Желбери

       По пути на виноградные плантации в южной части Франции мы свернули  на развилку, утопающую  в тени деревьев.
      - Так короче, - пояснил встретивший нас в аэропорту сопровождающий – сотрудник винодельческой фирмы, заключившей с российским поставщиком соглашение на поставку продукции.
      - Из-за особенности местности трасса идет в обход, - продолжал пояснение французский уполномоченный, представляющий интересы нашего нового партнера. - Минуя этот маленький городок, мы сэкономим  двадцать минут времени.
 
       Вскоре показались домики-усадьбы, окруженные лужайками и изгородями из подстриженных кустарников. Русскому взору был приятен и интересен этот вид.
       Когда жилые объекты остались позади, и дорога повернула в сторону живописного склона, обозначилось интересное  стоящее особняком строение.
       - Какая необычная постройка! Дом в стиле эпохи Возрождения, - заметил мой напарник по командировке.
       - Верно, - подтвердил наш сопровождающий. – Я вижу,  Вы разбираетесь  в архитектуре!
       - Ну, не могу сказать, что специалист, просто архитектура – один  из моих интересов, можно сказать - хобби, - пояснил мой друг.
        – Да,  Вы правы, этот дом в стиле Возрождения, - продолжил французский коллега. -  Подобные проекты начали применяться для строительства светских зданий еще с  16 века. Их взяли на вооружение  купцы, а высшей точки этот стиль достиг в творчестве Палладио. Поэтому поместье «Желбери», как его называют, всегда привлекает внимание приезжающих.
         - Да уж. Оно этого стоит. Очень красиво оформлен карниз над симметричным фасадом, и балкон над входной дверью, что является одной из отличительных черт стиля, - продолжал изливать свои восхищения мой друг. - А  кто его хозяин?    
         - Никто.
         Этим ответом сопровождающий ввел нас в недоумение:
         - Почему?
         - Этот особняк заброшен, и желающих его приобрести нет. Даже за несоизмеримо низкую стоимость, благодаря его славе…
                ***
         Семь лет назад  это поместье приглянулось одному коллекционеру недвижимостью.  Он  скупал интересные с архитектурной точки зрения  строения. Реставрировал их и продавал. Такой род занятия не только отвечал его интересам, но и способствовал увеличению фамильного капитала.
         - Вы знаете, что этот дом носит дурную славу? – поинтересовалась агент фирмы, которая привезла его на показ поместья.
         - Я скептик. Не верю в «нечистую силу». Приобрел не один дом с дурной репутацией и ничего не случилось. Сейчас там  спокойно живут люди. И вообще я  проявляю интерес к домам с историями, они менее затратные для приобретения, - пафосно парировал состоятельный покупатель, осматривая дом. - Красавец! Он прекрасно сохранился! Какая внутренняя отделка! Беру! Беру без сомнения!
         
         Его решение без излишних колебаний было оформлено договором. Новый покупатель  привез  с собой двух востоковедов для профессионального заключения о художественном стиле отделки, который никак не сочетался с архитектурным стилем.  Знатоки восточной росписи повели себя странно. Осмотрев на  лестнице вензеля  с  вплетением в них камней различной формы, они возбужденно стали лопотать на своем языке. А затем,  плохо изъясняясь по-французски, потребовали увезти их отсюда, повторяя одну фразу:
        - Ночь – плохо! Место – плохо! Камни убивают!
       Списав это на чудаковатость восточных гостей, хозяин не перестал  приезжать в свой новый дом, где  руководил ходом его подготовки к жилому виду.
       Днем здесь работали нанятые местные люди, которые требовали немалой оплаты и покидали поместье задолго до наступления сумерек.
       Хозяину не терпелось показать своим друзьям такое роскошное приобретение. Не прошло и месяца, как в особняк нагрянули гости. Так как они прибыли издалека (из северной части Франции) и собирались пробыть здесь несколько дней, для них были подготовлены два верхних этажа.         
       Собравшись за сервированным столом в большом холле второго этажа, все поздравляли своего друга с удачным приобретением.
       - Я впервые  вижу подобную отделку стен! - поделился своим впечатлением один из приглашенных  - эксперт-реставратор.
       – Редкий восточный орнамент! Но самое поразительное - это камни! Вначале я  подумал, что они относятся к поделочным, но нет! Такой характерный перелив цвета при освещении заставляет склониться к мысли об их ином происхождении. Признаюсь, подобных камней мне  не приводилось видеть. Тут нужен более пристальный анализ, - закончил он свое суждение.
        - Ты прав, - подтвердил его слова новый обладатель дома. – Пока я занимался хозяйственными делами, наслышался разных забавных историй от «сторожил» этого городка.  Правда они несколько противоречивы: этот дом  появился здесь раньше других, а архитектура всегда переживает своих создателей. 
      

                ***
      Легенда гласит, что Жербер - автор этого творения,  был молчуном и очень угрюмым человеком. Откуда он появился, и кем был, никто не знал, несмотря на то, что он часто  прибегал к помощи местных жителей, которые  выполняли подсобные работы при строительстве.  В  этот особняк он вложил огромные средства и особенно трепетно относился к своим камням, которые применил для отделки. Работники с восторгом описывали своим знакомым картины росписи, напоминающие мотивы Востока.
      Но после окончания работ местные жители больше не видели Жербера. Он вел затворнический образ жизни. А вскоре, как поговаривали, повредился умом от одиночества.  Прохожие иногда слышали, как он громко смеялся и кричал: «Жерберы! Жерберы!»  Кого или что он называл своим именем, никто так и не узнал.
      
       Прожил он в поместье мало: однажды утром его нашли перед домом на лужайке с разорванным до ушей ртом.
       С тех пор люди обходят особняк стороной. 
       Рассказывают, что история с подобными смертями повторилась с двумя последующими  владельцами. С тех пор  поместье стало не востребованным. Никто не хотел приобретать его даже за бесценок.

       - Так может, не следовало   покупать этот дом? - сказала одна дама, на которую  произвел впечатление рассказ об истории особняка.
       - Да брось! Это все страшилки для женщин! - заверил ее хозяин.
                ***
        Заслушавшись историй о прошлом здешних мест, взрослые не заметили, как дети-непоседы вышли из-за стола.
       Девятилетняя Эмили, прыгая на одной ножке и  придерживаясь рукой за стенку, стала считать ступеньки полукруглой лестницы, ведущей в гостиную на первом этаже.
        Пьер, робкий и рассудительный мальчик,  был на год старше нее, и поэтому   пытался урезонить свою подружку и  уговаривал ее вернуться.
        Она,  хихикнув в ответ, спрыгнула на следующую ступеньку, обозвав его «трусом». Пьер развернулся и побрел  наверх,  не желая с ней больше играть.
         Эмили остановилась, прислушиваясь, как он, сопя, уходит. Ей стало скучно: некому было демонстрировать свои способности. Она завертела головой и заметила, как  на стене сверкнул круглый камешек. Она прикрыла его ладошкой. Ниже поманил следующий камень -  овальный. Девочка накрыла и его.
         - Поймала!  Поймала! - засмеялась она.
       
         Приглашенная  для приготовления ужина женщина занималась на кухне десертом, когда услышала  внизу под лестницей детский смех.  Потом на минуту смех затих и девичий  голос спросил:
        - Желбери? Ты -  Желбери? - девочка залилась звонким заразительным смехом, который стал постепенно удаляться, а потом  резко оборвался.
        Пудинг был уже готов,  когда помощница по хозяйству услышала голоса гостей. Они искали  и звали  Эмили, но ребенок не откликался на их зов. 
               
           Приехавшие полицейские обыскали всю округу, и  лишь поздним вечером в пыльном подвальном помещении особняка нашли мертвую девочку.
                ***
          - С тех пор здесь никто не живет, - закончил свой рассказ французский коллега.
          - А что же все-таки случилось с девочкой?
          - Следствие не дало вразумительного  заключения. Все это  попахивает «нечистым»: у девочки был разорван рот, но никаких других признаков насильственной смерти  обнаружено не было. На многолетнем слое пыли, где лежал обезображенный труп ребенка, не было никаких следов.
         
          - Еще говорят, что коллекционер архитектурных шедевров - последний владелец усадьбы Желбери, все свои деньги перевел в монастырь, а сам стал его затворником. Вот такая история у этого маленького городка, - подытожил наш сопровождающий. – Ну вот, мы и приехали.
         - Верно гласит присказка: «Пути Господни неисповедимы», - произнес мой напарник.
         
        Нас эта выдуманная или невыдуманная история поразила.  Мы и не заметили, как доехали до ворот компании – конечной цели нашей командировки.

    10.01.2012


Рецензии