День 12. Париж. День первый

День 12. 3 октября, среда

ГОЛУБОЕ И РОЗОВОЕ

Наш апарт-отель – первый в нашем путешествии отель с завтраком. Завтрак без особых изысков, но очень приличный: кофе, сок, круассаны, багет, два-три сорта сыра, пара сортов ветчины, помидорки черри, масло, джем, мед, молоко, хлопья. Я, честно говоря, не ожидала от французского отеля такого изобилия. По моим воспоминаниям почти 20-летней давности, на завтрак в трехзвездочном отеле давали булочки с маслом и джемом и кофе с молоком, и это было все.

Мы порадовались, что нам теперь долго не надо думать об еде, быстро собрались и поехали в направлении музея французского искусства XIX века - Орсэ, знаменитого самой представительной коллекцией импрессионистов. С одной пересадкой доехали на метро с нашего Порт де Монтрей до площади Согласия. Площадь реконструируется, так что мы только издали посмотрели на египетский обелиск и статуи главных французских городов, а я рассказала историю о том, что после поражения Франции во франко-прусской войне, подписания мира в 1871 году и аннексии Эльзаса и Лотарингии статуя, изображающая Страсбург, была задрапирована черной тканью.

Мы сверились с планом и уточнили для себя, что вот этот сад, вдоль которого мы сейчас пойдем к музею, и представительные здания за его оградой - это сад Тюильри и сохранившиеся павильоны дворца Тюильри. Сам дворец, как известно, был сожжен при Парижской коммуне все того же многострадального 1871 года и больше не восстанавливался.

По мосту Конкорд мы перешли Сену, прошли вдоль решетки Тюильри и оказались перед Орсэ. Увидели довольно большую очередь, но двигалась она быстро.

Почему мы выбрали не Лувр? Во-первых, элементарно устали, побоялись, что огромный музей нам не осилить ни физически, ни эмоционально. Во-вторых, я в Лувре уже была в тот свой, первый приезд, а Юре было все равно, Лувр или Орсэ. А в-третьих, я очень люблю импрессионистов, мои любимые залы в Эрмитаже – с ними, а единственная картина, перед которой я могу замереть в восторге на неопределенное количество времени - это «Бульвар Монмартр» Камиля Писарро. И конечно, мне давно хотелось посмотреть собрание Орсэ, так что мы его еще в Екатеринбурге себе запланировали.

Очередь прошла быстро, мы купили билеты (14 евро - полный тариф). Кстати, билеты в музеи во Франции все очень красивые, видимо, это должно служить хоть каким-то утешением за их дороговизну :)

Музей Орсэ не гигантский, как Лувр, и вроде бы навигация по нему хорошая, но то, что мы искали, нашли не сразу. Много сил у нас отняли «академисты» (Энгр и другие), в которых мы уперлись в первом же зале. Юра был не слишком рад, что названия картин не дублируются на английском - ему приходилось зависеть от моего перевода, а я же тоже не волшебник, а только учусь :)

После «академистов» (заранее прошу прощения, я в искусстве разбираюсь плохо, представления о стилях и школах у меня довольно общие, и я ориентируюсь практически только на критерий нравится - не нравится) мы перешли к романтикам. Потом - к барбизонской школе с роскошной коллекцией Милле. Перешли в зал с «Похоронами в Орнане» Курбе (я попутно вдохновенно вещала о роли Гюстава Курбе в Парижской коммуне и о том, что именно он был главным идеологом свержения Вандомской колонны). И тут мы увидели очередь на выставку ранних работ Пикассо «От голубого к розовому».

Пошли туда. Ничуть об этом не пожалели, правда, вышли совсем обессиленные – выставка большая, интеллектуально и эмоционально нагружает очень мощно. До сих пор помню сюжет с погребением Касагемаса, пародийной аллюзией на «Погребение графа Оргаса» Эль Греко, и один выразительный женский портрет. И я лишний раз убедилась, что у всех великих мастеров палитра волшебная, ни одна репродукция, даже в самом великолепном полиграфическом исполнении, этого не передает. Может, здесь и лежит водораздел между талантом и гением? Талант будет хорош везде, а картины гениев надо обязательно смотреть вживую... Но, повторяю, я дилетант от искусствоведения, и все это просто моя досужая болтовня.

Так и с импрессионистами – у них же краски светятся! В немного затемненных залах Орсэ это особенно заметно. Я вдоволь насмотрелась на серию руанских соборов Моне и на многое другое, что давно хотела увидеть. Остаток сил мы посвятили французскому модерну.

Вышли чуть живые, перед глазами до сих пор голубой и розовый туман. Поняли – без еды и выпивки сейчас пропадем. Прошли через сад Тюильри, немного проветрили голову. Обедать поехали домой, у нас ведь полный холодильник продуктов и плита. По дороге купили нашу вторую парижскую бутылку вина, AOC Ros; d’Anjou, за смешные 4,36 евро. 

После обеда, конечно, опять поехали в город. К слову: мы покупали обычные билеты Ticket+ за 1,49 евро, посчитали, что недельный поездной Navigo нам на 3 дня покупать невыгодно. В общем-то, не прогадали. Но если бы мы жили ближе, потратили бы на дорогу меньше.

Вышли мы на этот раз на Больших бульварах и решили пересечь Париж с севера на юг. Пошли по улице Монмартр по направлению к Лувру и его пирамиде, посмотрели, ужаснулись размерам Лувра, порадовались, что на этот раз нам туда не надо. Нашей целью был Люксембургский сад. По мосту Карузель мы перешли Сену, по улице Бонапарта углубились в некогда аристократический район Сен-Жермен-де-Пре. По пути видели собственно церковь Сен-Жермен-де-Пре, известную тем, что она самая старая в Париже, и еще тем, что в ней похоронен Рене Декарт, а также церковь Сен-Сюльпис, известную тем, что ее расписывал Эжен Делакруа. Там рядом и музей Делакруа, я очень люблю этого художника и жалею, что так туда и не попала. Мы только львов у фонтана пофотографировали.

По дороге от Сен-Сюльпис мы углубились в спор о том, что это вообще за имя такое – Сульпиций, много ли французов называют в его честь, и что этот святой хорошего сделал, чтобы для него такую церковь отгрохали. Почему, – риторически вопрошал Юра, – церкви в честь архангела Михаила нет, а в честь Сульпиция есть? Я заверила, что название Сен-Мишель на карте Парижа тоже представлено очень широко. Скоро мы и сами оказались на бульваре Сен-Мишель (это уже Латинский квартал) и прошлись по нему до одноименного фонтана.

Но сначала Люксембургский сад. Там было по-осеннему и по-вечернему пусто и красиво особенной, меланхолической красотой. В 19 часов нас оттуда, правда, выгнали, погуляли и посидели там на стульях мы совсем недолго. Рядом был сквер Обсерватории – тоже уже закрытый.

На бульваре Сен-Мишель уже чувствуется атмосфера неформальная и интеллектуальная. До сих пор нам не попалось ни одного книжного магазина, а здесь книжные развалы были на каждом шагу. Обнаружился и огромный пятиэтажный магазин Gibert Joseph, на который я тоже имела кое-какие планы. Но сегодня было уже поздно - дело шло к 8 вечера. Мы зато покопались в развалах «1 книга за 1 евро», и я выудила одну из частей трилогии Марселя Паньоля и юмористическую книжку Зоэ Шепард «Искусство ничего не делать в офисе».

В этот вечер мы еще видели купол Пантеона между домами, и отметили для себя на завтра, где находится музей Клюни. А когда дошли до фонтана и уперлись в станцию метро, то решили, что, пожалуй, на сегодня хватит впечатлений, и поехали ужинать с нашим розовым анжуйским.

Следующая заметка: http://proza.ru/2018/11/30/402


Рецензии