Поэтические пародии. Чем они интересны?

Если вы, мои дорогие друзья, обладаете великим даром – ЧУВСТВОМ ЮМОРА,
владеете основами стихосложения, имеете широкий кругозор в области литературы, и не только, то самое время побаловать себя написанием ПАРОДИЙ. 

Пародия (от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня») – «забавная переделка важного сочинения, смешное или насмешливое подражание… представление наизнанку.

 Пародировать – представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное - смешным»
Говоря иначе, пародия — это «произведение - насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Создание комического образа исходного произведения достигается с помощью приемов гиперлизации (преувеличения) выбранного вами текста.

 Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора,
сочинения некоторого жанра или стиля.

 Формы пародии разнообразны, в пример можно привести травестию и бурлеск. 
 
БУРЛЕСК – низкий предмет, излагаемый высоким стилем, ТРАВЕСТИЯ  - высокий предмет, излагаемый низким стилем.

В пародии четко прослеживается ОБЪЕКТ критики, т.е. что именно критикует
пародист: неудачный прием, нелепое сравнение, несуразный сюжет, стиль и т.д.

Искусство литературной поэтической пародии ничуть не ниже  поэтического искусства вообще. Более того: умение писать пародии должно сочетать в себе искусство поэтического слога плюс литературоведческие знания и к ним же – знание психологии.
Недаром, известных пародистов куда меньше, чем известных поэтов.

Я приведу примеры пародий на стихотворение «Жил-был у бабушки серенький козлик» В данном случае пародируется  поэтический стиль маститых поэтов,
по которому,  не задумываясь, можно различить, кому принадлежит «голос поэта».

Александр Финкель

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Вчера лишь нежила козла, —
Слиянье черного и белого,
А нынче я уж не мила —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

Вчера еще в ногах лежал,
Взаимно на него глядела я,
А нынче в лес он убежал —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

И серым волком в злом бору
Похищенное, похищенное,
Ты, счастие мое, ни тпру,
Ни ну — сожратое, сожрённое.

И только ножки да рога,
Вот — ножки да рога успела я
Прибрать от зверского врага —
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

Как жить теперь — в сухом огне?
Как в степь уйти заледенелую?
Вот что ты, козлик, сделал мне!
«Мой козлик, что тебе я сделала?»

1924 г.
(Источник: Посвящается Марине Цветаевой. — М.,1991.)

Осип МАНДЕЛЬШТАМ

Ни к чему в белой ночи козленку гулять.
Волки тоже изрядно умеют стрелять.
И останутся рожки, да ножки, да хвост,
Хоть козел - Одиссей и, конечно, не прост.
И всплакнет Пенелопа, молитву творя,
Где-то шлялся козел, а ее в лагеря...
Прах его по утрам окропляет роса...
Петербург, где найду я козлов адреса?

Анна АХМАТОВА

Не плачь.
Такое время года.
Такие темные дела.
Ему была дана свобода -
Но волки...
Нет, увы, козла.
Останки мне напоминают -
Рога, копыта, шерсти клок...
Нельзя оплакивать, родная,
Все,
Что лежит у наших ног.

Борис ПАСТЕРНАК

Мело,
Мело,
Несло пургу
Во все окошки.
Белели ножки на снегу,
Желтели рожки.
И заметало волчий след,
И заметало.
Козла в помине больше нет.
Козла не стало.
Рыдает мать:
О, боже мой...
Одна в метели.
Козла напрасно ждет домой -
Его доели.
Рога желтеют за стеклом.
Белеют ноги.
Недавно
Все это козлом
Шло по дороге.

Сергей ЕСЕНИН

Ты еще жива, моя старушка?
А меня давно на свете нет.
Ручки-ножки, рожки-завитушки...
Да, отговорил один поэт.
За кленовым тыном,
В чистом поле
Драли меня волки
Всю-то ночь...
Я козел.
И жил всегда в неволе.
Не рыдай.
Слезами не порочь.

Андрей Белый

ПАРОДИЯ

Под Гумилева

Я — молода: внимают мне поэты;
Я — как звезда, над блеском вечерниц;
Стан — как лоза; глаза — как кастаньеты,
Бросаются из шелковых ресниц.

И тут, и там, — мне юноши Гренады
Бряцают саблями, — по вечерам,—
Под окнами играя серенады,
А по утрам — сопровождая в храм.

Мне посвящал рондэли — Пирсо Памбра,
Мне обещал дуэли — дон Баран;
Но мне милее — минарет Альгамбры,
Вдруг задрожавший в воздух ятаган.


Кому не известен пародист Александр Иванов?

Вот одна из его пародий на строчки поэта Николая Доризо,
«Не писал стихов и не пишу, — Ими я, как воздухом, дышу»

Не писал стихов — и не пиши!
Лучше погуляй и подыши.
За перо поспешно не берись,
От стола подальше уберись.
Не спеши, не торопись, уймись,
Чем-нибудь, в конце концов, займись.
Выброси к чертям карандаши.
Полежи, в затылке почеши.
Суп свари, порежь на кухне лук.
Выпей чаю, почини утюг.
Новый телевизор разбери —
Посмотри, что у него внутри.
Плюнь в окно и в урну попади!
В оперетту вечером пойди.
Вымой пол, прими холодный душ,
Почитай на сон грядущий Чушь...
Что-нибудь, короче, соверши!
Не писал стихов —
И не пиши!

Сейчас впору привести пример одной из своих пародий.

Браконьер

На реке  -   перемет,
Я к нему бегаю.
А потом первый мед
В поле под телегою.
Ты, пчела, не гуди,
Как твое здоровьице?
Все еще впереди,
Что-нибудь  уловится.
Не стерлядка – так язь
Или красна-девица.
Надо жить, не таясь,
Главное, надеяться!
…Эй, весна, погоди,
Я кричу ей, сватая,
Сколько вас позади?
«Я – пятидесятая».
        Владимир Демидов

ПАРОДИЯ

Жил себе,  не боясь
Ничего на свете.
Не стерлядка, так язь
Попадались в сети.

Я читал деве стих,
Завлекал гитарою.
А потом – сколько их -
Под телегой старою.

Вот полтинник грядет,
Свататься пора уже.
Но никто не идет –
Все подруги замужем.

И к тому же  молва:
Когда был с дивчиною,
Искусала пчела
Место мне причинное.

- Знаешь, Вов, не грусти,
Поправляй здоровьице,
Все еще впереди –
Что-нибудь уловится!


Рецензии
Во всяком случае пародирующий всегда должен быть выше пародируемого, а иначе пародия хромает на все четыре лапы...

Соломон Ягодкин   03.12.2018 15:09     Заявить о нарушении