Позитивные аспекты христианства

Плохо,когда атеист видит своё назначение в том, чтобы лишь критиковать религию. Критика явления будет лишена глубины,неполноценна, если мы не согласимся видеть и положительные её стороны. В сравнении этих сторон и строится действительная критика. Так что же нового добавило христианство в психологию человечества? Важно учесть, что речь у нас прежде всего пойдёт о теории. На практике многие замечательные идеи христианства искажались порой самым грубым образом.

1.Окончательное отделение духовного начала от начала чувственного. Приоритет субъективности,души,Я. Духовное как высшее начало в жизни и сознании человека. Ценность души, индивидуальности, идеала.
2. Любовь как основа божественного и человеческого бытия.Хотя эта идея чрезвычайно искажается на практике.
3.Творение мира богом не из хаоса, а из Ничто или из ничего. Первое предполагает лишь упорядочение и коррекцию уже данного материала. Второе подчёркивает роль субъекта в творении нового, дух (в образе Бога) мыслится не просто сущим,но творящим.
4. Повышение значения незримого, сущности, по сравнению с телесной формой. Автоматически повышается и значение идеи, абстрактного мышления,теории.Сама истина полагается духовной.
5. Монотеизм как власть Единого над многим, прогрессивней политеизма.
6. Недосягаемость и суровость Бога сменилась на возможность более тесного взаимодействия Бога и Мира, на началах вполне моральных. (Образ Сына Бога, Иисус-посредник и заступник. Бог стал пониматься и как Любовь и Милосердие.Бог стал более человечным. Жизнь Иисуса символ участия Бога в делах земли.
7. Закрепление связи идей Спасения и личной праведности. Происходит формальное, но соединение религии с нравственностью.
8."Сердце" как то, что выше ума, средоточие не только греха,но и нравственности. Это призыв к человечности деяния,исходит ли оно от простого человека или от учёного.
9. Социальная версия Царства Божьего, утопическая, но выражающее оптимистическую идею всеобщего спасения и создания совершенного общества, с окончательной победой Добра над Злом. Даже Конец Света мыслится как начало Нового Неба и Новой Земли.
10. Идея бессмертия души и жизни. Это опять же усиливало ценность субъективного мира. Само тело же оказывалось не темницей души,но храмом её.
11. Идея всёединства - части и целого, индивида и Бога, человечества и высшей силы,мыслимой как благая, сущности и явления, духовного и телесного бытия,земного и небесного мира.
12. Вместе с идеей греха складывается и идея (идеал) его преодоления. Факт страдания людей формируют идеи "духовного подвига веры", стойкости искупления, пусть загробного, но воздаяния "по справедливости". Само страдание обретает смысл. Получает ценность и идея сострадания.
13. Обращение к слабым мира сего, обездоленным,страдающим. Теоретически это религия бедных и обиженных. Богачи мыслятся как грешники.
14.Патриархальные отношения Бога и Человека меняются на более моральные. Человек не только уже слуга и раб бога, но и его друг, помощник в богоугодных делах.Он не только исполнитель воли бога, но и имеет относительную свободу воли. Повышается его самостоятельность и ответственность перед собой,миром и богом.
15. Интернационализм христианства, заложенный уже в Ветхом Завете и развитый в Новом. Вера, а не нация и благосостояние или власть определяет ценность верующего.
Мы знаем как практика христианства отлична от его теории. Гегель даже полагал, что с возникновения общины мы пошли по пути лжехристианства, далёкого от истинного учения Христа.


Рецензии
Понравилось по многим причинам.
Откликнусь на пункты 9 и 13.:
Слово "утопическая" в п.9 несколько противоречит п.13, особенно если учесть, что на момент явления Христа был известен опыт общинного социализма к примеру, в секте ессеев.

С уважением.

Георгий Сотула   29.11.2018 01:35     Заявить о нарушении
Спасибо,учту.

С уважением.

Николай Островский 2   13.12.2018 20:49   Заявить о нарушении