иDei

          Идеи суть вечные понятия вещей, существующие в Божественном уме.
                Августин



Мы слепы, слепы без идей. Идея – форма, посредством и через которую я вижу вещь. Форма самой вещи? Нет, форма моего видения.
Материальное не может видеть нематериальное, и обратно. Идея – вот универсальная форма видения всех вещей, материальных и нематериальных.
Реальность, стоящая за идеей, и реальность, которая вглядывается в неё, нетождественны и не видимы друг для друга. Реальности меняются во времени, но универсальные идеи вечны и неизменны.
Я вижу реальность, но и реальность тоже видит меня, видит как видение, подразумевающее видящего. Всё вообще – реальность, ирреальность тоже реальность, ошибка видения.
Всё познаётся через идеи, и нет ничего, что познаётся иным путём. Идеи не "волшебные очки", не урим и туммим познания, идеи – особая и автономная среда, intelligentia, которую формирует моё сознание, но которая не принадлежит ему в силу универсальной общности интеллекта при индивидуальной разделённости интеллектуального продукта.
Познание идей, intelligentiae intelligentia, само составляет реальность иного порядка, сообщаясь с которой человек обретает ангельский статус.
В этом смысле идеи действительно правят миром, но только в этом, и только миром идей. Выведи интеллигибельную форму сознания за пределы личности – и получишь "идею боженьки", столь раздражавшую прагматиков Ильичей, первого и второго (надеюсь, последнего). Это то же самое, что взять "лошадку, везущую хворосту воз", и наделить её самостоятельным статусом, высшим по отношению к другим членам, как-то: повозка, возница, отец, отсутствующий на сцене, но присутствующий на плане бытия, не говоря уже о владельце леса – он несомненно обнаружит порубку и примерно накажет "чёрных лесорубов", когда-нибудь...
Видеть мир как идею не означает уходить от мира как вещи. Открывая глаза, видишь мир, и закрывая глаза – остаёшься в мире. Духовное, иначе символическое, видение мира лишь прибавляет в "чёрный ящик" ещё один язык, говорить на котором, по большому счёту, будет не с кем.
Впрочем, говорить и не придётся. Если от идеи как потенции нашего интеллекта протянуть гружёный воз (см. выше: "лошадка") к "чистой дощечке ума" и "вечным понятиям вещей", которые пишутся на этой дощечке, то говорить и правда не с кем: подобное познаётся подобным, а что общего между моим умом смертного – и "Божественным умом" моих идей?


28 ноября 2018 г.


Рецензии