Воскресение Лазаря и вход Господень в Иерусалим
из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,
Тебе – Победителю смерти – вопием:
Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Тропарь праздника торжественного
входа Господня в Иерусалим, глас 1-й.
В Евангелии от апостола Иоанна Богослова описывается дивное чудо, совершенное Иисусом Христом – чудо воскресения друга Господня, Лазаря. В Вифании жил благочестивый и добросердечный человек – Лазарь, которого любил Иисус Христос, и были у него две сестры – Марфа и Мария, в их доме находил Себе приют Сын Человеческий, не знающий где главу преклонить. И вот, как нежданная грозовая буря, на этот благочестивый дом налетело страшное несчастье – тяжко заболел Лазарь, а спустя недолгое время – умер, был погребен и горько оплакан его сестрами, больше всего скорбевшими оттого, что в этот момент с ними не было милостивого Спасителя и Утешителя, творившего великие чудеса за Иорданом. В Священном Писании рассказывается, что когда Лазарь тяжко заболел, то сестры его послали известить Сына Божиего: «Господи! вот, кого Ты любишь болен» (Ин.11:3). Эти пронзительные слова выражают великую тайну бесконечной и неизреченной любви Божьей, ибо тайна существования мира и сотворения Ангелов, вселенной и человека – это тайна свободного творческого акта Бога, Его всемогущества, премудрости и любви. Во дни скорбей и горестных раздумий, невыносимых мук и угнетающей душу печали, когда мы пребываем между жизнью и смертью наша последняя надежда – это Сам Бог, и мы взываем к Нему в молитвах, желая известить Его о нашем горе – умом мы понимаем, что Господь премудр и всеведущ, Он от вечности знает все наши нужды лучше нас самих и с небесной любовью печется о нашем спасении, но мы желаем излить Ему всю боль, накопившуюся в нашем сердце и жаждем обрести утешение от Него, ибо разлука с Богом и молчание небес в ответ на мольбы воспринимается душой верующего человека как страшная и невыносимая мука. Святитель Иоанн Златоуст учил, что Бог есть Любовь, как Его возвышено нарекли в Новом Завета, и Он любит каждого из нас как Своего единственного возлюбленного – любит каждого человека более, чем весь видимый мир – всю вселенную. С момента грехопадения Адама человеческое естество стало подвержено страстям, тлению и смерти, а люди стали болеть и умирать и не могли своими силами освободиться от ига греха и роковой власти тления и смерти. Христос есть величайший Чудотворец и Исцелитель, Он пришел в мир, чтобы искупить грехи мира и исцелить человечество от тления и смерти, образовать святую Церковь Свою – духовную лечебницу, где через аскетическую борьбу со страстями, молитву и таинства люди могли бы духовно преобразиться и соединиться с Богом. Во время болезни Лазаря Господь находился за Иорданом, а получив известие о тяжелом недуге Своего друга, загадочно произнес: «это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Святитель Амфилохий Иконийский проницательно замечает, что по Своему человечеству Христос пребывает вдалеке от Лазаря в момент его тяжелой болезни и кончины, но как вездесущий Бог Слово, неограниченный пространством и временем, Он неотступно присутствовал подле Лазаря и осенял его душу Своей любовью: «Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь хотя не присутствовал в Вифании видимым образом, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял». Все сотворенное Богом было прекрасно и благо, ведь изначально в Божьем мире не было болезней – болезни не от Бога, они возникли вследствии грехопадения и исчезнут в эсхатологической перспективе – их не будет в Царстве Небесном, но в нашем падшем бытии – в земном мире, лежащем во зле, болезни – бич смертных. По толкованию святителя Иоанна Златоуста услышав весть о болезни Лазаря Христос, зная по своему Божественному всеведению о грядущей кончине Своего друга, нарочито ожидает его смерти, и медлит два дня, намеренно откладывает Свое прибытие, чтобы явить Свое всемогущество – победить смерть и воскресить четверодневного мертвеца. Христос и прежде воскрешал умерших – дочь Иаира и сына Наинской вдовы, но их тела не подвергались тлению, а чудо воскресения Лазаря более удивительно, ибо Господь воскрешает истлевшего мертвеца, возлежащего во гробе. Таинственное и промыслительное промедление Христово нельзя считать признаком равнодушия Спасителя к страданиям и смерти Своего любимого друга, ведь в самом послании от Марфы и Марии с особой силой подчеркивается та духовная и сердечная близость, которая была между Христом и Его другом Лазарем. Апостол Иоанн Богослов особенно акцентировал внимание на то, что во всех действиях Своих Христос руководствовался любовью – Он Сам был воплощенной Божественной Любовью и «любил Марфу и сестру ее и Лазаря», а потому и Его промедление – акт высочайшей любви – неизъяснимой любви для Марфы и Марии, ибо они ждали лишь исцеления Лазаря, а Христос уготовил для возлюбленного друга Своего величайшую славу воскресения. Преподобный Ефрем Сирин писал, что Христос ждал, когда настанет смертный час Лазаря и тление овладеет им, дабы явить Божественную силу и воскресить усопшего: «Иисус медлил и дозволил тлению овладеть плотью, чтобы зловоние от мертвеца ясно свидетельствовало о чуде его воскресения По силе Своего Божественного предведения Христос знал, что Лазарь умрет и его воскресение из мертвых возбудит непримиримую и нестерпимую ненависть к Господу в сердцах Его врагов – фарисеев. Чудо воскресения четверодневного Лазаря станет одной их причин ареста и казни Христа, а посему слова Иисусовы о славе, которую обретет Сын Божий возвещают не о славе величайшего чудотворца в древней иудее, а о голгофской славе Креста, которую «воздадут» богоубийцы Христу Спасителя через Его распятие – через Крест Он совершит искупление грехов, сойдет во Ад и восторжествует над тлением и смертью – воскреснет из мертвых. Святитель Андрей Критский пояснял, что Христос знал – по совершению чуда воскресения Лазаря «иудеи будут возбуждать и возмущать против Него народ, что Каиафа придет в бешенство и что Сам Он претерпит крестную смерть».
После двух дней ожидания Христос сказал ученикам Своим – «пойдемте в Иудею», но ученики, исполненные малодушия и страха, что Господа ожидают гонения, ответили Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин.;11:7–8). На боязливые речи учеников Христос ответил притчей: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин.;11:;9–10). По изъяснению святителя Андрея Критского эта притча Господня имеет сокровенный смысл: двенадцать часов дня – это время зенита истины – настает пора Христу Спасителю исполнить то, зачем Он пришел в мир – взойти на Голгофу и искупить грехи мира, день – это время, освещаемое сиянием солнца, Сам Христос есть Свет, который пришел в мир – «Я свет миру» (Ин.;8:12), день есть проповедь евангельской истины и благочестивая христианская жизнь – «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф.;5:16), а ночь – это отсутствие благодати, дохристианское время ветхозаветного закона, когда еще не воссияла в зените Христова истина. Ходящий днем и видящий свет солнца – принимающий Христа Богочеловека и Его благовестие, постигающий духовный смысл чуда воскресения Лазаря, подобно солнцу, озарившее все омраченные сердца людей Иудеи, а ночь – отвержение Христа, тьма беззаконии и невежества, мрак неверия и духовной слепоты, ложное понимание ветхозаветных пророчеств о Мессии, ибо ходящий во тьме спотыкается – не принимает Новозаветное Откровение, озлобляется на Бога и остается во тьме – обрекает себя на погибель. Далее Христос изрек – «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его (Ин.;11:;11), а ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему (Ин.;11:;12–15). Христос использует слово «сон» вместо слова «смерть», ибо смерть – это не конец бытия, а успение, и тем самым Сын Божий с одной стороны ясно свидетельствует, что Лазарь умер, а с другой – настало время отправиться в Иерусалим, дабы разбудить его – воскресить из мертвых. По незримому Своему Божеству Христос неотлучно был с Лазарем при жизни и в момент его смерти, а по человечеству Своему Он пребывал за Иорданом и вот настал час Сыну Человеческому придти в Вифанию, чтобы явить Свое абсолютное всемогущество – пробудить четверодневного мертвеца от сна смертного, оживотворить его истлевшее тело и вырвать его душу из царства смерти – Ада. Христос открыто сказал ученикам Своим, что Лазарь умер и признался, что радуется за них оттого, что Его не было с Лазарем в момент его горестной кончины, пророчески предрекая, что плач по усопшему претворится в несравненную радость и ликование, ибо смерть будет повержена, душа покойного исхищена из преисподней, тление отступит и печаль от смерти обратится в радость о жизни и воскресении. В словах Христа сокрыт пророческий смысл – чудо воскресение Лазаря есть залог грядущего всеобщего воскресения из мертвых и того, что после страстной седмицы и крестной смерти Христа на Голгофе наступит Его Воскресение и плач и скорбь сменятся духовной радостью и сердечным ликованием. Христос говорит – «пойдем к Лазарю», огненное сердце Его рвется к другу, дабы исполнить подвиг дружеской любви, победить смерть и разрешить гласом Своим пелены мертвого – явить власть над жизнью и смертью и показать, что смерть – не конец существования, у Бога все живы и предназначены к воскресению, ведь предназначение человека не сгинуть во тьме безгласной могилы, а обрести жизнь вечную и пребывать с Богом в Царстве Его. И вот Фома, иначе называемый Близнец, говорит ученикам Иисусовым: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин.;11:;16). По толкованию святителя Андрея Критского в этих словах апостола Фомы проявляются два чувства: «пламенная любовь, поскольку он с заботливостью побуждает и других идти на смерть с Учителем; и робкое малодушие, поскольку представляет как бы совершившимся то, чего еще не произошло». Апостол Фома понимает, что Христу может грозить арест и смерть в Иерусалиме, но он готов следовать за своим Учителем и пожертвовать собой, ибо сердце его полно горячей любви к Сыну Божиему.
Христос отправился с апостолами в Иерусалим и придя в Вифанию нашел, что Лазарь четыре дня пребывал во гробе. Услышав, что Иисус идет в Вифанию, Марфа вышла к Нему навстречу, дабы известить Спасителя о смерти Его друга речью, исполненной горькой печалью и надеждой: «Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин.;11:;21–22). Святитель Амфилохий Иконийский, размышляя о словах Марфы, писал, что она горевала об умершем Лазаре и уповала на милость всемогущего Бога, но укоряя Христа за то, что Он не поспешил к Лазарю и не спас его от смерти, Марфа ошибочно думала, что Христа не было рядом с Его другом в момент смерти, и она не понимает, что Он – вездесущий Бог Сын.. Христос сказал Марфе – «воскреснет брат твой» (Ин.;11:23), и в словах этих Он свидетельствует о Своем Божественном всемогуществе и дает скорбящей женщине обетование надежды – ее брат Лазарь вскоре восстанет из гроба, воскрешенный Спасителем и окажется среди живых. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин.;11:;24–26). Лазарь умер и истлел во гробе, Марфа верила, что он воскреснет в конце времен в момент всеобщего воскресения мертвых, но Господь возвещает об ином воскресении – о скором возвращении к жизни ее почившего брата. Если по причине первородного греха Адамова все люди сделались смертны и тлены, а сам Адам стал – «колодцем истления», то Христос – Новый Адам, Он – источник вечной жизни и сама Жизнь, в Нем верующий обретает спасение и Он вопрошает Марфу о вере ее: «Веришь ли сему?» (Ин.;11:;26). И вот, Марфа говорит Христу: «так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.;11:;27). Восхищаясь богословской точностью и духовным глубокомыслием ответа Марфы, святитель Андрей Критский писал, что в ее словах заключено все богословие домостроительства спасения, ведь она, подобно апостолу Петру, исповедует, что Христос – Сын Бога Живого, грядущий в мир ради искупления грехов рода человеческого. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин.;11:28-32). По толкованию святителя Андрея Критского следование за Марией иудеев глубоко промыслительно – иудеи думали, что Марфа и Мария идут к гробу Лазаря, дабы оплакать свое горе, и шли утешить двух скорбящих сестер, но по воле Всевышнего им было уготовано стать свидетелями чуда воскресения. На пути к гробнице Лазаря Христос задавал вопросы и видя плачущих людей Сам воскорбел духом, ибо Он – Господь любящий и сострадающий: «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри» (Ин.;11:;33–34). Христос задает удивительный вопрос о гробе Лазаря – «где вы положили его?» Если Христос есть всеведущий Бог и от вечности знает абсолютно все, то зачем Он спрашивает о том, где находится гробница Лазаря? По истолкованию преподобного Ефрема Сирина Христос знал место, где погребен Лазарь, ибо Он – истинный и совершенный Бог, но смысл Его вопроса в ином – Спаситель просит иудеев привести Его к гробнице Лазаревой, дабы всем было ясно, что брат Марии и Марфа действительно мертв, смерть его не мнимая – не обман и не литургический сон, но и действительная смерть будет побеждена воскресением. Для православного богословия огромное значение имеет евангельский стих – «Иисус прослезился»: Сын Божий плачет и не удерживает скорбь и слезы Его над Лазарем свидетельствуют, что Иисус Христос не только истинный Бог, но и истинный человек. Христос плакал о Лазаре, ибо любил Его всем сердцем – «как Он любил его» говорили иудеи. По изъяснению святителя Андрея Критского Христос радовался о грядущем воскресении Лазаря, но плакал человеческими слезами, разделяя скорбь рыдающих сестер – Марии и Марфы, и всех скорбящих жителей Вифании. Христос плакал о Лазаре, ибо смерть забрала его и плоть его истлела, изуродовав богозданную красоту человеческую, но по небесному замыслу Творца человек, сотворенный по образу и подобию Бога, призван не сгнить бесславно в могиле, а обрести бессмертие и стать вместилищем благодати Святого Духа. Плач Спасителя у гробницы Лазаря словно предвосхищает молитвенный плач преподобного Иоанна Дамаскина, содержащийся в православном богослужебном чинопоследовании погребения усопших: ««Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть, и увижу в гробнице лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида». В сцене плача Иисуса Христа о Лазаре апостол и евангелист Иоанн Богослов раскрывает великую тайну – воплотившийся Бог оплакивает не Иерусалим и не народ иудейский, не Самого Себя и Свое предстоящее крестное страдание и смерть, не императора, не философа и не пророка, а обычного человека – одного из миллиардов людей, живших, живущих и тех, кто будет жить, а затем – умрет, но таинственная, небесная, святая и вечная Божественная Любовь обращена к Лазарю, ибо он – бесконечно дорог сердцу Иисусову и Господь настолько любит Его – любит Свое создание и Своего друга, что не желает отдавать его смерти и Аду, но намеривается совершить невероятное – обратить вспять тление и вернуть жизнь усопшему. Эта бесконечная любовь Божия, по сильному и метафоричному изречению преподобного Исаака Сирина «более обильная, чем океан», изливается на каждое создание, и поэтому Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).
Скорбя душою, Христос пришел к гробнице Лазаря и увидел пещеру и камень лежал на ней. Темная пещера – это место погребения Лазаря, оно символично и весьма значимо не только сюжетно, но и духовно: пещера есть символ преисподней, а тьма ее – тьма безбожия и безблагодатности, в которой пребывал род человеческий после грехопадения – до мироискупительной жертвы Христа и Его победы над дьяволом, смертью и Адом. По пространному поэтическому изречению преподобного Ефрема Сирина – великого сирийского подвижника и молитвенника, духовного поэта и попечителя о бедных, прославившегося аскетически-монашеской жизнью и толкованием Священного Писания, приход Христа на кладбище к месту погребения Лазаря – это вторжение Сына Божиего в царство мертвых, которое начинает рушиться от Божественной силы Христа, предваряющее Его сошествие во Ад после крестной смерти на Голгофе, когда Спаситель сойдет в преисподнюю и восторжествует над Адом, выводя оттуда всех праведников и раскаявшихся грешников, всех тех, кто откликнулся на Его проповедь: «Вопросил Он, и пошел ко гробу Лазаря, как слышали мы об этом, и увидел крепкий город смерти, где тысячи мертвецов. Высоки стены этого царства мертвых, никто из живых не мог перейти через них; врата тьмы заключены для всех мертвецов; крепкие наложены запоры, чтобы никто из вошедших не мог выйти вон. Полон погребенных мертвецов этот великий город; неодолима эта твердыня смерти; нет туда доступа воскресению. Тысячи умерших входят, но не выходит ни один. Смерть уверена, что никакой исполин не овладеет ее областью. И слово о жизни – далеко от этого города заключенных; пленники из всех поколений теснятся в чертогах смерти. Связанные, заключенные, пребывают они во тьме. Но вдруг при бездне, полной узников, предстало воскресение: Господь извел из нее одного – и подал тем надежду всем. И этот умерший погружен был в глубину всех мертвецов, опутан цепями смерти, заключен в обитель погребенных, осужден на безмолвие, низринут в многоскорбный шеол. По рукам и ногам связан путами и узами смерти, его состав обращался в прах, его плоть издавала зловоние, и смрад его тления ощущали все погребавшие его. Сестры оплакивали умершего и уже начавшего смердеть брата, множество иудеев собралось утешать сестер его. И тогда-то Иисус повелел отвалить камень от двери гроба. И это сделано Им по непостижимой Его премудрости. Для того неверующим Иудеям дозволил открыть гроб, чтобы, отвалив камень от гроба, поражены они были запахом смерти. И смрад от мертвеца для того поразил их по отнятии камня от гроба, чтобы, пока зловоние оставалось еще на одеждах их, увидели они чудо воскресения». Иисус повелел иудеем отвалить камень от гробницы и здесь возникает вопрос, блестяще сформулированный святителем Петром Хрисологом: «Разве Христос, обладающий Божественной силой, нуждается в человеческой помощи? Не способен ли отвалить камень Тот, Кто способен изгнать смерть? Не в силах ли отверзть запоры гроба Тот, Кто в силах отворить врата Ада?». Эта сцена, описанная в Евангелии, имеет многогранный и многоуровневый смысл: 1) в буквальном смысле Христос повелевает иудеям отвалить камень от гроба, дабы они убедились, что Лазарь мертв и тело его истлело, а воскресение совершенное Христом – истинное чудо Божие, а не обман; 2) в духовно-нравственном смысле повеление Христа отвалить камень от гроба – означает отринуть камень неверия и впустит Христа в мрачную гробницу своего сердца, дабы в там воссиял свет веры, любви и надежды и вместо каменного сердца человек обрел иное сердце, умеющее любить и сострадать; 3) в анагогическом смысле повеление Христа отвалить камень означает Его призыв принять сбросить с себя ветхость и принять животворное слово Спасителя и евангельскую веру, ибо миновало время «неудобоносимого ярма ветхозаветного закона» и на смену Ветхому Завету грядет Новый Завет – вечный союз с Богом. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». (Ин.;11:39). Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, то нестерпимое зловоние, исходящее от истлевшего тела четверодневного мертвеца испугало Марфу и ее душу охватили сомнения в силе Христа воскресить Лазаря, но Иисус укрепляет ее веру Своим любящим укором – «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?», и провозглашает, что страшная картина торжества и всесилия смерти сменится чудом воскресения и на смену плачу придет радость и ликование. У гроба Лазаря Христос совершает молитву в Духе Святом, возведя глаза к небесам и обращаясь к Отцу Небесному: «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:41–42). Возникает богословский вопрос: если Христос есть истинный Бог и по Божественному величию и всемогуществу Своему равен Богу Отцу и Богу Святому Духу, то зачем Он совершает молитву у гроба Лазаря? Если в молитвах своих мы обращаемся к Богу, сознавая, что Он бесконечно выше и могущественнее нас, то молитва Христа – это не прошение, ибо Он Сам – всемогущий Бог для Которого не ничего невозможного, а выражение тайны внутритроичной жизни и любви – тайны единосущия и единства Святой Троицы, ибо у трех Божественных Лиц одна воля и всякое Божественное действие совершается совместно Отцом, Сыном и Святым Духом, будь то сотворение мира, промышление о вселенной и населяющих ее созданиях или воскресение из мертвых Лазаря. Христос воззвал громким голосом – «Лазарь! иди вон» (Ин.;11:;43), и свершилось неизъяснимое и дивное чудо Божие – громовой глас Спасителя, как «глас трубный», предзнаменующий последнюю трубу Архангела, по зову которой воскреснут нетленными все усопшие в конце времен, воскрешает четверодневного мертвеца, являя Божественную мощь Сына Божиего и вырывая душу покойного Лазаря из самых глубин преисподней, где она томилась, ибо не могла войти в Царство Небесное до искупительной жертвы Иисуса Христа. Священномученик Серафим Звездинский поэтично описывает радостную картину воскрешения Лазаря: «Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время – туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва – как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились. Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: «Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!» И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: «Лазаре, гряди вон!» От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, – и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего. Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость». Лазарь был благочестив и праведен, но душа его не могла избежать сошествия в преисподнюю после физической смерти, ибо Христос тогда еще не искупил грехи мира на Голгофе и не воскрес из мертвых, не вознесся на небеса и не отверз для нас горние чертоги Царства Божиего. Преподобный Ефрем Сирин ярко и образно описывает отчаяние и ужас смерти, лишившейся своей абсолютной власти над умершими: «Спаситель встал у гроба, и содрогнулась мрачная обитель мертвых, поколебались стены наполненного мертвыми телами города, близки стали к падению его твердыни. Расторглись крепкие забрала, отверзлись высокие врата, сокрушились все запоры, в содрогание пришли обители его. Раздался глас воскресения – и пали стены. Рыкание юного льва раздалось в Шеоле – и ужас объял смерть. Прекрасный олень наступил на нору змия – и он предался бегству. Небесный орел огласил криком своим гнездо ястребов – и они рассеялись. Смерть услышала новый голос жизни, возгремевший у врат ее, – и поспешила расторгнуть узы и освободить заключенных, выпустила из рук своих узников, не удерживая идущих вон. Нисшел Вышний с высоты Своей, чтобы от Него прияли люди воскресение, отнял владычество у смерти, чтобы воцарилось над ними воскресение, – и пораженная ужасом смерть дала свободу всему множеству своих пленников. Но слышит она глас Иисусов: не – «идите», но – «иди»… Лазарь! иди вон, – сказал Иисус. Слово относилось только к одному и не касалось всех; одного только воскрешало, но посредством его одного утверждалась надежда на день общего воскресения. Если бы вместо: иди вон, Иисус сказал: «идите вон», – все множество умерших вышло бы из гробов вместе с Лазарем. Но Он ограничил Свое возглашение, потому что требовал одного Лазаря, воскресение же всех прочих оставил на конец времен. Если бы и теперь восхотел воззвать: не «иди», но «идите», то не один бы вышел Лазарь, но явились бы все умершие. Для того возгласил Он иначе и из многих воззвал одного, чтобы прочие своим воскресением не упредили последние времена, когда определено им воскреснуть. Глас воскресения возбудил и воздвиг распростертого мертвеца. Явственно назван он собственным своим именем, потому что должен был выйти один. Молодой лев от Иуды огласил рыком юдоль мертвых, и глас Его вторгся в сонм мертвецов, взял и извел единого, кто угоден был Ему. По гласу Его восстал умерший, и узы шеола не удержали его. Повеяло дыхание жизни – и воздвигся мертвец. Сказано: Лазарь! иди вон, – и он выходит; за словом последовало дело. По гласу предстало воскресение, и восстание мертвеца не замедлилось. Дыхание воскресения изъяло его из среды всех умерших. Едва только повеяло на него дыхание повеления, как встал он из гроба, даже и связанный. Связаны были ноги его, но он пошел правильными и скорыми шагами, прежде нежели ноги освобождены были от обвязания. Развяжите его, пусть идет. Видишь, что вышел он из гроба, когда не был еще разрешен, но связанный, увитый, с покрытым лицом, шествовал не колеблясь. Жизнеподатель разрешил его от смерти, но не от связывавших его укроев (пелен), чтобы те же руки, которые обвивали мертвого при погребении, разрешили его и не поругались. Весьма дивны дела Спасителя нашего, возлюбленные! Ради нашего спасения совершал Он все и творил по воле Того, Кто владычествует на небе и на земле. Хвала Ему и Пославшему Его, и Духу Святому хвала, поклонение и прославление, а на нас, бедных грешниках, да пребудут щедроты Его во все веки!». Христос зовет Лазаря воскреснуть из мертвых – из уст Божиих усопший слышит имя свое и восстает из своей могильной дремы, дабы ожить, ибо чудо воскресения Лазаря – это акт Божественного всемогущества со стороны Христа Богочеловека и акт всецелого доверия зову Божиему со стороны умершего Лазаря. Бог есть Любовь и Жизнь, Он – наш Творец, жизнь – Его святой, таинственный, прекрасный и бесценный дар каждому из нас, на который мы должны ответить благодарственной хвалой Богу и радостью быть с Ним, ибо жить в полном смысле этого слова – означает отзываться на голос Бога и исполнять Его святую волю, а там, где нет отклика человека на призыв Спасителя – лишь смерть, неверие и отчаяние.
Христос как Владыка жизни и смерти Своим Божественным повелением возвратил усопшего из страны смерти, откуда нет возврата, показав, что для Бога и верующего в Него возможно все. Чудо воскресения Лазаря из мертвых – это поражение смерти, но поражение не окончательное, ибо во-первых Христос воскресил лишь одного Лазаря а души иных праведников остались пребывать в Аду, так как не совершилась тайная Вечеря, предательство иуды, Гефсиманское моление о чаше, арест Христа, Его смерть на Голгофе и сошествие в преисподнюю, дабы вывести оттуда всех уверовавших в Него и откликнувшихся на Его зов верой, надеждой и любовью, а во-вторых если воскресение Лазаря – это лишь возвращение к смертной земной жизни, то всеобщее воскресение мертвых – это преображение и одухотворение тела, ибо воскресшие будут бессмертны, а их жизнь предстанет вечной жизнью, не знающей смерти и тления. Если мудрецы мира сего – эпикурейцы отрицали бессмертие души, стоики учили о бессмертии души мира, но не уникальной личности, а платоники, полагая, что душа бессмертна, смотрели на тело как на гробницу души, то христиане верят в бессмертие целостной личности, преображенной Божественным Светом. Апостол Павел был убежден, что Сам Иисус Христос – Слово Божие, хочет, чтобы не только наши души, но и наши тела освятились и стали причастны вечной жизни, «ибо надлежит смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор.15:53). Преподобный Макарий Египетский в глубокомысленных «Духовных беседах» своих писал, что в воскресении всеобщем не только души, но и тела просветятся духовно и облекутся «в небесные ризы Божества», в «славу Божественного Света». В молитвенных песнопениях Лазаревой субботы дано предчувствие радости Пасхи – победы над смертью, озаряющей все сердца верующих в Иисуса Христа – Мессию, Учителя любви и милосердия, немеркнущим светом надежды. В православной иконографии воскресение Лазаря символически являет животворящее действие Божественного Света, дивную и всемогущую силу Божию побеждающую смерть. Чудо воскресения Лазаря – это евангельское событие, зримо явившее подлинное всемогущество Христа, Его власть над жизнью и смертью, укрепляющее в апостола веру, ибо им надлежит вскоре увидеть Сына Божиего распятым на Кресте; это чудо – прообраз всеобщего воскресения из мертвых и залог того, что Сам Христос воскреснет на третий день после смерти; наконец, оно – свидетельство бесконечной любви Бога к Своим созданиям – Спаситель совершает чудо воскресения Лазаря из любви и в ответ на живую веру и надежду Марфы и Марии, уверовавших в то, что Христос есть «Сын Божий, грядущий в мир». В аллегорическом прочтении чудо воскресения Лазаря – это не только историческое событие, описанное в Евангелии, но и духовный призыв Христа отвалить камень от сердца и изойти из гроба – воскреснуть душой – отвратиться от греха и начать жить святой жизнью во Христе, по образу изошедшего Лазаря из сени смертной к жизни с Богом. Замечательно, что в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» есть изумительный и таинственный эпизод, когда блудница Соня и убийца Раскольников сходится за чтением Евангелия, а именно за рассказом о воскрешении Лазаря. На каторге Раскольников хранил Евангелие Сони, он до времени не открывал эту Священную Книгу, но здесь есть великая и неизъяснимая тайна – тайна воскрешения его духа и перерождения убеждений, ибо, когда раскроется святое Евангелие, то свершится «великий, будущий подвиг» покаяния, Родион Раскольников обретет веру в Бога и воскреснет из мертвых, как воскрес Лазарь и воссияет утренняя заря новой жизни. Если усопший Лазарь – это символ нашей души, то Марфа – образ надежды, Мария – веры, а Сам Христос – любви, ибо только любовь есть та животворящая Божья сила, что может спасти нас – сама вера христианская есть вера действующая любовью, а надежда на милость Божию зиждется на той богооткровенной истине, что Бог есть Любовь, и великим гласом трубы Своей – святого Евангелия, Он может воскресить нашу «мертвую душу» к вечной жизни – разрешить ее от цепей грехов и извести из преисподней, но отвалить камень от сердца Христос повелевает нам, ибо всемогущий Господь никого не спасает насильно, но ждет содействия свободной воли человека в деле спасения. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что после чудо воскресения четверодневного мертвеца в доме Лазаря произошла торжественная трапеза – событие, предварившее вход Господень в Иерусалим: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.;12:1–8). Совершенный Марией поступок – помазание ног Иисуса драгоценным и благоуханным миром является выражением ее жертвенной любви ко Христу, а вместе с тем – пророчеством о близящейся Голгофе, ибо на духовных высотах Богопознания и Богообщения ей открылось, что Господь вскоре будет распят на Кресте и умрет. Известно, что Марфа и Мария после Распятие и Воскресения Христова стали женами-мироносицами, они готовили к погребению тело умершего Сына Божиего, а затем стали первыми свидетельницами и вестницами Его воскресения из мертвых – победы над смертью. В предании Церкви хранится и история последующей судьбы Лазаря – первосвященник Каифа и фарисеи желали убить его, но Лазарь остался в живых, ибо Промысел Господень хранил его для особой миссии. Оказавшись на острове Кипр, Лазарь был рукоположен в епископа апостолами Павлом и Варнавой, а впоследствии его посетила Пресвятая Богородица и сопровождавший Ее апостол Иоанн Богослов. Служа Богу на Кипре, Лазарь прожил много лет после воскресения из мертвых, а затем его ожидала неизбежная смерть, ибо лишь в конце времен нам всем суждено воскреснуть нетленными, спасенным для всеблаженной и вечной жизни с Богом, а нераскаянным грешникам – для муки вечной. Чудо воскрешения Лазаря прославило Христа и сделало Его известным среди многочисленных жителей Иерусалима – одно уверовали в Него, а иные – иудейские старейшими, книжники и фарисеи, задумали убить Мессию. По слову священномученика Серафима Звездинского: архиереи и книжники иудейские, движимые дьяволом, задумали убить Христа и Лазаря, «Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа… Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил… По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря». По преданию Церкви, воскресший Лазарь, познал страшную горечь пребывания во Аде, в котором пребывала душа его, прежде чем Христос Спаситель воззвал его из гроба, и помня об этой адской горечи, Лазарь не мог уже вкушать пищи без меда.
В вербное воскресенье все христиане, придя в храм, празднуют вход Господень в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна сказано, что «народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил чудо» (Ин.12:17-18). Весть о совершенном Христом чуде – воскресении Лазаря, разнеслась по окрестностям Иерусалима, и потрясенные люди с благоговением и трепетом устремились в древний город, дабы воочию узреть Победителя смерти – изумительного Чудотворца, предсказанного пророками Мессию. Многие ветхозаветные пророки описали события Нового Завета так, будто видели их своими глазами. Въезд Христа в Иерусалим – это исполнение пророчеств Ветхого Завета, ибо о пришествии Мессии, Его искупительной жертве и воскресении из мертвых возвещала вся вереница ветхозаветных патриархов и пророков, которые приуготовляли Его приход. Пророк Захария оставил вдохновенные строки о грядущем входе Иисуса Христа в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). В Новом Завете написано о въезде Христа в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин.12:12-16). Христос повелел апостолам приготовить у входа в священный град Иерусалим двух животных – ослицу и молодого осленка. Христос восседает не на коне, а на ослице – Он есть Иисус из Назарета, воскресивший Лазаря из мертвых, и въезжает в Иерусалим не триумфально – как земной царь, а смиренно – как Агнец Божий, добровольно идущий на жертву – взойти на Голгофу и распяться на Кресте, дабы искупить грехи мира и победить дьявола. Как возвышенно проповедовал святитель Епифаний Кипрский: «О, новое, неслыханное событие и чудо! Христос вчера воздвиг из мертвых Лазаря, a ныне Сам грядет на смерть. Вчера Он, как Жизнь, даровал жизнь другому, а ныне, Живодавец, Сам идет принять смерть. Вчера Он разрешил погребальные пелены Лазаря, а ныне Сам добровольно идет, чтобы быть связанным погребальными же пеленами. Вчера Он извел человека из тьмы, а ныне Сам идет, чтобы ради человека быть положенным во мрак и в тень смерти». По толкованию святителя Луки Крымского вход Господень в Иерусалим совершился на ослице – чудом воскресения Лазаря из мертвых Христос открыл миру истину Своего мессианского достоинства, но торжественно вступая в Иерусалим, Он являет не образ гордого и величавого царя, а смиренномудрого Мессии – это священная тайна кенозиса всемогущего Бога, для Которого земное царское величие – горсть праха, а величайшее сокровище – любовь, готовность принести себя в жертву ради Своего возлюбленного творения – ради всего мира и каждого из нас. По глубокомысленному и премудрому рассуждению святителя Софрония Иерусалимского путь Христа из Вифании в иудейскую столицу в духовно-иносказательном смысле знаменует собой тайну Боговоплощения – Христос грядет с небес через Пречистую Деву – Царские Врата, дабы сойти на землю и принять крестную смерть на Голгофе, Он – «Грядущий во имя Господне», грядет с надзвездных небес на землю, чтобы принять страдания и смерть, сойти в преисподнюю и воскреснуть из мертвых – свершить подвиг любви во имя Господне – во имя Бога Отца, ниспославшего Его, и снова взойти к Отцу Небесному – вознестись на небеса и воссесть одесную Вседержителя. Зачем совершилось великое и неизъяснимое таинство Боговоплощения и Сын Божий пришел в наш мир? Господь пришел в мир, чтобы искупить все наши грехи, победить смерть и Ад, научить нас истинному искусству любви – вечной, духовной и небесной, указать падшему человеку путь к спасению. По слову преподобного Симеона Нового Богослова: «Первозданный Адам, будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от древа, от которого Бог повелел ему не есть. За это предан он великим карам – тлению и смерти, для смирения гордыни его». В согрешении своем Адам попрал веру в Бога, ибо, будучи сотворенным по образу и подобию Создателя – премудрым и бесстрастным, он более поверил коварной речи змея, а не Слову Божиему, благодать отступила от него, он обезумел – стал скрываться от Бога и отпал от источника вечной жизни. «По этой причине и весь род человеческий соделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам – смертным, то есть по душе и по телу. Человека, каким создал его Бог, не стало более в мире; и возможности не было, чтоб стал кто–либо таким, каким был Адам до преступления заповеди… Бог, желая иметь такого человека, каким в начале создал Адама, послал в последние времена на землю Сына Своего Единородного, и Он, пришедши, воплотился, восприняв совершенное человечество, чтобы быть совершенным Богом и совершенным человеком, и Божество имело таким образом человека достойного Его». После того как Адам вкусил от древа познания добра и зла, все люди стали тленны и смертны, не было более никакой пользы от мудрости, богатства, власти и славы мира сего, и только пришествие Иисуса Христа, Сына Божиего на землю и Его крестный подвиг на Голгофе дали бытию смысл, надежду на жизнь вечную и освобождение от греха. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы мы стали сынами Божиими. Христос пришел в мир не в силе и славе Божества, не как покоритель царств мира сего, а как Спаситель мира и Искупитель грехов рода человеческого, возвещающий не о триумфе священного царства на земле, а о горнем Иерусалиме, о Царстве Небесном, покоряющий мир не силой и могуществом, а любовью и милосердием; любовь – сущность Его проповеди и заповедей, без любви храм нашего сердца – пуст, вера – мертва, надежды – тщетны, а жизнь – бессмысленна. Иисус Христос есть Божественная Любовь ставшая плотью, Ему бесконечно драгоценная свобода человека, Он ценит душу человеческую выше всех царств и сокровищ мира. Царь мира пришел не воевать за эфемерное мирское величие Израиля, а спасти от погибели мир, лежащий во зле. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир. Чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин.3:16-17). Господь есть не только всемогущий Творец мира и премудрый Искупитель, но и всеблагой Спаситель. По возвышенному слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова – возлюбленного ученика Богочеловека Иисуса Христа, Бог есть Любовь, и нет ничего превыше Любви ни на небесах, где обитают Ангелы, ни на земле, где живут люди. Преподобный Исаак Сирин учил, что тайна воплощения Божия есть «Божье откровение» и «великая тайна любви». Господь приходит в мир как Агнец, искупающий первородный грех – вероломное предательство Адама. Христос, восходя на Голгофу как Богочеловек – совершенный Бог и совершенный человек, оправдывает человека перед Богом – антроподицея, и Бога перед человеком – теодицея. Господь, жертвующий Собой, для того, чтобы каждый из нас жил вечно, умирающий на Кресте, дабы «смертью смерть попрать и сущим во гробех живот даровать», внимающий каждому молитвенному вздоху и отирающий слезу каждого скорбящего – истинный Бог и имя Ему – Любовь. Спуск Сына Божиего, Иисуса Христа с горы Елеонской к Иерусалиму глубоко символичен. Это тайна Боговоплощения, пришествия в мир Спасителя, гора Елеонская – образ горнего мира, а Иерусалим – мира дольнего, лежащего во зле. Вход Господень в Иерусалим торжественен – это пророческое торжество, возвещающее о победе Богочеловека над мировым злом – дьяволом, грехом и смертью, а Его въезд в священный град на осле – прообраз жертвы Агнца Божиего, раскрывающий цель прихода Спасителя в наш мир – тайну искупления грехов рода человеческого, тайну Голгофы, ибо в Иерусалиме Ему предстояло добровольно принять мученическую смерть на Кресте. Зная по Своему абсолютному всеведенью, что Ему надлежит взойти на Голгофу и умереть, Христос добровольно входит в Иерусалим, тем самым идя на неизбежную казнь, Он приуготовляет Себя к жертвоприношению, ибо он Сам – Архиерей и приносимая Им святейшая Жертва, и это – величайший подвиг любви, ведь Он становится величайшим Мучеником и принимает в сердце Свое все наши скорби – лично не разлучаясь с Богом Отцом и Святым Духом, претерпевает на Голгофе вселенскую муку Богооставленности – мировую скорбь, от лица всего человечества изрекая самые страшные и пророческие слова из Псалтыря – «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня?», не только нисходя в глубочайшую бездну наших мук и нашего падения, но и через Животворящий Крест вознося нас к Богу, поднимая от земли к небесам и отверзая Своей святой кровью неприступные врата Царства Небесного.
По толкованию святых отцов Церкви ослица символизирует собой иудейский народ, а молодой осленок – языческие народы, принявшие Новозаветное Откровение. По анагогическому толкованию два животных символизируют собой Священное Писание: ослица – Ветхий Завет, молодой осел – Новый Завет, а Сам Господь Иисус Христос – библейский Бог пророков и Откровения, предвечный Логос и Слово Божие, Ипостасная Божественна Премудрость, открывшая Себя в боговдохновенных книгах. Вход Христа в Иерусалим на осле глубоко символичен, ибо если конь – образ войны, то осел – эмблема мира, примирения многогрешного человечества с Богом. Древние иудеи, восторженно приветствующие Христа, а потом злобно кричавшие: «Распни, распни Его!», представляли себе Мессию как земного властителя и великого царя, грезили о том, как Он освободит Израиль и сокрушит Римскую империю. Но Христос отверг искушение земными царствами в пустыне, Он проповедовал о горнем Иерусалиме, о любви к ближним и врагам, о свободе и всепрощении, о Царстве Божием, которое внутри нас. Въезд Господень в Иерусалим – это грозное предостережение всем нам о том, что нам надлежит исповедовать Христа Спасителя не одними словами, но всем сердцем – о том, что каждый из нас может оказаться одним из той толпы, которая торжественной встретила Искупителя, а затем – требовала Его смерти, о том, что каждый наш грех – это гвоздь, вбитый в распятого Христа, совершившего искупление всех грехов мира, о том, что каждый наш дурной помысел и каждое нечестивое намерение сердца есть шип тернового венца, пронзающий святое чело Сына Божиего. Когда Христос приближался к Иерусалиму, то весь город пришел в движение и Его встретили бурей восторженных криков и ликованием: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.;21:;9). «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк.;19:;38). По толкованию святителя Кирилла Туровского все мироздание радовалась вместе с жителями Иерусалима, предчувствуя скорую победу Христа над смертью: «Ныне всякая тварь веселится, освобождаемая от вражьего порабощения, ныне сотряслись адские врата и путы и ужаснулись бесовские силы. Ныне холмы и горы сладость источают, нивы и поля Богу плоды приносят, горние поют, а преисподние рыдают, и дивятся ангелы, видя идущим по земле Невидимого на небесах, сидящим на жеребенке Сущего на херувимском престоле, окруженным народами Того, Кто неприступен для небесных сил. Ныне младенцы радостно восхваляют Того, Кого со страхом славят и серафимы. Ныне шествует на пути в Иерусалим Тот, Кто измерил небо пядью и землю дланью, ныне вступает в Церковь Невместимый для Небес». По слову святителя Софрония Иерусалимского Иисус из Назарета, восседающий на меленьком и невзрачном осле, есть совершенный Бог и совершенный человек, Он – грядущий на Голгофу, есть никогда не разлучающийся с Богом Отцом и Святым Духом и непрестанно носимый на Своем небесном престоле высшими Ангелами – Херувимами и Серафимами: «На осле сидит Он, и – не отлучается от лона Отчего; детьми восхваляется, и на высоте – от Серафимов богословствуется; в Иерусалим входит, но и горнего Иерусалима не оставил… Благословен видимо Грядущий… на жребяти, как на Херувиме!» В благоговейном восторге Христа славили дети на земле, возносящие хвалу Мессии и Спасителю, а на небесах – Ангелы пели хвалу Сыну Божием. Святитель Епифан Кипрский так рассуждал о тайне мледенческого славословия: «Но что ты скажешь об этих детях? Какое заключение сделаешь о песнословиях грудных младенцев? Скажи мне: кто просветил их? Кто научил? Или кто возбудил? Кто умудрил? Кто неожиданно дал слово неискусным в слове, если не Христос, Предвечное Слово? Ныне дети и младенцы, держась одной рукой сосцов, другой потрясают пальмовыми ветвями Христу и воспевают ангельское славословие. Неискусная в слове природа вдруг делается способной беседовать о Боге, вдруг приносит Богу, как дар, пророческое слово – песнь бесплотных, и восклицает: Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Бог – Господь, и явился нам!». По толкованию Кирилла Туровского в образе младенцев пророчески «изображены все те христиане, что никак не мудрствуют о Христе, но для Него живут и за Него умирают, и приносят Ему обеты и молитвы». Христос говорил ученикам Своим, что если они не станут как дети, то не войдут в Царство Небесное, ибо Бог ищет детской веры – искренней, чистосердечной и радостной сыновней веры, в основе которой лежит бескорыстная любовь к Всевышнему, но вместе с тем Священное Писание возвещает нам, что христианам не надлежит быть младенцами по уму – всякий верующий в Бога призван исследовать Библию и святоотеческую мудрость, соединить сердечную веру с возвышенным и духовным философствованием по Христу. Таинственное и дивное чудо – дети земные и Ангелы небесные славят Бога, два мира – земной и небесный, видимый и невидимый вновь сливаются в единой вере и едином славословии, как было в момент Рождества Христова – «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.;2:;14), знаменуя мистическое, молитвенное и литургическое единство Церкви земной и Церкви небесной, ибо святая Церковь одна на небе и земле, провозглашая, что высшее назначение человека – жить духовной жизнь как Ангелы на небесах и славить Бога. Святитель Софроний Иерусалимским утверждал, что если жители Иерусалима, и прежде всего дети, встречающие Христа Спасителя торжественными словами – благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (Лк.;19:;38) – поют о небе и устремляют сердца и умы свои к горнему, то Ангелы на небесах поют о земле – это великая и неизреченная тайна примирения Бога и земного мира.
По свидетельству евангелистов множество народа, услышав, что Христос едет в Иерусалим, держали в руках пальмовые ветви и вышли навстречу Ему, восклицая: «осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:13). Прославление Сына Человеческого имеет духовное значение – это пророчество о втором пришествии Спасителя на землю, приоткрывающее эсхатологический смысл входа Господнего в Иерусалим – образ нашего мира. Если первое пришествие Христа на землю совершилось в безвестии под покровом ночи в Вифлееме, то Второе пришествие Его совершится во славе – Господь явится на земле с силою и славою великою, окруженный Ангелами. Евангелист Матфей образно уподобляет пришествие Христа сияющего Божественным Светом – молнии, сверкающей от края до края земли – от Востока до Запада. Если в эсхатологическом прочтении вход Христа в Иерусалим – это пророчество о втором пришествии Господа в земной мир, всеобщем воскресении мертвых и Страшном Суде, то онтологически, это знаменует, что Вседержитель не покидает Свое творение, ибо мир не может существовать без Бога. Боговдохновенный пророк Давид восклицает в Псалмах: «Скроешь лицо Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновишь лицо земли» (Пс.103:29-30). Премудрый Дионисий Ареопагит утверждал, что жизнь – это дар от Бога и она вечна в Боге, ибо Господь есть «живоначальная Жизнь». В книге Иова сказано: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4). «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял бы к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы во прах» (Иов.34:14-15). Если бы Господь обратил сердце Свое к Себе, то мир не был бы сотворен, и более того – если бы любовь не изливалась из сердца Божиего на все творение, то оно все погибло, ибо Творец неба и земли есть Податель жизни, и все существует силой Его любви и милосердия, а Божественная Любовь – тайна сотворения мира и онтологическая основа мироздания. По слову преподобного Исаака Сирина сотворение мира – это выражение бесконечной любви Божией, ибо Господь «по избытку благости и изобилию любви» сотворил бесчисленное множество Ангелов, вселенную – Свой великолепный храм, отражающий величие и красоту премудрого Создателя, и человека – образ и подобие Всевышнего. В сотериологическом плане вход Иисуса Христа в Иерусалим – это образ пришествия в мир Сына Божия, Спасителя и Искупителя – безвинного Агнца, берущего на Себя грехи мира, ведь именно в Иерусалиме должно было совершиться искупление. И распятие Христа на Голгофе – это историческое и метафизическое свидетельство любви Бога к сотворенному Им миру и человеку: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Вход Господень в Иерусалим – это библейское событие, имеющее глубокое духовное содержание. Христос, входящий в Иерусалим – это Христос Спаситель, идущий на добровольные страдания ради нашего спасения, входящий в мировую историю и жизнь каждого из нас, в наш внутренний Иерусалим – нашу душу, покоряющий наши страсти и назидающий нас в целомудрии, миротворчестве, сокрушении сердечном и жертвенной любви. Христос вошел в Иерусалим, чтобы более не покидать его – Он входит во всемирную историю и в нашу жизнь, чтобы никогда не оставлять никого из нас, быть с нами везде – в мире, Церкви, Евангелии и Святых Дарах во все дни до скончания веков, дабы очистить, освятить и преобразить нас, соделав достойными вхождения в чертоги горнего Иерусалима.
После торжественного въезда в Иерусалим Христос направился в храм – это означает, что Господь входит в нашу жизнь и ищет в нас все самое святое, благочестивое и праведное, дабы мы сделались священнослужителями Божиими и наши сердца – жертвенниками Его, дабы мы покаялись – нравственно исправились и духовно преобразились, отвергли путь греха и вернулись к Богу, отдали Ему святая святых своего сердца, искали Царство Небесное и правду его. В символическом плане вход Господень в Иерусалим – это пришествие Слова Божиего в человеческое сердце. В антропологическом плане Иерусалим – это образ человека, а храм – образ его сердца. В Евангелии рассказывается, что Христос направился в храм – Господь ищет сердце человеческое, но в храме Он услышал не дивные звуки богослужения и молитв, а мирской шум – блеяние животных, крики торговцев и обменщиков монет. Видя осквернение святилища Божиего, Господь взял бич и изгнал торговцев и продающих скот из дома Отца Своего Небесного, ибо храм – образ горнего Иерусалима на земле. Иерусалимский храм символизирует наше сердце и, приходя в него, Господь находит там не гимн и песнь во славу Всевышнего, не тихую молитву и покаянный плач, а рев животных – низменных страстей, крики обменщиков монет – мирские помыслы. Преподобный Исаак Сирин учил, что бич Божий – это символ Божественной благодати, истребляющей грех в сердце человеческом и изгоняющей из него страсти. Спаситель, изгнав торговцев из храма, «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую вещь» (Мк. 11:16). Вещь – это мирская суета, которую мы приносим в свое сердце, призванное быть храмом Божиим. Монах Симеон Афонский писал, что «мелочи жизни – это обыденность и суета, которые умерщвляют душу, если она не стремится в сокровенную глубину Божественной Жизни». В Евангелии от Матфея сказано, что после изгнания торговцев, к Спасителю приступили слепые и хромые в храме, и Он исцелил их. Слепые и хромые – это наши души, и Господь исцеляет их, дарует уму Божественное просвещение – очи веры, а воле – духовные силы исполнять евангельские заповеди – жить по правде Божьей, ходить прямо перед Всевышним. Когда Спаситель узрел Иерусалим с горы Елеонской, то на очах Его появились слезы и Он заплакал, ведь в Иерусалиме, предназначенном стать местом Его крестных мук и добровольной смерти на Голгофе, должно было совершиться самое страшное из всех преступлений рода человеческого – богоубийство. В духовном смысле плач Христа об Иерусалиме – это плач Господень обо всем мире, лежащем во зле, о каждом из нас, о наших почерневших от бесчисленных согрешений душах и сердцах, ставших пристанищем низменных страстей и всевозможных пороков. Плач Иисуса Христа об Иерусалиме можно сравнить только с молитвенным плачем скорбящего ветхозаветного пророка Иеремии, покаянным каноном богопевца Андрея Критского и «Адамовым плачем» преподобного Силуана Афонского. Как говорил Амвросий Медиоланский: «Господь плакал об Иерусалиме, чтобы он прощен был ради слез Его, когда сам плакать не хотел». Плач Богочеловека Христа об Иерусалиме – это прообраз всех монашеских молитв за наш мир. В вербное воскресенье молящиеся в храме держат в руках освященные ветви вербы, что знаменует веру в победу Иисуса Христа над смертью и Адом, предвосхищение воскресения мертвых. Преподобный Макарий Египетский говорил, что сердце человека без Бога – это гроб и могила, там гнездится тьма страстей, а душа – истинный мертвец, связанный оковами духовной смерти – грехом, и только Господь может, сойдя в глубины преисподней сердечной, воскресить омертвевшую душу. Преподобный Симеон Новый Богослов – один из величайших боговидцев Церкви, размышляя о жизни и смерти души, говорил, что истинная жизнь – это соединение души с Богом. «Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает. Жало смерти сей есть грех, потому что смерть и тление суть порождения греха. Душа чрез грех умерла для вечной жизни, отделившись от Духа Святаго и от Царства Его». Наша душа бессмертна, но без Бога она мертва в духовном смысле, и только Христос «пришествием Своим воскрешает мертвую душу, дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает». Святитель Иоанн Златоуст восторженно говорил, что Господь, распятый на Кресте и воскресший из мертвых, сокрушил врата преисподней и истребил лицо смерти и само имя ее. Ветхозаветный пророк Иезекииль – библейский боговидец и парадоксалист, вдохновенный пастырь изгнанников Израилевых, предрекший возрождение храма Божиего – предчувствие Нового Завета и воздвижения Иерусалимского храма Гроба Господня, пророчествовал о всеобщем воскресении мертвых, когда Господь отверзнет гробы, ибо как алмаз крепче камня, так любовь Божия крепче смерти, а Святой Дух Его – Податель жизни вечной: «и вложу в вас Дух Мой, и оживете» (Иез.37:14). «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев» (Иез.33:11). Из всех ветхозаветных пророков Иезекииль по преимуществу мистик, его необычайно загадочные писания – это книга неисследимых тайн Божиих, а возвышенные созерцания – предвосхищение Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова: «И услышал я голос громкий с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:3-4). Вход Господень в Иерусалим – одно из важнейших евангельских событий, научающее нас искать Бога и Царство Небесное, а не земные блага – мирское величие, славу и власть, искать спасение в евангельской надежде на милость Божию и чистосердечной и бескорыстной вере, действующей любовью, видеть Бога таким, каков Он есть – познавать Его вечную любовь, знать, как мы бесконечно дороги Ему, помнить, что назначение каждого человека – жить духовной и святой жизнью, как живут Ангелы на небесах, непреклонно исповедовать, что Иисус Христос – наш Спаситель и истинный Победитель Ада и смерти.
Свидетельство о публикации №218112901786