В королевстве кривых зеркал или Зачем нам внутренн

Человек так устроен, что так или иначе ищет подтверждения своей значимости, того, что он нужен, любим в глазах другого и, порой, отражаясь, в глазах разных значимых других он получает те отражения себя, которые его не удовлетворяют, не дают уверенности и покоя, создавая ложный образ Я, удаляя человека от его ощущения Я.

В этом случае человеку бывает сложно ответить себе на вопрос «Кто Я», точнее он может дать себе тысячи ответов – тех, что ему транслировали другие, но так и не удовлетвориться ими. Не находя ответа, такой человек снова и снова будет пускаться на поиски себя, выбирая из тех значений, что ему предлагали.

Он словно смотрится в десятки зеркал и видит (и слышит) десятки отражений, не понимая, кто же он на самом деле.

Существует два понятия идеальное Я и реальное Я и на формирование этих Я большое влияние оказывает окружение человека.

В королевстве кривых зеркал или Зачем нам внутреннее зеркало

Я-идеальное это то, каким человек хотел бы быть, а Я-реальное это то, что он есть.

Если между ними слишком большой зазор, то возникает конфликт.

Я-идеальное в каком-то смысле детская мечта, которая в некоторых случаях становится целью и, надо сказать, есть примеры людей, которые сделали ее реальностью.

Как уже говорилось выше, я-реальное может оказаться нестабильным, если человек с детства получал множество противоречивых посланий.

У него формируется противоречивое представление о себе и такого человека, словно разрывает на куски, которые он никак не может сложить воедино.

Те «имена», которыми его наделяли в детстве, причем делая это с разным окрасом (как негативным, так и позитивным) становятся частями его личности, формируя угнетающее противоречие.

В этом случае человеку трудно принять ту или иную идентификацию.

Человек отторгает эти части себя как чужеродные, пытаясь среди «завалов» отыскать собственное Я.

Особенно трудно приходится тем, кто пережил нарциссическое насилие, т. к. идентификация с агрессором неприемлема, а идентификация с жертвой приводит человека в состояние последней и круг замыкается.

Для нарциссов характерно обесценивание и многие из них обесценивают через прозвища, клички, имена нарицательные.

Или, многие родители, любят говорить своим детям «ты весь в меня» или наоборот «ты весь в отца / мать». В последнем случае часто это высказывание носит негативный окрас, если родители в конфликте. Такие же послания в детстве можно услышать в адрес тещи/тестя или свекра/свекрови, которые для ребенка являются любимым(ой) дедушкой или бабушкой.

У человека в голове формируется искажение, ведь он любит бабушку / дедушку, а тут вдруг ему транслируют, что он / она вредная теща / свекр.

Да и сам ребенок, получая «названия» теряется в том, кто он есть. Особенно трагичные последствия могут иметь ситуации обесценивания, когда «имя нарицательное» воспринималось ребенком как нечто его выделяющее, а в последствии, он узнает его реальное значение, имеющее уничижительный окрас.

Приведу здесь пример из детства женщины, которую старший родственник в детстве называл «Квазимодо», чем девочка сильно гордилась.

Представьте же ее разочарование, когда она узнала его истинное значение!

Говорят «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!».

Но ведь это выражение не только про лодку. Оно верно и для человека, который, кстати, куда чувствительнее лодки!

Вот так, нарекая человека именами с различными значениями, в нем создают противоРЕЧие, не дающее ему определить свое истинное Я.

Выходом из противоречия может стать то имя, которое даст сам себе человек, или иными словами человек может создать внутри себя зеркало, отражаясь в котором он будет чувствовать уверенность и удовлетворение.

Такое зеркало человек может создавать, хваля себя за проделанную работу и формируя свое мнение о себе, сам себя, оценивая и, формируя свою самооценку, не зависящую от мнения других.

Однажды оказавшись в королевстве кривых зеркал, человек может найти свое истинное отражение!

Есть трудный способ – изменить себя, окружение, профессию, став близким новому окружению или «пристегнуть» реальность, став ближе к тем, кто окружает человека «здесь и сейчас».


Рецензии