Литература и читатель

   Язык литературы усложняется, она становится элитарной, как всякая область культуры, идущая о простого к сложному. По наивности мы думаем, как можно не понимать того или иного прекрасного писателя, как может оставлять равнодушным музыка слова  великих стилистов? А дело в том, что умение читать - тоже талант и, к сожалению, он даётся не всем. Когда приходишь к пониманию этой истины, то сначала не вполне доверяешь собственному выводу. Обидно за людей и за литературу. Всё-таки слово демократичнее классической музыки и сложной живописи.  Простые люди создавали песни, сказки, былины, придумывал мудрые пословицы и поговорки (зо тысяч в словаре В. И. Даля) и т. п.  Простая литература, видимо, всё же доступнее большему количеству людей. Но тут возникает вопрос: да, и в прежние советские времена читали далеко не все, однако, читателей всё же было больше, чем теперь. Жизнь была не такой суматошной, более упорядоченной; оставалось больше времени на досуг.Суеты и одуряющих развлечений было меньше, литература была окружена ореолом высокой духовности, люди ещё не пресытились знаниями. Звание писателя было окружено почётом. Теперь авторитетов нет, поглупение идёт семимильными шагами. И литература и само чтение становятся уделом избранных и в каком-то смысле "лишних" людей, оттесняемых на обочину пира жизни. Отсюда ощущение ненужности художественного слова. Хотя мысли о высокой бесполезности искусства высказывались давно, со времён Аристотеля, а потом и романтиков, сторонников "чистого искусства". Всегда были сторонники "служебного", полезного в разрешении общественных задач искусства - и убеждённые адепты "искусства для искусства", хотя в мнимой бесполезности искусства заключено, может быть, её высшее достоинство и назначение, очищающая сила художественного переживания, то, в чём превыше всего нуждается душа.


Рецензии