Златовласка

… как вдруг потолок раскрывается и в гостиную на колеснице из сиреневых цветов и веток (от которых она и получила своё имя) спускается волшебница Сирень…   
***   
Люба, сидя за рабочим столом, машинально переставляла фотографии своей семьи. На одной из них был её брат. Рядом ходила дочка соседки по кабинету, Аня. Она загляделась на фотографию в Любиных руках.   
- Тётя Люба, кто это? – спросила Аня.   
- Это Алексей, мой брат.   
- Просто одно лицо с тобой! Какой красивый! Расскажи о нём!   
Люба вздохнула. Рассказывать об Алексее, да и вообще о Любиной семье – то же самое, что пересказывать «Санта-Барбару».   
Алексей развёлся с женой. Родственники не могут его понять. Его семейная жизнь была спокойной, зачем же ему понадобилось в один момент разрушить то, что складывалось годами? Сначала все думали, что  Алексей нашёл себе другую женщину. Но в том-то и дело, он никого не нашёл. Семья жила в большой квартире, сделанной из двух – на одной половине Алексей с женой и детьми, на другой – младшая сестра Любы и Алексея со своей семьёй. Сейчас Алексей перешёл на половину сестры, был у всех на виду. Это казалось ещё более странным. Хоть бы он разрушил первую семью, чтобы создать вторую, но Алексей ушёл в никуда. Его дети не хотят его знать. Люба часто забирает мальчика и девочку к себе, чтобы они отдохнули от домашних дрязг. Люба понимала, что её брат мечтает о большой любви, которой не случилось в его браке. Но любовь встретить трудно…   
Через какое-то время Люба, встретив Аню на работе, попросила отнести документы домой к Алексею - сама Люба никак не успевает.   
- Сейчас ему надо звонить в дверь справа, - предупредила Люба. – Там половина нашей сестры.   
Аня разыскала квартиру. Ей открыл дверь Алексей. В жизни он выглядел ещё прекраснее, чем на фото. Алексей принял у Ани документы.   
- Извините, что я это говорю. Тётя Люба рассказывала мне о вас… - начала Аня. – Я восхищаюсь вами и считаю, что вы всё делаете правильно. Я понимаю, что вы ждёте любовь, и вам мало этого брака, вам нужно чувство. Желание любви заставило вас отказаться от всего, что с вами было раньше. Ваши дети просто не способны вас понять.   
- Спасибо, - смутился Алексей. – Но я никого не виню.   
С той поры Аня стала частой гостьей в сдвоенной квартире. Она подружилась с детьми и ходила якобы к ним в гости, а на самом деле хотела видеть Алексея, забредала за ним то в коридор, то в кухню. Алексей жил монахом, знал только производство и дом, ни с кем не дружил на работе. Он не пил и не курил, просил сестру выйти покурить из комнаты в ванную. Сестра и муж не пожалели, что у них поселился родственник.   
 Люба всегда заботилась о семье. Её душевной щедрости хватало на всех. Люба идеальна во всём, она соответствует своему имени. Красавица с большими голубыми глазами и длинной золотой косой, традиционный образ ангела. Она светло улыбается, готова помочь всем в любой момент. Люба широко и плавно разводит руками, точно приглашает прийти под защиту в её объятия. В большой семье к Любе все обращаются за советами, она же мирит домочадцев после семейных разборок. Люба – словно милосердие, добрый дух дома. Раньше у неё был муж. Она жила вместе с ним и с сыном в квартире свёкра и свекрови. Не так давно Люба развелась с мужем, никто до сих пор не знал точно обстоятельств развода. Муж изменил Любе. Возможно, он разорвал отношения, возможно, муж хотел ещё что-то исправить, но Люба уже не простила его. В общем, Любин муж уехал из Устиновска. Она хотела перейти вместе с сыном к брату и сестре, но свёкор остановил её: «Любушка, что ты, ты по-прежнему наша дочка, ты о нас заботишься больше, чем наш раздолбай». Свёкор, пожилой мужчина, наполовину удмурт, ослепительно красивый, в душе любил невестку без памяти, это можно назвать влюблённостью. Разумеется, господин не занимался снохачеством, он просто восхищался Любой во всём. Нежная, трепетная Люба понимала его лучше, чем жена. Люба называла свёкра и свекровь папой и мамой. Она рассказывала: «Папа опять признался мне в любви», - и все улыбались в ответ. Потом Любин сын пошёл в армию. Она осталась втроём со свёкром и свекровью. Люба заметила. что свекровь недоброжелательно смотрит на неё. Тут как раз расстались Алексей с женой. Люба переехала в их квартиру, чтобы успокаивать родственников.   
Алексей младше Любы на год, сестра младше Алексея на три года. Сестру и бывшую жену Алексея зовут одинаково – Екатеринами. Чтобы различать их, бывшую жену Алексея называют Кэтрин, а его сестру – Катюша. Обе Екатерины – женщины в роскошном теле. У Кэтрин голубые глаза и светло-русые локоны до плеч. Она любит наряжаться и подбирать крупные украшения, всегда выглядит, как императорская особа. Кэтрин весёлая и живая, но может быть и надменной, хочет, чтобы семья прислушивалась к любым её желаниям. Ничего не скажешь, императрица. Кэтрин любит управлять семьёй по-царски, хотя в результате семья приходит к правильному решению благодаря незаметному вмешательству Любы. Катюша – кудрявая рыжеватая блондинка в очках, у неё зелёные с коричневым глаза. Люба, Алексей и Катюша – наполовину удмурты. Про Катюшу говорят, что она родилась рыжей, как типичная удмуртка. Катюша не обижается на дразнилки, смеётся над ними первая. Она любит посмеяться и порадоваться, хочет поднять настроение семье. В Катюше нет ни Любиного шарма, ни властности Кэтрин. Катюша просто рождена для радости.   
У Кэтрин и Алексея есть двенадцатилетние близнецы Эля и Влад. У Катюши и её мужа есть дочка Вероника, тоже двенадцати лет. Их старшая дочка Аня, похожая на Катюшу, живёт и учится в Петербурге. Когда в дом в первый раз пришла Аня, дочка Любиной сотрудницы, Катюша спросила, как её зовут полностью.   
- Арсения, - ответила Аня.   
- У нас тоже есть дочка Аня, она учится в Питере, но её зовут Анна, - объяснила Катюша. – Она дружит там ещё с одной Аней из консерватории, ту девочку зовут Агния.   
Каждая сестра Алексея хороша по-своему. Катюша с её простодушным мужем – идиллическая пара, которой важен их союз, и они счастливы только семейным счастьем. У них есть нехитрые домашние радости, Катюшин муж обеспечивает семью, а Катюша обустраивает семейное гнездо. Им уютно в скромном, непритязательном быту. Точно так же жили Алексей и Кэтрин до развода. Потом Алексей уже захотел другого счастья. Люба – красавица, перед которой благоговеют, но которую нельзя удержать в руках. Она любит шить одежду, моделирует свои коллекции, хотя её образование – историк. У Любы есть друзья и подруги, бывают даже поклонники, но ей трудно найти кого-то под стать. Две Екатерины и Любовь – почти как две Евы и Лилит. Аня мечтает стать для Алексея чем-то средним между его сёстрами: заботливой хозяйкой, как обе Екатерины, и блистательной дамой, как тётя Люба.   
Любе то и дело звонил свёкор: «Любочка, приезжай, у меня опять давление».   
- Папа, вы бы сходили в аптеку, - советовала Люба.   
- Да в этой аптеке, которая близко от нас, работают бездельники. Приезжай, золотко.   
Люба даже не спрашивала, почему свёкор обращается к ней, а не к жене. Она приезжала к нему, он включал ей записанный романтический фильм, чуть ли не устраивал ужин со свечами… Люба видела насквозь уловки свёкра. Но так вела себя вся её семья, просто остальные не так откровенно показывали свою потребность в Любе. Катюша: «Любочка, почитай со мной Брэдбери, а то мне надоело, что я вижу только дом, работу и огород». Кэтрин: «Любка, посмотри, мне идёт эта блузка? А какие бусы лучше? Вот к этим есть серьги, а к этим – кольцо». Муж Катюши и брат: «Любушка, выручай, когда у нас даты свадеб? Ты же историк, это твоя работа». Племянники: «Тётя Люба, пожалуйста, сходи к нам на родительское собрание… Ну, да, мы написали контрольную на двойки, а откуда ты знаешь?» Люба переселилась к свёкру и свекрови, но очень часто приходила и в большую квартиру.   
Двенадцатилетняя Аня продолжала любить взрослого Алексея. Она стала писать стихи и показывать их тёте Любе. Тётя Люба сказала: «Тебе удаётся выдержать форму, ритм, молодец. Правда, у тебя постоянный лейтмотив: «розы – слёзы – грёзы». Прибавь четвёртую рифму – «морозы», это будут четыре универсальные рифмы для твоих стихов».   
В определённое время жизнь Ани превратилась в настоящий кошмар.   
Раньше она могла спокойно общаться с тётей Любой  и  весело проводить с ней время. Они всегда    были вместе – ходили друг к другу в гости или гуляли…   
Но после прекрасных дней началось что-то невыносимое!   
***   
Началось всё безобидно. Они шли по улице – Аня, мама, тётя Люба и вторая девочка. Это была Эля, племянница тёти Любы.   
Началось всё безобидно. Девчонки были разные – Ане хотелось болтать, Эля больше молчала. Но Аня   не особенно обращала на это внимания  –  ей же тётя Люба, в основном,  нужна, а  не Эли там всякие разные…   
Потом это продолжилось. Когда Аня с мамой пришли в гости к тёте Любе, они были там не одни. Там    сидели Влад и Эля – племянник и племянница.       
Но даже тогда ничего не произошло! Аня, конечно, больше общалась с тётей Любой, чем с её племянниками, но это было естественно. Любоваться её голубыми глазами, классическим профилем длинными золотистыми волосами  было  главной  целью прихода Ани.   
***   
А потом  захлестнуло! Ане всегда казалось, что своих дорогих племянников тётя Люба любит    больше, чем её! Они говорили об этом и по телефону.   
– Я люблю вас одинаково, –  говорила тётя Люба.   
– Ну, ладно, а почему ты с ними проводишь больше времени, чем со мной?   
– Пойми, в выходные или на каникулы им некуда идти, кроме меня!   
– Ладно, некуда! Но     почему     же    тогда     ты   плюёшь    на    меня?..   
Аня сравнивала себя с Владом и Элей. Конечно, им хорошо, они светловолосые. У Эли голубые     глаза…  А Аня  вся  чёрная. Влад в синем костюме, Эля в свитере и джинсах, а Аня вообще в кофточке и     старой юбке… Ну, как же можно полюбить такую?!   
Аня  тогда не знала, что брюнетки красивы и что одежда не проблема. Не знала.
***   
А потом контакты временно прекратились. Тётя Люба переезжала. И только через полгода, кажется,    они смогли созвониться.   
Теперь у Ани было так: случилось плохое или хорошее, в первую очередь говорить об этом с тётей     Любой. Лишь на её красивом голосе Аня могла отдохнуть, лишь с ней вырывалась из замкнутого круга.   
Теперь  Эля уже  отпала, и Аня мечтала приехать к маме на работу и пообщаться с кем хотела… Но    если у Ани не было человека ближе, чем  тётя  Люба,  то мама, наоборот, от неё отдалялась.   
– О,о,о! – насмешливо отвечала Аня на нелестные отзывы о тёте    Любе. – Ты просто завидуешь, что у меня есть подруга!   
– Интересно! – не унималась мама. – Такая подруга, которая звонит два раза в год!   
И если раньше Аня бросилась бы их мирить и восстанавливать старые отношения, сейчас она махнула рукой. На то, что мама что-то не так думает о тёте Любе, ей дела нет!   
***   
Аня заглянула в дверь. Там увидела  тётю Любу. На ней было сиреневое платье с пёстрыми цветами – то самое, в котором гуляла когда-то... Аня вошла.   
В числе всего прочего она спросила, когда сможет прийти к тёте Любе.   
– Наверное, в отпуск... А так ничего пока не могу сказать.   
В субботу Аня сказала, что идёт гулять. А сама взяла с собой проездной. Тётя Люба работала по субботам, так что Аня решила прокатиться.   
Она в последний раз оглядела себя в стеклянную дверь. Сегодня Аня нарядилась в зелёное платье с белым воротничком, а чёрные волосы повязала белым бантом.   
Вместе с тётей Любой она ходила в какой-то магазин. Всё в Ане смеялось и пело! Ей не хотелось думать ни о каких Элях и Владах. Она верила, что её любовь будет на высоте!   
Люба на самом деле с трудом держала себя в руках. Она уезжала из Устиновска в Краснозерск на курсы повышения квалификации. Там Люба полюбила мужчину. Он жил отдельно от жены и сына, хотя официально считался женатым. Ради Любы мужчина собирался развестись с женой. Любу плохо принял его сын. Люба не знала, стоит ли менять жизнь, вдруг от этого станет хуже и ей, и, главное, любимому человеку? Она сказала, что пока надо оставить всё как есть, и вернулась обратно в Устиновск. Они с любимым стали переписываться в «Вконтакте». Люба взяла себе nike «Златовласка», её любимый – «Рыцарь». Переписку заметил муж Катюши.   
- Кто это – «Рыцарь»? – спросил он.   
- Это nike.   
- Кто?   
- Nike-name моего знакомого.   
Любина тайна перестала быть тайной. Она и прежде заговаривала с семьёй, как бы они посмотрели на Любин отъезд. Теперь родня сказала в один голос, что эту любовь надо прекратить, ведь Люба разбивает чужую семью. Люба пыталась объяснить, что семья её любимого уже и так распалась, равно как и её. Кэтрин ответила, что Любин муж был виноват перед Любой, и то же самое можно сказать про кого-то ещё, а теперь Люба будет виновата перед женой человека из Краснозерска. Люба с грустью слушала Кэтрин. Почему-то считается, что тот, кто уходит из семьи, виноват. Но в этом нет ничьей вины, ни того, ни другого. Люба нервничала из-за семейных неурядиц. Она старалась поменьше разговаривать с племянниками и с Аней – боялась сорвать раздражение на детях.   
Родственники Любы говорили с ней неискренне. Современных людей уже не столь пугали распавшиеся браки. Просто семья не хотела отпускать Любу. Люба с радостью решала проблемы за всех. Без неё никто ничего не сделал бы для себя сам.   
Люба замечала, как мучается Кэтрин, которая после развода всё равно дружила с сёстрами мужа. Люба понимала, что Кэтрин всё ещё любит Алексея. Однажды, когда они разговаривали вдвоём на половине Кэтрин, Кэтрин разрыдалась, и Люба долго её успокаивала. Кэтрин бессвязно говорила о своей любви к Алексею. Люба сама едва не расплакалась, обнимая её. Люба видела, что Алексей уже не думает о бывшей жене. Она не могла солгать Кэтрин, что у Алексея ещё остались чувства, но и не могла сказать правду.   
- Кэтрин, тебе стоит отвлечься, - предложила Люба. – Например, я забываю обо всём, когда шью. Конечно, семейные дела возвращают меня на землю.   
- Я никогда ничего не забуду.   
- Вот, смотри…   
Люба показала на свою юбку, сумку, достала футляр для очков. Всё было сшито из одной и той же чёрной ткани с маленькими узорчиками.   
- Я сама сшила себе всё это, - сказала Люба.   
- Красиво. Ты прямо Любочка в юбочке, - против воли улыбнулась Кэтрин. – И сиреневое платье с цветами отличное.   
- Ты тоже могла бы научиться шить! Ты красивая, тебе нужны разные одежды!   
- Да, вообще-то, разумная идея. У меня нестандартная фигура, сама ведь знаешь. Не везде нахожу то, что мне идёт.   
Люба и Кэтрин занялись швейным делом. Кэтрин обладала хорошим вкусом, быстро понимала, как лучше использовать ту или иную ткань. Она стала и вязать. Люба радовалась её новым идеям, но и замечала с грустью, что Кэтрин часто берётся за рукоделие – значит, её часто одолевают невесёлые мысли. Кэтрин сшила для себя и Катюши платья цвета моря – почему-то долго стояла перед светлыми тканями в магазине и думала: «Можно вечно смотреть, как течёт вода».   
Между тем в семье Катюши что-то разладилось. И муж, и дочка стали замечать, что Катюша допоздна задерживается на работе, остаётся там сверхурочно. Дома Катюша мало говорила, приходила поздно, уходила рано. Муж Катюши спал с лица. Дочка Вероника специально плохо училась, чтобы родители обратили на неё внимание. Но маме и папе не стало дела до её оценок. Вероника стала курить, правда, не на глазах у родителей, а в ванной. Но Катюша тоже курила, никто не заподозрил Веронику в том же самом.   
Вероника решила проследить за мамой. Она пришла вечером к работе Катюши. Катюша, выйдя из здания, прошла пешком две остановки. Вероника поняла, что мама идёт к библиотеке. «Странно, - подумала Вероника, - она что, изменяет папе с кем-то оттуда?» Девочка зашла за мамой в библиотеку. В читальном зале собрались женщины. На столах, составленных вместе, лежали нитки, бусинки, много маленьких штучек.   
- Мама! – Вероника подошла к Катюше.   
- Ой, солнышко, привет! – Катюша обняла её. – А я записалась на мастер-класс! Нас будут учить делать вещи своими руками! Давай, садись с нами!   
Вероника села рядом с мамой, всё ещё подозрительно оглядывая читальный зал. Но Катюша сказала правду, женщины занимались рукоделием. Сегодня собирали бусы из валяных шариков. Катюша надела бусы из голубой и сиреневой шерсти на синюю футболку.   
- Футболка не очень к ним подходит, но сегодня я поверила в свои силы! – сказала Катюша.   
- Мама, ты выглядишь супер! - похвалила Вероника.   
В сдвоенной квартире муж Катюши, Люба и Алексей собрались вместе.   
- Мне кажется, что у неё кто-то есть, – тяжело вздохнул муж Катюши.   
- Только успокойся, - сказал Алексей. – Я знаю Катюшу с детства. Ты поверь, если бы она кого-то полюбила, она бы заперлась в четырёх стенах. Если бы её соблазняла правая рука, она отрубила бы правую руку… Нет, тут что-то другое.   
- Знаешь, что, вам не хватает тем для общения, - объяснила Люба Катюшиному мужу. – Не обижайся на меня, но мне кажется, что тебе надо побольше читать. Катюше интересна хорошая литература, она много знает и хочет узнать ещё больше. Она интересуется талантливыми фильмами, театром… Почему бы тебе не сводить её куда-нибудь?   
- Ребята, вы же знаете, я приехал из удмуртской деревни, жил в простой семье…   
- Человек делает себя сам, - изрекла Люба.   
- Мне тоже приходилось соответствовать Кэтрин, - согласился Алексей. – Раз уж мы выбрали красивых и образованных женщин, надо тянуться за ними.   
- Вы же развелись, - с недоверием сказал муж Катюши.   
- Ну, у нас были свои причины…   
Люба и Кэтрин тоже сходили на занятия в библиотеку. В этот раз делали декупаж – обклеивали вазочки салфетками.   
- Спасибо, что вытащила нас сюда! – поблагодарила Кэтрин Катюшу.   
Люба втайне по-прежнему грустила без «Рыцаря». На улице в этот сезон менялась погода, холода то начинались, то заканчивались. Люба простудилась. Какое-то время ей удавалось сбивать температуру таблетками. Она не хотела пропускать рабочие дни. Но в субботу Люба не встала с кровати в  своей комнате, потеряла сознание в жару. Свекровь и свёкор проснулись поздно, подумали, что Люба ушла к своей родне. Им позвонила Катюша – родственники сами заждались Любу. Выяснилось, что её нет ни в одной квартире. Никто не знал, что делать. К Любиным свёкру и свекрови приехал муж Катюши. Он сказал, что нужно позвонить Любиным подругам, и догадался пойти в Любину комнату поискать записную книжку. Муж Катюши сдержался, чтобы ничего не сказать пожилым супругам, увидев Любу, лежащую в полуобмороке, вызвал «Скорую помощь».   
Выздоровев, Люба села за компьютер. «Рыцарь» писал ей, что он развёлся с женой. Даже если Любе это неважно – это важно ему. И Люба переехала к нему в Краснозерск.   
Кэтрин пошла в брачное агентство. Там её познакомили с мужчиной. Он остался в восторге от Кэтрин.   
Катюша и её муж позанимались рукоделием в библиотеке, а потом купили билеты в филармонию.   


Рецензии