если делать салат, то промыть, залить сметаной, покрошить лучку. А если не салат,
то просто порезать и обжарить.

Наконец, Юрка утащил Анзора. А мы с Анютой пошли гулять "на улицу".
Стояли на кормовом мостике и смотрели на проходящие мимо суда; на добытчиков, работающих на корме... Бригада Котова сбрасывали по слипу ногами и деревянной
лопатой залежавшуюся на палубе рыбу.

На мостик поднялся капитан. Прежде чем повернуть в кормовую рубку, остановился и, глядя на нас с некоторой долей подозрительности, сказал:

- Ну что, дети мои от второго брака! Как бы вы не сглазили мне тут что-нибудь!

Ну как же! Мы ведь бабы - плохая примета на корабле! И специально припёрлись сюда, чтобы стоять и кликать беды да всяческие несчастья. Суеверия, видите ли, у них!..


За ужином матросы завели разговоры о том, что начальство головной базы своей дурацкой политикой обмана добились своего: люди с тралфлота бегут!
На "Козенковиче", несмотря на то, что судно визированное - только что после захода в Гавану, не хватает четырнадцать человек. На "Бирюзе", которая промышляет сейчас в Баренцевом море, девятнадцать человек не хватает. И там из-за этого рейс со ста
тридцати пяти суток сократили до трёх с половиной месяцев.

"Машина" потешалась над "камбузом", что они там только и знают - собачиться да лаяться; скоро, по всей вероятности, кастрюлями драться начнут.

Добытчики-котовцы всё допытывались, почему я загорать не хожу.
И Стёпа-рулевой им торжественно пообещал, что завтра специально меня разбудит в
четыре утра, чтобы я загорать спозаранку пошла.

Последним ужинал моторист Дашковский. Было уже полдевятого. Свободная от вахты публика на киносеанс начала собираться.

- Вам оставить чайник? - спросила я, убирая со стола, в то время как опоздавший поспешно расправлялся с котлетой.

- Убирай всё! Не спрашивай! - махнул он рукой.

- Убирай, убирай скорей! - завыступали киношники.
               
- Ну нельзя же человека голодным оставлять! - возмутились я.

- В море ещё от голода никто не умер, - успокоил меня дядя Федя, торопливо допивая компот.

- Ну и слава Богу! - отозвалась я.

Торопясь закруглиться с рабочим днём, бегом выносила ведро с объедками. Споткнулась
и полведра мимо трубы шурнулось. Боцман увидел бы - прибил на месте!


После ужина выкурили с Анькой последнюю сигарету из пачки Филимонова.
И разговорились о жизни. Странным образом ритуал курения словно бы раскрывает дополнительные возможности общения. Способствует выплеску доверительности. Разговор настраивается на интимную волну, вне зависимости от затронутой темы...
Сначала мы говорили о жизни, которую в книгах изображают. Потом о той, которая в действительности.
Анюта принялась рассказывать историю замужества её старшей сестры; о том, как муж
той сёстры в аварию перед самой свадьбой попал и как сложилась теперь их семейная жизнь. Если характеризовать коротко, то - никак: ни хорошо и ни плохо, ни холодно и
ни жарко, ни горько и ни сладко; скучно сложилась их жизнь.
Разговаривали мы долго и пришли к выводу, что жизнь - штука сложная, а судьба -
штука непонятная и даже провокационная...

Наговорившись вдоволь, мы улеглись, наконец, спать. Анюта вскоре уснула, размеренно посапывая в своём ящике. А я ещё долго ворочалась, укачиваемая волнами и размышлениями, всколыхнувшимися во мне после всех этих наших рассуждений о жизни и
о судьбе... И что это вообще такое - судьба?
Вот, говорят: твоя судьба в твоих руках. Человек - хозяин своей судьбы, он может повернуть её так или иначе, было бы только желание. Лишь от самого человека зависит, как сложится его жизнь; человек сам выбирает свою судьбу тем, что действует так или иначе, а не сидит, выжидая, не бездействует. Много чего навысказывало человечество на этот счёт... Однако всё это так...и не так. Смотря что считать судьбой.
Как раз-таки именно то, что от самого человека не зависит, собственно, и есть судьба.
А именно то, что человек родился: родился там, тогда, в этой семье, определённого пола, со своим характером, со своей внешностью... Со своей душой, наконец. Это же всё неслучайно. Потому что в судьбе случайностей не бывает. Ведь не просто же так каждое человеческое существо - сугубо индивидуально. Нет на всём белом свете другого такого,
с такими же папиллярными линиями на руках, с таким голосом, смехом, природными способностями. И такой другой души тоже нет. Похожих,может быть, множество. Но точно такого повторения в природе нет. Даже однояйцевые близнецы - люди совершенно разные. Их характеры, души, судьбы - тоже разные. И всё это от самого человека не зависит. Значит, так на роду написано, значит, так судьбой определено - родиться именно таким,
а не другим.
И в то же время, от того или иного поступка человека может зависеть куда и как
повернёт его жизнь. А может и наоборот, от того или иного поворота судьбы зависит,
как человек поступит...
Вот, к примеру, если не судьба нам с М. быть вместе, то зачем тогда эта самая судьба свела нас в одном классе? Зачем я помню всё до сих пор?  Почему не забываю? Отчего моя душа болит за него? Отчего на его пути встретилась именно Наташа, а не другая
какая-нибудь девушка, которую я бы и знать никогда не знала? Зачем её и моя мамы оказались знакомы, благодаря чему я узнала, что Наташа вышла замуж, не дождавшись
М. из армии? Зачем он в моей жизни до сих пор незримо присутствует? Даже здесь он
со мной постоянно... И тот сон. Он что, ничего не значит? Просто случайность, просто пустяк? И то, что я сейчас нахожусь здесь, посреди океана, на этой рыболовной посудине под названием "Лазурит" - это что, судьба или просто дурость, очередная моя блажь,
как считают родители? Но почему-то же обстоятельства сложились именно так, а не иначе... Могла бы ведь выскочить замуж, как Нинка. Или поступить в институт, где мне бы нравилось учиться, и меня увлекли бы какие-то другие перспективы...
Но я зачем-то оказалась здесь. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Хотя я никогда прежде и не предполагала такого поворота своей судьбы. Или, может, моя душа задолжала что-то в прежних жизнях? Например, барыней была когда-нибудь и за прошлое безделье приходится теперь пахать с утра до вечера без праздников и выходных? Эх, кто бы что-то знал?! Кто бы что-то подсказал...


Рецензии
Спасибо за тяжелый серьезный труд. Всегда немного завидовал тем, кто умеет писать в большом объеме и при этом качественно. Желаю вам не останавливаться, продолжать описание своего видения мира и людей в нем.

Вячеслав Раваев   21.07.2021 10:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.